Социальный проект «Сохрани жизнь»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лицей№15»
Г.Вышний Волочек Тверская область








Проект
«Сохрани жизнь!»


Проект разработан и проведен
учителем начальных классовСамбуровой Натальей Борисовной
samburova.n@mail.ru
















2013 год
Вашему вниманию представлена разработка проекта на тему: «Сохрани жизнь».
Автор: Самбурова Н.Б. МБОУ Лицей №15 г. Вышний Волочек Тверской области.
Дидактические задачи:
Развитие у учащихся навыка безопасности жизнедеятельности.
Цель :
выяснить, какие правила безопасности дети знают;
научить детей пользоваться этими правилами.
Задачи, которые решают дети в ходе проекта:
узнать о правилах безопасности для школьника;
выяснить, почему возникают пожары, и как себя вести, чтобы пожар не случился;
найти ответ на вопрос: «Может ли ребенок сам научиться правилам безопасности или кто-то должен научить этим правилам ребенка?»
Задачи учителя:
уточнить и расширить знания детей о безопасности жизни;
научить детей пользоваться литературой по теме (в книгах, справочной литературе, на сайтах Интернета)
развить интерес к изучению окружающего мира;
развивать творческие способности учащихся, речь, память.
формировать бережное отношение к жизни.
Вопросы, на которые должны быть получены ответы в ходе проекта:
какие правила безопасности мы знаем?
кто рассказал нам о правилах безопасности?
какие профессии способствуют сохранению жизни?
что надо знать пожарному?
что нового я узнал о безопасности?
как сохранить жизнь?
Возрастная категория участников
Учащиеся начальных классов.
Оформление результатов:
1. Текстовый документ 2.Презентация .


Краткая аннотация проекта:
Данное мероприятие в доступной форме знакомит детей с основами безопасности жизнедеятельности: в нем отражены правила обращения с бродячими животными, правила обращения с электроприборами, противопожарные правила. Способствует мероприятие повышению познавательной активности детей, формирует у них гражданскую позицию, развивает наблюдательность и творческие способности, способствует формированию коммуникативных навыков, организует самостоятельные исследования по учебной теме, знакомит с профессией спасатель.
Данный проект впервые был презентован перед слушателями курсов повышения квалификации областного ИУУ в апреле 2013г. с целью ознакомления педагогов с особенностями и реализацией ФГОС. Мероприятие получило высокую оценку, отмечена актуальность выбранной темы и грамотная речь детей. После просмотра было рекомендовано показать мероприятие дошкольникам, учащимся Лицея, а также детям, которые будут посещать летний оздоровительный лагерь при Лицее №15 в июне-августе 2013 года.
Проект также был показан дошкольникам и учащимся 1 класса Лицея №15 с целью обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Главный результат мероприятия- все дети в течение летних каникул сохранили жизнь и здоровье, а в конце учебного года показали высокие результаты при проведении комплексной контрольной работы, в которой диагностировались метапредметные результаты начального образования. В образовательной области «Окружающий мир» все учащиеся класса не допустили ни одной ошибки.
Таким образом, данное мероприятие несет практическую направленность, является актуальным и может быть использовано широким кругом лиц в профессиональной деятельности: воспитателями детских садов, учителями начальных классов, преподавателями ОБЖ, организаторами внеклассной работы школ.

Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения:
Компьютеры, имеющие пакет - MS Office, экран, мультимедийный проектор.








Сценарий проекта «Сохрани жизнь»


Слайд №1.
Ведущий 1. Прозвенел веселый звонок, начинается учебный год, и многие родители всерьез задумались о безопасности собственных детей. В жизни ребенка произошли изменения, он теперь первоклассник. Это значит, ребенок должен многому научиться, и прежде всего безопасности.

Ведущий 2. Раньше, когда малыш ходил в детский сад, за ним присматривали воспитатели, а потом, мама и папа. Теперь ребенок самостоятелен, как же быть? Знает ли ребенок правила безопасности?

Ведущий 3. Наше мероприятие (проект) называется«Сохрани жизнь!». Мы решили узнать о правилах безопасности для школьника, выяснить, почему возникают пожары и как себя вести, чтобы пожар не случился. А также ответить на главный вопрос: Может ли ребенок сам научиться правилам безопасности или кто-то должен научить этим правилам ребенка? Начнем с главного вопроса.

Слайд №2.
Ведущий 1. Цель нашего мероприятия: выяснить, какие правила безопасности дети знают, и выяснить, умеют ли дети пользоваться этими правилами.
Слайд №3.
Для этого мы решили узнать о правилах безопасности для школьника и выяснить, почему возникают пожары, как себя вести, чтобы пожар не случился, а также найти ответ на вопрос: «Может ли ребенок сам научиться правилам безопасности или кто-то должен научить этим правилам ребенка?»

Слайд №4.
Ведущий 2. С самых первых дней малыш познает мир, все ему интересно, все хочется попробовать и потрогать. Мама постоянно рядом и не разрешает трогать острые предметы, подходить к розетке, дотрагиваться до горячего чайника. Почему бы и не попробовать? Я дотронулся до чайника и обжег ручку, больше сам чайник не трогаю. Мама была права. «Моего опыта маловато,- решает малыш. Послушаю я лучше маму. Она меня научит, что можно делать, а что нельзя. Кто же еще меня может научить безопасности?

Ведущий 3. Папа чинил розетку, интересно и мне поучаствовать. Но я помню про чайник, послушаю лучше папу и посмотрю, как он работает. Самому мне еще рановато чинить розетки. А папа говорит про ток, что он страшно опасный. Где этот ток? Надо поучиться, а знаний по безопасности маловато-то. Интересно, где и кто меня может научить безопасности?

Ведущий 1. Итак, элементарные знания о безопасности мы получили от мамы и папы, бабушек и дедушек. В детском саду нам тоже рассказали о правилах безопасности. Я смотрела образовательные передачи и мультфильмы. Один из них предлагаю посмотреть и вам.


Просмотр мультфильма «Спасик и его друзья».

Ведущий 3. Но я не нашел ответа на мои вопросы, мама говорит, в школе все узнаешь, когда научишься читать. Скорее бы научиться!

Слайд №5.
Я школьник, буквы уже изучил, а родители на «Праздник прощания с Букварем» подарили мне энциклопедию. Читать я уже умею, попробую поискать ответы на вопросы там. Текста много, читать пока еще трудно, всему свое время. Послушаю я пока учителя, да и в учебнике окружающего мира очень много интересного.

Ведущий 2. Большое внимание основам безопасности жизни детей уделяет школа: на уроке окружающего мира мы узнаем правила обращения с электрическим приборами, правила дорожного движения, правила пожарной безопасности. Предлагаю вам посетить урок окружающего мира в Лицее.

Сценка «На уроке». (Дети сидят за партами, входит учитель.)
Учитель: Здравствуйте, дети. Начинаем урок с интересной загадки, отгадав которую, вы определите тему урока.

1 ученик: Рыжий зверь в печи сидит.
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь,
Искусает всю ладонь.

Учитель: Итак, кто нашел ответ?
Дети вместе: огонь.
Учитель: О чем мы будем сегодня говорить на уроке окружающего мира.
Дети: о пожарах. О правилах безопасности.
Учитель: Начнем с проверки домашнего задания. Какие правила безопасности вы знаете?



Слайд №6.
2 ученик: Никогда не дразни собак

Развлекаться можно так:
Я иду, Дразню собак!
То язык им покажу,
Кулаком им погрожу,
То маню их колбасой
То кидаю камнемОй!!!
Оглянулся я вокруг-
Их так много стало вдруг!
Все и лают и рычат,
Укусить меня хотят!
Как мне страшно! Помогите!
От собак скорей спасите!!
Ах, зачем их обижал,
Как же я не понимал.
Что собак дразнить нельзя!
Выручайте же, друзья!

3. Ученик. Не трогай бродячих собак и кошек

Не трогай, ты себе не враг,
Бродячих кошек и собак.
От них чесотку и лишай
Легко подхватишь невзначай.
Погладишь- можешь заразиться
И будешь вынужден лечиться.

Учитель: Молодцы, ребята. А как надо обращаться с электрическими приборами?

4 ученик. Не включай электроприборы мокрыми руками.

Все дети должны обязательно знать:
Электроприборы нельзя выключать
Тогда, когда руки мокры от воды.
Такая халатность-шаг до беды!
Сначала их вытри получше, дружок!
Потом выключай самовар, утюжок.
Шутить с электричеством очень опасно!
Зачем же тебе рисковать понапрасну?

5 ученик: Не пользуйся электроприборами, когда сидишь в воде

Помни: в ванне и под душем
Фен тебе совсем не нужен!
Плейер тоже подождет-
До него дойдет черед!
В ванне ты пока сидишь,
Обойдись без них, малыш.
Если рядом есть вода,
Электричество –беда.
Учитель: Молодцы, главное не только эти правила знать, но и применять их в жизни. (Входит опоздавший ученик).
Опоздавший: Здравствуйте, можно мне войти? Извините, я опоздал.
Учитель: Входи, но тогда тебе придется дать ответ на вопрос, какие правила безопасного поведения ты знаешь.

Опоздавший: Не открывай дверь незнакомым людям.

Слайд №7

Если в дверь звонит звонок-
Посмотри сперва в глазок,
Кто пришел к тебе, узнай,
Но чужим не открывай.
Если нет глазка, тогда
«Кто там?» - спрашивай всегда,
А не станут отвечать-
Дверь не вздумай открывать!
Если в дверь начнут ломиться-

·Вызывай тогда полицию.
Учитель: Ты верно ответил на вопрос, но неполный ответ у тебя получился.
Опоздавший: Не разговаривай по телефону с незнакомыми людьми.

Слайд №8.

Если телефон звонит,
Кто-то в трубку говорит:
- как тебя зовут, малыш?
Дома с кем сейчас сидишь?
И куда же я попал?
Номер я какой набрал?
Ничего не отвечай-
Срочно маму подзывай.
Если взрослых дома нет,
Не веди ни с кем бесед,
- До свидания!- скажи,
Быстро трубку положи.
Учитель: Теперь я вижу, что урок ты выучил, проходи в класс и больше не опаздывай. Давайте откроем учебники и познакомимся с новым материалом.
Все участники сценки уходят за кулисы.


Слайд №9.

Ведущий1. Авторы учебника «Окружающий мир» предложили нам в качестве домашнего задания сделать «Памятку безопасности», в которой мы написали телефоны службы спасения, наши персональные данные и контактные телефоны родителей. Эта памятка находится в портфеле у каждого ребенка, чтобы в случае чрезвычайной ситуации нам могли помочь спасатели.


Ведущий 2. У нас возник вопрос: что это за профессия «Спасатель»?
Ребята читают стихи.

1.Мы расскажем вам о тех,
Кто людей спасает
И по зову на пожар
Первым приезжает

2.Пламя злое затушить-
Это их забота,
Жар бесстрашно погасить-
Вот у них работа.

3.Эти люди лучше всех
Сильные и смелые,
Не боятся ничего
Мастера умелые!


Слайд №10
Ведущий 3. Почему пожарных называют лучшими людьми, какими знаниями они должны владеть, чтобы выполнять свою работу хорошо. Чтобы получить ответы на наши вопросы, мы пригласили в гости сотрудника МЧС Финашина Андрея Михайловича, он же папа нашей одноклассницы- Финашиной Алины.

Андрей Михайлович рассказал нам, по каким причинам может возникнуть пожар:
Слайд №11
(Ученик класса комментирует слайд ) Пожар возникает по следующим причинам:
Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей;
Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами;
нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
Утечка бытового газа;
Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями (хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки и т. д.)

Ведущий3. Таким образом, мы узнали, что причиной возникновения пожара в большинстве случаев являются люди.


Слайд №12.
Ведущий 2. Андрей Михайлович уже более 20 лет служит в пожарной части города Вышний Волочек. Он рассказал нам о том, какая сложная и опасная работа быть пожарным. Андрей Михайлович напомнил нам о правилах поведения во время пожара.

Ведущий1. Главное правило - не паниковать, не прятаться, а, приложив к носу мокрую тряпку, выбегать из дома и звонить в службу спасения по телефону: «01» или «112».
Спросим ребят, что они знают о профессии пожарный.

Дети читают стихи.

4.За сутками сутки
И ночью и днем
Готовы пожарные
К битве с огнем

И нету на службе
Секунды для сна,
Секунды – у них
Дорогая цена!

5.Едва о беде сообщит телефон,
Помчится на выручку дивизион.
Но мало отважными, смелыми быть,
Чтоб злой и коварный огонь победить.

А следует много, и знать и уметь,
Чтоб четко и быстро огонь одолеть.
Всегда осторожными будьте с огнем-
Вам скажут пожарные строго.

Пусть реже и реже для нас с каждым днем
Зовет на пожар к вам тревога.

6.Скажем прямо,
Очень плохо
Если рядом катастрофа
И пожар в дверной проем,
Как хозяин входит в дом.

7.Коль возник пожар в квартире,
Набирайте «01».
Помните, что в целом мире,
Вам поможет он один.
Четко адрес назовите,
Дом, подъезд, этаж и лифт,
Также кратко доложите,
Есть ли дети, что горит.

8.Ну а если загорятся
Вдруг электропровода,
Обесточьте сеть! И знайте,
Не поможет тут вода.

Если будет запах газа,
Все зависит лишь от вас:
Чтоб не вспыхнуло все сразу,
Перекройте срочно газ.

Окна двери затворите,
Птиц, животных заберите.
Поспешите выйти вон,
Но в подъезд, не на балкон!

Ведущий 2 : Давайте проверим, знают ли зрители телефоны пожарной службы и службы спасения. Назовите телефоны, по которым надо звонить в случае пожара или чрезвычайной ситуации.

Слайды№13, 14

Ведущий3. Вы запомнили телефоны службы спасения, надеюсь, что вам никогда не придется по ним звонить.
Андрей Михайлович показал нам одежду пожарного, и мы даже ее померили. Наверно, и вам будет интересно узнать об одежде пожарного. Итак, вот из чего состоит одежда пожарного:
(5 учеников по очереди комментируют слайды)
Штаны и куртка пожарного пропитаны специальным раствором, позволяющим на какое-то время сделать одежду не возгораемой. На штанах и куртке пожарного есть светоотражающие полоски, чтобы пожарные могли видеть друг друга в темное время суток.

Слайд №15

У пожарного есть пояс, который позволяет крепить веревку или трос для спасения людей, а также топор пожарного, которым можно взломать заклинившую дверь или прорубить выход из помещения.
Слайд №16.
Пояс пожарного очень тяжелый, ведь крепление для троса сделано из металла.

Слайд №17

У пожарного есть каска и подкасочник. Они защищают голову пожарного от ударов при обрушении балок, прогорающих предметов. Подкасочник пожарный одевает под каску в холодное время года, он защищает пожарного от холода.

Слайд №18.
Каска содержит защитное устройство, которое бережет глаза пожарного от дыма и огня. Каска Андрея Михайловича пахла дымом, сразу было понятно, что она настоящая и побывала на пожарищах не один раз.

Слайд №19

У пожарного есть специальные рукавицы, которые позволяют брать горячие предметы и не обжигать руки. Они очень большие, и от пожарного требуется мастерство и ловкость, чтобы ими пользоваться.


5. Вся одежда пожарного очень тяжелая, поэтому пожарные - это люди выносливые и тренированные. Им надо уметь быстро передвигаться, принимать моментально правильное решение, ведь при пожаре речь идет о секундах. Цена промедления - чья-то жизнь.

Слайд №20

Ведущий 1. Мы узнали об одежде пожарного, а Андрей Михайлович пригласил нас на экскурсию в пожарную часть города Вышний Волочек, там мы узнаем подробно о пожарной технике. Планируем мы наш визит в пожарную часть к 29 апреля, именно в этот день отмечается профессиональный праздник всех пожарных.
Ведущий 2. Давайте проверим, как вы слушали. Ответьте на вопрос: «Что необходимо пожарному?»

Слайд №21. Игра: назовите предметы, необходимые пожарному.

Слайд №22.
Ведущий 3. В гости с пустыми руками не ходят, поэтому мы, повторяя правила безопасного поведения, приготовили сотрудникам пожарной части подарки: это наша коллективная работа. А сейчас мы проверим, как вы запомнили правила безопасности и все вместе их повторим.

Слайд №23. (6 учеников по очереди комментируют содержание слайда)

1 ученик: Не играй со спичками!

Я спичек коробок нашел
И высыпал его под стол,
Хотел устроить фейерверк-
Все полыхнуло, свет померк!
Не помню больше ничего!
Лишь пламя жжет меня всего..
Я слышу крики, шум воды..
Как много от огня беды!
Меня спасти едва успели,
А вот квартиру не сумели.
Теперь в больнице я лежу
И боль едва переношу.
Хочу напомнить вам друзья:
Играть со спичками нельзя!

2 ученик: Будь осторожен с открытым огнем!

С открытым огнем обращаться опасно!
Не жги ты ни свечки, ни спички напрасно,
А если зажег- никуда не роняй:
Прожорливо пламя горячее, знай!
Но если случилось свечу уронить,
Бросайся огонь без заминки тушить:
Материей плотной, тяжелой накрой,
А после залей поскорее водой!

3ученик: Не пытайся починить прибор, если он включен в розетку!

Если прибор невзначай заискрился,
Греть перестал или вдруг задымился,
То побыстрее его выключай!
Только потом до конца выясняй,
Что же случилось и как же с ним быть,
Можно ли этот прибор починить.
Будет включенным прибор оставаться-
Очень опасно к нем у приближаться:
Или получишь тока удар,
Или от искры случится пожар.
Так что ты времени зря не теряй
И из розетки прибор выключай!
Выдернул вилку?- тогда все в порядке,
Смело теперь устраняй неполадки.


4 ученик: Если увидел пожар- зови на помощь!

Дым и огонь не к добру, так и знай,
Взрослых на помощь скорей призывай,
И в 01 поскорее звони:
Срочно пожарных- помогут они.
И под кроватью не прячься- учти,
Что от огня просто так не уйти.
Не оставайся в квартире с огнем,
А выбирайся доступным путем:
Мокрым шарфом нос и рот завяжи,
К двери входной через дым поспеши.


5 ученик Не подходи к газовой плите!

На кухне газ у нас горит.
Меня он манит, как магнит.
Как мама, я хочу уметь
все ручки на плите вертеть,
и спички ловко зажигать,
и газ включать и выключать.
Но мама строго мне сказала:
- к плите чтоб руки не совала!
Опасно это, так и знай!
Пока за мной понаблюдай.
Учись на кухне помогать,
Посуду мыть и вытирать,
А к газу ты не подходи-
Сперва немного подрасти!

6 ученик.
Знают все – человек без огня Не живёт ни единого дня. При огне, как при солнце светло, При огне и зимою тепло. Посмотрите, ребята, вокруг: Нам огонь -
Повседневный наш друг. Но когда мы небрежны с огнём, Он становится нашим врагом.


Слайд №24.

Ведущий3. Итак, подведем итоги. В процессе мероприятия мы нашли ответы на поставленные вопросы: я начал учиться безопасности с самого рождения, моими помощниками стали родители, воспитатели, учителя. Главное, что мы поняли, жизнь дается человеку только один раз, и ее надо беречь!

Слайд №25. Учитель: Пусть огонь в сердцах пылает, а пожаров не бывает. Спасибо за внимание. Берегите себя и своих близких. Слайд№26.
15