Лекция на свободную тему.

Лекция на свободную тему.
Я обращаюсь к тебе, о Великий и могучий русский язык!
Язык Пушкина, Чехова и Толстого,
Язык Павлова, Менделеева и Королёва.
Ты можешь и должен стать связующим звеном, объединяющим все народы России, ты должен помочь нам всем и взрослым, и маленьким жить в мире и согласии, используя, где надо, и когда надо язык дипломатии, язык доверия, язык простого общения.
О, Великий русский язык, великое русское слово! Ты способно помочь человеку стать героем, призвать его к благородным поступкам, разжечь в его сердце любовь, а можешь принизить человека, одурманить его, заглушить совесть, толкнуть на низкие дела.
Сегодня часто и тревожно звучат сочетания со словом экология: экология человека, экология культуры, экология нравственности. А должно говорить об экологии человеческого общения, экологии слова, потому что слово - оружие, способное нанести рану, оно же - лекарство, способное спасти человеческую душу.
Я хочу, чтобы добрые и умные слова, сплетённые в предложения, побуждали только к добрым делам. Хочу, чтобы жизненным кредо каждого стали слова: человек + слово == верить.
Я хочу, чтобы лучшими и надёжными нашими друзьями стали книги. Судьба книги в век электроники и телевидения, роль книги в эпоху грандиозной научно-технической революции волнует писателей и учёных, социологов и издателей, книгораспространителей и нас, учителей.
Утратив монопольное положение в информации, книга, тем не менее, остаётся душой современной системы коммуникаций.
Книга - это общество. Хорошая книга, как хорошее общество, просвещает, облагораживает чувства и нравы.
Возродить любовь к книге, формирующей личность, побудить человека вернуться к первоисточнику, призваны мы - учителя, призвана школа.
Школа - храм... Храм не только знания, но и веры. Веры в умных и образованных людей, веры, избавленной от иррациональных, мистических реликтов, но не теряющей при этом своей важнейшей смыслообразующей функции, без которой жизнь, даже наполненная самыми современными знаниями, не может быть достойной уникального творения природы,
·восьмого чуда света, каким является Человек... А следующие слова, я хочу адресовать моим коллегам, учителям.
Есть семь чудес на белом свете,
Восьмое чудо света - дети!
Вот стоит человек. Крошка.
Как у всех, есть глаза и уши.
Не ругай, потерпи немножко,
Не спеши, ты его послушай....
Ты лепи из него Личность,
Как из воска иль глины белой,
Разгляди его необычность,
Если взялся лепи умело...
Может гены в нем Архимеда,
Менделеева, Галилея?
Ты лепи его до победы,
Пока пальцы не онемеют...
Чаще сердце ребёнка слушай,
Очень много тебе доверено:
Ты характер лепишь и душу,
Ты работай легко и уверенно!
Ты лепи, пока песня поётся,
Руки держат кусочек мела,
Ты лепи, пока сердце бьётся,
Хорошо и умело!
Да, именно от учителя зависит, каким человеком в будущем станет ученик, его воспитанник. А помогает формировать его душу, воспитывает его сердце – именно слово, русское слово.
Сегодня я – учитель начальной школы, могу с гордостью сказать, что мой, пусть еще очень маленький опыт, представленный на краевом конкурсе педагогического мастерства, звучит именно о русском языке, и я представляю урок русского языка...
Это лишь маленькая толика труда простого сельского учителя на алтаре Просвещения!
Именно он, русский язык, объединяет нас, конкурсанток сегодня. Среди глобальных проблем в образовании – обучение красоте русского языка, это та проблема, которую мы можем и должны решать сегодня и всегда...
О, Великий русский язык я верю тебе! И я обещаю:
все свои стремления, силы, возможности и свой, пусть ещё малый, опыт положить на алтарь служения этой благородной цели.
15