Программа предмета дополнительного образования ««Хочу и буду знать английский язык













Программа предмета дополнительного образования
«Хочу и буду знать английский язык»
8 класс
(34 часа)











Программа составлена
учителем английского языка
МБУ гимназии № 48:
Александровой Н.Р.





















г.о. Тольятти

Пояснительная записка.
Направленность дополнительной образовательной программы.

Данная программа составлена для учащихся 8 класса гимназии, имеющих один дополнительный час по иностранному языку для расширенного изучения предмета и является продолжением Программ дополнительного образования «Хочу и буду знать английский язык» для 6 и 7 классов.
Программа предназначена для работы над развитием навыков чтения, аудирования, устной речи и письма, т.е. над обучением всему комплексу необходимых видов речевой деятельности на углубленном уровне, значительно расширяющем базовый стандарт. Средний этап (восьмиклассники, 7-й год обучения), как переходный, предполагает развитие навыков устной и письменной речи, а также чтения для решения повседневных коммуникативных задач на уровне связного целостного текста и готовит учащихся к старшему этапу, когда данный комплекс речевых умений рассматривается как цель обучения с последующим контролем на ЕГЭ.

II.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы.

Новизна предлагаемой программы заключается в том, обучение в рамках ее курса позволяет расширить, развивать и совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию школьников. Это достигается за счет создания условий для дополнительной речевой практики (говорения, письма, аудирования, чтения), актуализации речевых и социокультурных знаний, умении и навыков путем привлечения аутентичных материалов, отвечающих возрастным особенностям и интересам учащихся.
В центре образовательного пространства многопрофильного образовательного учреждения – гимназии – ученик с его потребностями, мотивами, интересами и уровнем языковой подготовки. Поэтому программа предусматривает расширение его ценностно-смысловой деятельности через знакомство учащихся с образцами художественных произведений в области литературы, живописи, архитектуры, скульптуры средствами английского языка.
Данная программа занимает особое место в сетке предметов дополнительного образования и дает учащимся представление об особенностях и формах искусства в англоговорящих странах и России, о национальных традициях и культурах разных стран.

Актуальность данной программы обусловлена наметившейся прогрессией в овладении английским языком школьниками на данном этапе обучения и задачей не только поддержать, но и превысить базовый уровень знаний школьников по английскому языку. Программа призвана сформировать у учащихся умения читать, осмысливать, интерпретировать информацию различных жанров мирового искусства с учетом уровня владения английским языком. Это может быть достигнуто за счет создания условий для дополнительной речевой практики продуктивного (говорение, письмо) и рецептивного (аудирование, чтение) планов; систематизации и актуализации языковых, речевых и социокультурных знаний, навыков и умений; обеспечения, с одной стороны, повторения и восполнения пробелов в базовой подготовке, с другой, ее некоторого расширения и углубления путем привлечения новых аутентичных материалов, отвечающих возрастным особенностям и интересам восьмиклассников; увеличения в связи с этим количества изучаемых тем, предметов речи, видов и типов текстов. Это неизбежно должно привести к увеличению продуктивного и, в особенности, рецептивного языкового минимума, к пополнению знаний, навыков и умений во всех видах речевой деятельности: более сознательному выбору стратегий обучения и компенсаторных умений, большей самостоятельности школьников.
Педагогическая целесообразность данной программы проявляется в совершенствовании иноязычной коммуникативной компетенции школьников в целом и одновременным введением школьников в мир искусства Англии, США и России все это позволяет: во-первых, расширить филологический и художественный кругозор молодых людей, которые обучаются в классе гуманитарного направления, и, во-вторых, смогут перенести полученные в процессе изучения данного курса знания, умения и навыки в другие образовательные области. Поэтому программа интегрирована с литературой, МХК, историей, изобразительным искусством, музыкой.
Программа содержит научно-методическое обоснование, учебный план, формы контроля, критерии оценки ЗУН и компетенций по четырем основным видам деятельности: чтению, говорению, аудированию и письму. Результат достижений по данной программе может быть соотнесен с пороговым уровнем обученности, выделенным в зарубежной школе. В этом случае подготовка учеников к девятому классу средней школы по иностранному языку сможет соответствовать общеевропейскому стандарту на данном этапе обучения. Характерной особенностью обучения английскому языку в рамках данной программы является более активное взаимодействие всех видов речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование и письмо), а также повышение роли аудирования и письменной речи как цели и средства обучения. Программа готовит учащихся 8 класса к способности решения повседневных коммуникативных задач на уровне связного целостного текста и также готовит учащихся к старшему этапу, когда данный комплекс речевых умений рассматривается как цель обучения с последующим контролем на ЕГЭ. Кроме того, учитывается компонент реформирования выпускных экзаменов в 9 классе, когда форма проведения итоговой аттестации по английскому языку в 9 классе может быть решена в пользу «мини ЕГЭ».

Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

Цель программы: коммуникативное и социокультурное развитие личности обучаемого, подготовка его к межкультурному общению.
Программа ставит своей целью формирование и развитие культуры речевого поведения, интерес к слову, умение прогнозировать содержание по заглавиям, интерес к чтению, к культурному наследию изучаемого языка.
Работа по данной программе нацелена на выработку положительной мотивации через работу со страноведческим материалом, интеграцию материалов по страноведению и краеведению, расширение кругозора учащихся, их языковой компетенции.
Цель обучения по данной программе соотносится с целями обучения иностранным языкам на базовом уровне, но расширяет, развивает и совершенствует иноязычную коммуникативную компетенцию школьников.
Это достигается за счет создания условий для дополнительной речевой практики (говорения, письма, аудирования, чтения), актуализации речевых и социокультурных знаний, умении и навыков путем привлечения аутентичных материалов, отвечающих возрастным особенностям и интересам учащихся.
Специфика курса отражается в его задачах.
Задачи курса:
1. Повышение уровня социально-политической образованности учащихся.
2. Обучение приёмам социокультурного наблюдения, анализа и интерпретации иной культуры.
3. Совершенствование интегративных коммуникативных умений, необходимых для взаимодействия участников межкультурного общения.
4. Обучение технологии умственного труда с учётом универсального (гуманитарного, лингвистического) профиля.
5. Воспитание уважения к родной и иной культуре, патриотизма и толерантности, воспитание внимания и уважения к собеседнику.
Преподавание курса предполагает применение современных информационных и педагогических интерактивных технологий. При прохождении тем используются такие методики и технологии как технологии критического мышления, ролевая игра, работа в команде и малых группах, творческие задания. Таким образом, учащимся предоставляется возможность приобрести навыки поисковой работы, самостоятельной работы, совершенствовать навыки аудирования и чтения.

В ходе курса учащиеся должны:
овладеть терминологией, необходимой для социокультурного диалога партнёров;
совершенствовать умения и навыки устной речи в типичных для англоязычной культуры ситуациях общения в рамках тем курса;
овладеть знаниями, необходимыми для решения проблем, возникающих у людей, проживающих за границей;
научиться заполнять документы (таможенную декларацию, карточки выезда, бланки заказов завтрака в гостинице, адрес на конверте).
Задачи и содержание обучения.
Цели данного курса определяют его основные задачи:
Обеспечить овладение учащимися четырьмя видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым и поисковым) текстов из литературы различного характера (общенаучных, профильных, научно-популярных, общественно-политических, научно-художественных) имея в виду, что ведущим видом речевой деятельности является чтение;
обучить школьников письменному переводу (с иностранного на русский);
развивать навыки и умения устного общения на базе профильно- ориентированной лексики, имея в виду, что ведущим видом устной речи является развёрнутое монологическое сообщение;
обучить школьников умению письменно фиксировать значимую для них информацию в виде делового письма;
включить в активный словарь учащихся общенаучную терминологию и профессионально-направленную лексику, расширить объём рецептивного словаря школьников, объём и глубину осваиваемых грамматических умений, характерных для научно-художественной литературы.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.

Отличительной особенностью данной программы от государственной общеобразовательной программы является то, что здесь значительно возрастает удельный вес работы с текстом, который служит не только источником информации и объектом чтения, но и образцом для развития и совершенствования навыков и умений устной и письменной речи, отправной точкой для самостоятельных личностно-ориентированных высказываний. В связи с этим меняются требования к уровню владения учащимися отдельными видами речевой деятельности. Уже на данном этапе владение основными видами чтения совершенствуется, делается более гибким и формируется преимущественно на основе аутентичных, проблемных публицистических и художественных текстов, затрагивающих актуальные темы современности. Речь учащихся характеризуется большей инициативностью и спонтанностью, в ней могут затрагиваться нестандартные ситуации общения. Деление на диалогическую и монологическую речь на этом этапе условно, так как они все больше выступают во взаимосвязи. Основными видами диалогической речи становятся свободная беседа, групповое обсуждение предложенной проблемы. Выделенные ранее типы диалогов (расспрос, побуждение и др.) выступают в комбинированном виде с преобладанием диалога обмена мнениями. На старшем этапе учащиеся строят собственные высказывания на основе текста и самостоятельно, с достаточной аргументацией выстраивают развёрнутые высказывания по поводу прочитанного или услышанного. Они опираются на все коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение).

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
Программа рассчитана на учащихся 13-14 лет, и учебный материал подобран исходя из возрастных особенностей, интересов и познавательных потребностей подростков. Учебный материал, составленный по данному принципу и выбранной тематике молодежной направленности, с включением проблемных для юношества вопросов - вопросов образования, молодежной субкультуры, успехов и достижений молодежи, жизни сверстников за рубежом, путешествие по миру и знакомство с культурным и историческим наследием народов различных культур, – способствует творческому становлению личности, созданию положительного эмоционального фона и созданию условий для естественного учебного процесса.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Программа на рассчитана на 34 учебных занятия, что соответствует 1 занятию в неделю в течение учебного года.

Форма и режим занятий.
Занятия проходят во внеурочное время. Длительность каждого занятия соотносится с длительностью урока 40 минут. Каждое занятие имеет характерную для изучаемого материала структуру, логическую и композиционную составляющие, предусматривается использование мультимедийных и технических средств обучения. Широко используются лексические и грамматические игры, уроки-соревнования, уроки-форумы, уроки-дискуссии, уроки-конференции, видеомосты, ролевые игры. Каждая тема отрабатывается на протяжении нескольких уроков (от 2 до 6).

Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

На уроках по программе дополнительного образования продолжается развитие речевых умений. Требования к уровню владения речевыми умениями предусматривают владение речевыми умениями на повышенном, продвинутом уровне, а также беглость, спонтанность и естественный темп. В результате обучения по данной программе учащиеся должны уметь решать следующие коммуникативные задачи: говорение (диалогическая и монологическая речь), аудирование, чтение и письмо.
Говорение
Диалогическая речь
Совершенствование умений участвовать в диалогах этикетного характера,
диалогах-расспросах, диалогах-побуждениях к действию, диалогах-обменах информацией, а также в диалогах смешанного типа, включающих элементы разных типов диалогов на основе новой тематики, в тематических ситуациях официального и неофициального повседневного общения.
Развитие умений:
участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему,
осуществлять запрос информации,
обращаться за разъяснениями,
выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.
Объем диалогов – до 7-8 реплик со стороны каждого учащегося.

Монологическая речь
Совершенствование умений устно выступать с сообщениями в связи с увиденным /прочитанным, по результатам работы над иноязычным проектом.
Развитие умений:
делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме,
кратко передавать содержание полученной информации;
рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки;
рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка.
Объем монологического высказывания 14-18 фраз.
Аудирование
Дальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, а также содержание аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров и длительности звучания до 3х минут:
понимания основного содержания несложных звучащих текстов монологического и диалогического характера: теле- и радиопередач в рамках изучаемых тем;
выборочного понимания необходимой информации в объявлениях и информационной рекламе;
относительно полного понимания высказываний собеседника в
наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения.
Развитие умений:
отделять главную информацию от второстепенной;
выявлять наиболее значимые факты;
определять свое отношение к ним, извлекать из аудио текста
необходимую/интересующую информацию.

Чтение
Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных, художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей):
ознакомительного чтения – с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера;
изучающего чтения – с целью полного и точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных);
просмотрового/поискового чтения – с целью выборочного понимания необходимой/интересующей информации из текста статьи, проспекта.
Развитие умений:
выделять основные факты;
отделять главную информацию от второстепенной;
предвосхищать возможные события/факты;
раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
понимать аргументацию;
извлекать необходимую/интересующую информацию;
определять свое отношение к прочитанному.


Письменная речь
Развитие умений писать личное письмо, заполнять анкеты, бланки; излагать сведения о себе в форме, принятой в англоязычных странах (автобиография/резюме); составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста.
Развитие умений: расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их; рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства; описывать свои планы на будущее.

Основные общеучебные умения. Среди общеучебных умений, развиваемых и формируемых у учащихся 9 классов, особо значимыми являются следующие:
пользоваться различными видами справочных материалов (словарями, памятками, справочниками, комментариями, в основном включёнными в комплект обучения);
прогнозировать содержание по заголовкам текста, воспринятого на слух или визуально;
извлекать информацию из различного рода письменных источников, выделять основную мысль, отличать главное от второстепенного;
обходиться минимумом языковых и речевых средств для решения коммуникативной задачи;
делать выводы на основе получаемой информации, выражая при этом своё отношение к фактам, событиям, предмету разговора или давать им свою оценку.

Лингвострановедческие и страноведческие знания и умения:
знания безэквивалентной и фоновой лексики, а также реалий в рамках изучаемой тематики;
знание отдельных аспектов страны изучаемого языка, касающихся её культуры в широком смысле этого слова (исторические факты, литература, музыка, изобразительное искусство, спортивная жизнь, театр и кино, национальные праздники и традиции и др.) и умение оперировать этими знаниями в ходе собственных высказываний;
умение высказываться в связи с различными аспектами национальной культуры своей страны и страны изучаемого языка.


Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования и т.д.).
Результатом деятельности по данной программе предполагается проведение открытых уроков, открытых мероприятий, уроков-конкурсов, уроков-соревнований, творческих отчетов перед родителями, участие в городских, региональных и всероссийских предметных конкурсах, выставка сочинений учащихся, подготовка и защита учебных проектов.
Объектами контроля являются речевые умения – аудирование, говорение в монологической и диалогической речи, чтение и письмо.
Задания по всем видам речевой деятельности ориентированы на ситуации, стимулирующие аутентичную коммуникацию.
По результатам деятельности учащимся выставляется положительная оценка. В случае, если ученик не справляется с выполнением заданий и отработкой речевых упражнений, предусмотрен вариант дополнительной, облегченной, коррекционной работы поэтапного усвоения изучаемого материала.
Учебно-тематический план (поурочный).

№п/п
Название темы
урока
Кол-во
часов
Форма
организации
занятий
Форма
контроля

1.
Unit 1.
Успех и личность. Настоящее простое время
1
Объяснение.
Практика.
Отработка в
упражнениях.
Заполнение таблицы.

2.
Человек на пути к успеху. Настоящее длительное время.
Глаголы не имеющие формы продолженного времени.
1
Объяснение. Практика. Отработка в
упражнениях.
Знание структуры и
умение
применить в
ситуации

3.
Ученик, его достижения и творческое развитие.
Отрицательные приставки прилагательных. Суффиксы существительных. Синонимы.
1
Заполнение таблицы.
Устный ответ.

4.
Урок контроля.
1

Комплексный тест.

5.
Unit2.
Молодежная культура и субкультура.
Прошедшее простое время. Прилагательные антонимы
1
Объяснение.
Практика.
Отработка в
упражнениях.
Грамматический тест

6.
Молодежная культура и субкультура.
Прошедшее продолженное время.
1
Аудирование, работа в парах.
Знание структур и умение применить в ситуации .

7.
Одежда, внешность.
Прилагательные антонимы
1
Объяснение. Практика. Отработка в упражнениях.
Знание структур и умение применить в ситуации

8.
Молодежная культура.
1
Индивидуальная работа.
Написание открытки.

9.
Урок контроля.
1
Урок - ролевая игра.
Использование всех структур и ЛЕ.

10.
Unit 3.
Вокруг света. Центры современной популярной музыки в Великобритании.
Настоящее совершенное время.


1
Объяснение. Практика. Отработка в упражнениях.
Знание структур и умение применить в ситуации

11.
Вокруг света. Центры современной популярной музыки в Великобритании.
Настоящее совершенное время.

1
Объяснение. Практика. Отработка в упражнениях.
Знание структур и умение применить в ситуации

12.
Туристические маршруты в Европе.
Настоящее совершенно-длительное время
1
Работа с текстом
Умение правильно прочитать текст и понять его.

13.
Туристические маршруты в Европе.
Настоящее совершенно-длительное время
1
Аудирование и выполнение упражнений.
Заполнение таблицы.

14.
Урок контроля.
1

Комплексный тест.

15.




Unit 4.
Мир таинственного и неопознанного. НЛО -правда или вымысел? Прошедшее завершенное.
1
Объяснение. Практика. Отработка в упражнениях.
Знание структур и умение применить в ситуации

16.
Мир таинственного и неопознанного. НЛО - правда или вымысел?
Прошедшее - длительное время.

1
Урок - ролевая игра.
Использование всех структур и ЛЕ.

17.
Маги и иллюзионисты.
Фокусы и трюки.
Словообразовательные суффиксы существительных.
1
Объяснение.
Практика.
Отработка в
учебных играх и
упражнениях.
Знание
структур и
умение
применить в
ситуации

18.

Маги и иллюзионисты.
Фокусы и трюки.
1
Работа с текстом.
Сбор информации.
Устный ответ.

19.
Урок контроля.
1

Комплексный тест.

20.
Unit 5.
Одноклассники. Друзья. Чувства. Взаимоотношения. Дружба.
Степени сравнения прилагательных.

1
Объяснение.
Практика.
Отработка в
упражнениях.
Знание
структур и
умение
применить в
ситуации

21.
Одноклассники. Друзья. Чувства. Взаимоотношения. Дружба.
Степени сравнения прилагательных.
t-
1
Чтение с извлечением информации.
Устный ответ.

22.
Чувства. Взаимоотношения. Дружба.
Степени сравнения наречий.
1
Работа с текстом
Умение
правильно
прочитать
текст и
понять его.

23.
Чувства. Взаимоотношения. Дружба.
1
Объяснение.
Практика.
Отработка в
упражнениях.
Знание
структур и
умение
применить в
ситуации

24.
Урок контроля.
1

Комплексный тест.

25.
Unit 6
К звездам! Рождение звезды.
Будущее простое время.
1
Работа с текстом
Умение
правильно
прочитать
текст и
понять его.

26.
К звездам! Рождение звезды.
Другие способы выражения будущего времени.
1
Урок - ролевая игра.
Использование всех структур и ЛЕ.

27.
Астронавты и космонавты.
Словообразовательные суффиксы существительных
1
Объяснение.
Практика.
Отработка в
учебных упражнениях.
Знание
структур и
умение
применить в
ситуации

28.
Астронавты и космонавты.
Словообразовательные суффиксы существительных.
1
Ролевая игра в парах.
Устный ответ.

29.
Урок контроля.
1

Комплексный тест.

30.
Unit 7.
Окружающая среда. Катастрофы на земле и в небе.
Модальные глаголы.
1
Объяснение. Практика. Отработка в упражнениях.
Знание структур и умение применить в ситуации

31.
Окружающая среда. Катастрофы на земле и в небе. Модальные глаголы в форме совершенного времени.
1
Чтение с извлечением информации.
Устный ответ.

32.
Предсказание катастроф.
Омонимы.
1
Работа с текстом
Умение правильно прочитать текст и понять его.

33.
Повторение.
1
Объяснение. Практика. Отработка в упражнениях.
Знание структур и умение применить в ситуации

34.
Урок контроля.
1

Комплексный тест.






















Литература для учащихся.

Rising Star. A pre- intermediate course. Люк Продромоу. Издатедьство Macmillan
2006 г.
Е.И.Кисунько, Е.С.Музланова. "Устные темы, диалоги и упражнения". - М., "Экзамен", 2004 г.
.А. Бонк. "Учебник английского языка". Часть 2. - Москва, "Деконт"- "ГИС", 1997 г.
Г.С.Макарова. "Дидактические карточки – задания по английскому языку". - М., "Экзамен", 2003 г.
Raymond Murphy. "English Grammar in USE". - Moscow, Cambridge University Press, 1997 г.
Л.Л Графова. "В таможне". Русско-английский справочник. - М., "Высшая школа", 1993г.
В.Осипов. "Великобритания глазами русского", - М., АПН, 1997 г.
Т.Ю.Губарева. Грамматика английского языка в таблицах и схемах. - М., "ЛИСТ",1997г.
В.В.Леонтьев. "Английский язык для поступающих в вузы". - Волгоград, 2002г.
В.Мюллер. "Англо-русский словарь". - М, "LOCKID", 2002 г.


Литература для учителя.

Н.М.Дюканова. "Поездка в Англию". Учебное пособие. Курс разговорного английского языка. - М., Иностранный язык. ОНИКС, 2000 г.
Е.И.Кисунько, Е.С.Музланова. "Устные темы, диалоги и упражнения". - М., "Экзамен", 2004 г.
3. Г.С.Макарова. "Дидактические карточки – задания по английскому языку". - М.,
"Экзамен", 2003 г. .
4. Р.У. Рум. "Великобритания". Лингвострановедческий справочник. - М., "Русский язык", 2000 г.
5. А.В.Козлов. "Практический словарь делового английского языка". - Санкт-Петербург, "ЭРВИ", 2001г.















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415