«Формы работы по профилактике правонарушений в подростковой среде»


Районный семинар – практикум «Формы работы по профилактике правонарушений в подростковой среде»


«Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общест- венно- значимой и творческой активности, вос- питания у них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности….» - декларирует ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи , ее воздействие на воспитание детей . Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов , алкоголя . И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. За последние 10 лет численность больных наркоманией среди несовершеннолетней молодежи возросла в 17 раз. Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч уголовных дел среди несовершеннолетних школьников, причем 100 тысяч из них совершается детьми , не достигшими возраста уголовной ответственности. Кроме того , имеются проблемы, решение которых назрело давно. Среди них - насилие в семье , проблемы детей-жертв вооруженных и межнациональных конфликтов; продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей… Анализ причин роста безнадзорности среди детей и подростков свидетельствует о том, что ее истоки лежат, прежде всего, в семье (пьянство, ссоры, драки, длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка).Приобщение подростка родителями к употреблению спиртных напитков , наркотиков и др.), а также в плохой организации совместной профилактической деятельности всех служб по месту жительства и социальных учреждений. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений рассматривается сегодня как система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий распространения преступности среди несовершеннолетних . Все настойчивее звучит мысль о необходимости оформления целостной социальной политики в отношении несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении. Практика показала, что ведомственная разобщенность играет крайне негативную роль, так как профилактические меры, осуществляемые ведомствами, могут быть эффективны и результативны только в случае согласования позиций и организации взаимодействия всех специалистов, занимающихся социальным воспитанием детей и подростков, а также профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних. Это аксиома социального взаимодействия.
Важнейшие профилактические задачи, стоящие перед каждым педагогическим коллективом образовательных учреждений:содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних;формирование законопослушного поведения детей и подростков;оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней;выявление детей и семей, находящихся в социально- опасном положении;профилактика раннего семейного неблагополучия. Цель в работе ОУ по данному направлению :оказать теоретическую и практическую помощь педагогам образовательных учреждений в решении вопросов, вызывающих затруднения в работе;познакомить с перечнем необходимой нормативно-правовой базы и документации;познакомить с основными методами и приемами работы, которые обеспечивают эффективность взаимодействия школы, семьи и различных служб в профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;оказать практическую помощь в составлении психолого-социально-педагогической характеристики на «трудного ребенка»;обмен опытом работы по профилактике правонарушений. Перечень документов ОУ по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних: 1.Социальный паспорт школы.2.Комплексная программа по профилактике правонарушений.3.План работы по профилактике правонарушений обучающихся школы как приложение к плану воспитательной работы:педсоветы, совещания ,семинары по вопросам профилактики;профилактические операции, рейды;совместная работа с субъектами профилактики;планы проведения месячников, Дней профилактики и др.;план проведения родительского всеобуча;тематика общешкольных родительских собраний. 4. Документы, формирующие личное дело обучающихся , состоящих на учете в ПДН:уведомление о постановке обучающегося на учет в ОДН ОП №8;карточка обучающегося , состоящего на учете;социальный паспорт обучающегося;карта индивидуальной работы (шеф-наставник , соц.педагог , педагог-психолог);акт первичного обследования материально- бытовых условий;акты посещения ребенка ,состоящего на учете;характеристика обучающегося;ходатайство о приглашении ребенка(родителей) на КДНиЗП, о снятии с учета по исправлению или выбытию. 5.Документы, формирующие личное дело неблагополучной семьи, состоящей на учете в районном банке данных:представление ОУ о постановке семьи на районный учет;представление КДН и ЗП о постановке семьи на районный учет (заполняется КДН и ЗП);карточка семьи для постановки на районный учет;акт первичного обследования семьи;акт контрольного обследования семьи;программа (план) реабилитационной работы ОУ с семьей;карта индивидуальной работы ОУ с семьей;ходатайство ОУ о снятии семьи с учета;постановление КДН и ЗП о снятии семьи с учета (заполняется КДН и ЗП); 6. Документация , регламентирующая деятельность Совета по профилактике:приказ о составе Совета;план работы Совета по профилактике;протоколы заседаний.7.План работы и протоколы заседаний МО классных руководителей. 8. Нормативно-правовая база по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних:Кодекс Российской Федерации об административно-правовых нарушениях (с изменениями на 1 декабря 2007 года) (извлечение со ст.ст.5.35.;6.1.;6.8.;6.9.;6.10.;6.11.;6.12.;6.13.;7.27.;19.13.;20.1.;20.20.;20.21.;20.22.);Федеральный закон от 24.06.1999 г №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ( с изменениями от 13.01.2001 г.,07.07.2003 г.,29.06.22.08.,1,29.12.2004 г.)(извлечение ст. с 1 по 8.1.; с 9 по 31.; 31.1;31.2.;31.3. ; включительно ; 32); Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;Конституция РФ;Гражданский кодекс РФ№51-ФЗ (ч.1);№14-ФЗ (ч.2);Семейный кодекс РФ № 223-ФЗ от 29.15.1995 г.;Основы законодательства РФ об охране здоровья №55487-1 от 22.07.1993 г.;Федеральный закон РФ «Об образовании» №3266-1 от 10.01.2003 г. (с изменениями и дополнениями);Федеральный закон РФ «Об утверждении федеральной программы развития образования»№51-03 от 15.03.2000 г; Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»№159-ФЗ от 21.12.1996 г.;Федеральный закон РФ « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» № 98-ФЗ от 26.05.1995 г.;Указ Президента РФ «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (национального плана действий в интересах детей)» № 942 от 14.09.1995 г.; Указ Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 г. » № 154 от 13.03.2002 г.;Письмо Министерства образования РФ «О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6-15 лет ,не обучающихся в ОУ» №419/ 25-8 от 21.03.2002 г.;Письмо Министерства образования РФ «Минимальный социальный стандарт РФ. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования» № 30-51-914/ 16 от 15.12.2002 г.;Программа развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 г.; Международный документ «Декларация прав ребенка»;Международный документ «Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты интересов ребенка » от 30.09.1990 г.;Международный документ «Конвенция о правах ребенка» от 26.01.1990 г. Локальные акты ОУ , регламентирующие профилактическую работу:положение о Совете профилактики;положение о шефах-наставниках;положение о постановке на обучающихся школы на внутришкольный учет ;положение об учете неблагополучных семей ;положение о школьной координационной комиссии;положение об общешкольном родительском комитете;положение об общественном инспекторе по охране прав детства;положение о социально-психологической службе; положение о посещении занятий учениками и педагогами школы;положение об организации дежурства в школе;положение о медико- психолого-педагогическом консилиуме;положение о получении образования в семье;положение о дополнительном образовании в воспитательной системе школы;положение об организации спортивных соревнований, смотров ,конкурсов, проводимых в школе и др.;правила поведения в школе; Устав школы;правила внутреннего трудового распорядка и др. Должностные инструкции :заместителя директора по правовому регулированию (при отсутствии такой должности – заместителя директора по ВР);педагога-психолога;социального педагога;классного руководителя;воспитателя и др. 9.Информационно-аналитическая информация:статистические данные;отчеты;справки;протоколы совещаний;протоколы заседаний и др.10.Журнал занятости проблемных обучающихся и подростков ОУ, состоящих на учете на каникулах и в летний период .11.Журнал контроля посещаемости обучающимися учебных занятий. 12. Документация классного руководителя по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних:социальный паспорт класса.План воспитательной работы на учебный год (включает) :организацию профилактической работы с обучающимися;индивидуальную работу с обучающимися «группы риска»;работу классного родительского комитета;тематику родительских собраний; ознакомительные, профилактические и инструктирующие рейды в неблагополучные семьи и др.);список органов самоуправления класса и поручений обучающихся;карты индивидуальной работы с обучающимися и неблагополучными семьями , состоящими на учете.13.Рекомендации ,анкеты, памятки в помощь классному руководителю по профилактике правонарушений в работе с неблагополучными семьями. В социальном паспорте школы кроме общих разделов:(общие сведения о школе;аналитическая справка ОУ;график работы кружков и секций ОУ)размещаются все необходимые списки и сведения об учащихся по данному направлению:список многодетных семей;список малообеспеченных семей;список детей, находящихся на опеке;список неполных семей; список неблагополучных семей;список детей, проживающих в детском доме;список обучающихся , состоящих на учете в ПДН;список обучающихся , состоящих на внутришкольном учете;список детей «группы риска»;сведения о состоянии здоровья детей;список детей-инвалидов.
План работы по профилактике правонарушений обучающихся школы ( приложение к плану воспитательной работы) состоит из таких пунктов:№ пп ;Запланированные мероприятия;Ответственные за выполнение;Отметка о выполнении.
1. Направления работы администрации состоят из разделов :Профилактическая работа ;Организация досуговой деятельности;Работа с родителями;Правовой всеобуч;Социально-психологическая служба;Работа с педагогическими кадрами. Повышение их квалификации;Административный контроль.Все мероприятия планируются подробно ежемесячно на учебный год, используя все разделы направлений. 1.Карточка обучающегося ,состоящего на учете1.Ф.И.О._________________________________________________________________2.Дата рождения__________________________________________________________3.Образовательное учреждение, класс________________________________________ 4.Домашний адрес ,телефон_________________________________________________5.С кем проживает (оба родителя, только мать, только отец, другие родственники), (нужное подчеркнуть )__________________________________________6.Вседения о родителях:Мать(Ф.И.О. ,место работы, должность)_________________________________________ ______________________________________________________________________________Отец (Ф.И.О., место работы ,должность)_________________________________________  7.На каком учете состоит ребенок (ВШУ,ОДН)___________________________________8.Дата постановки на учет______________________________________________________9.Причина постановки на учет__________________________________________________10.Классный руководитель _______________________________________________________ (Ф.И.О.,должность )______________________________________________________________________________11.Дата снятия с учета_________________________________________________________ 2. Заявление о постановке учащегося на внутришкольный учет. _________________________________________ (наименование образовательного учреждения) В школьный Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений   ЗАЯВЛЕНИЕ о постановке на внутришкольный учет Прошу поставить на внутришкольный учет ученика _____класса_________________________________________________________________________________________________________________ (Ф.И.О. ребенка)____________________________________________________________________________________________________________________ (число ,месяц ,год рождения),Проживающего по адресу__________________________________________________________________________________ (указать домашний адрес и телефон)С семьей_____________________________________________________________________________    (указать состав семьи, Ф.И.О.)В связи с ____________________________________________________________________________________________________________ (указать причину постановки на учет)  Классный руководитель ______________________________________________(________________________)__________ ( подпись) (расшифровка подписи ) Дата «___»________2012 г   3.Уведомление родителей о заседании по поводу постановки на учет. (наименование образовательного учреждения)Исх. №от «___»________2012 г УВЕДОМЛЕНИЕУважаемые________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Ф.И.О. родителей)  Администрация МОУ СОШ уведомляет Вас, что Вы и ваш ребёнок (опекаемый), (Ф.И.О. ученика (ученицы))Ученик (ца) ______ класса вызываетесь «___»________2012__г в _____часов____минут в кабинет директора на заседание Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу постановки Вашего сына (дочери) на внутришкольный учет. ________________________(___________________________ )___________________________ ( Заним .должность ) (подпись) (расшифровка подписи  ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ( линия отрыва)С уведомлением о вызове на заседание Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу постановки моего (моей) сына (дочери)____________________________________ , учени(ка),(цы) ______ класса на внутришкольный (Ф.И.О. )учет ознакомлен(ы)(а).   ________________________(___________________________ )___________________________ (подпись) (расшифровка подписи ) (число, месяц ,год, время вручения)Примечание.Уважаемые родители! Ознакомившись с уведомлением и подписавшись, необходимо нижнюю часть (после линии отрыва ) передать в школу классному руководителю. 4. Ходатайство классного руководителя о снятии обучающегося с внутришкольного учета. _______________________________________________________________________________________________________________________ (наименование образовательного учреждения) В школьный Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений ЗАЯВЛЕНИЕ о снятии с внутришкольного профилактического учета Считаю необходимым снять с внутришкольного профилактического учета ученика _____класса____________________________________________________________________________________ (Ф.И.О. ребенка)____________________________________________________________________________________________________________________ (число ,месяц ,год рождения)В связи с ___________________________________________________________________________________ (указать причину)Дата постановки на учет_______________________________________________________________ Характеристика ученика, справка о проведенной с ним профилактической работе, достигнутых результатах и личных достижениях обучающегося прилагаются.  Классный руководитель ______________________________________________(________________________)__________ ( подпись) (расшифровка подписи ) Дата «___»________2012 г ПАМЯТКА : В соответствии со ст.9 ФЗ №120 (1999 г.) необходимо информировать: ПРОКУРАТУРУ – о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;КДН И ЗП - о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд ,отдых, жилище и т. д. ,а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;ОПЕКУ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке , представляющей угрозу жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию; ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ- о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью ,а также о семьях, находящихся в социально-опасном положении;ОДН- о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий ,а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия; ОРГАНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании , наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков , наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов ,школ-интернатов и др.образовательных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
работа социально -психолого-педагогической службы, обеспечивает психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребенка на протяжении всего периода обучения ,а родители всегда могут получить полезные советы или индивидуальные консультации по проблемам воспитания и обучения у педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, педагогов, хорошо знающих проблемы семейного воспитания и особенности развития ребенка. Педагогический коллектив и администрация школы должны стремиться работать по данному направлению в тесной взаимосвязи не только друг друга, но и с другими структурами района. Стремимся использовать различные формы и методы сотрудничества с родителями , вовлекая их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на социально-психологическую адаптацию проблемных ребят, повышение родительского авторитета. Терпение, уважение и доверие - на этих качествах строятся отношения педагогов и родителей. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНО -ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ : Осуществление контроля за получением образования ( контроль за пропусками, выявление детей, не посещающих школу, определение и назна- чение уровня программы обучения, в зависимости от физического и психологического здоровья ребенка, осуществление ознакомительных , профилактических и просветительских рейдах и др.);Посещение семей ( с целью обследования мате- риально-бытовых условий проживания ребенка; выяв- ления условий ,необходимых для обучения ; контроля за его свободным времяпровождением;Лекции ,беседы, тренинги для родителей; Проведение тренингов для несовершеннолетних;Вовлечение детей в кружковую работу;Дополнительные занятия с ребенком по ликвидации пробелов в знаниях;Перевод ребенка в другой класс (согласно уровня усвоения программы);Привлечение ближайших родственников к помощи в воспитании проблемного ребенка в неблагополучной семье;Направление нуждающихся родителей в органы социальной защиты за социальной и материальной помощи;Индивидуальная профориентационная работа социального педагога, педагога-психолога с проблемной семьей и ребенком; Обследование обучающихся, имеющих проблемы в обучении и воспитании на ПМПК;Ходатайство о лишении родительских прав родителей, уклоняющихся от воспитания детей;Содействие в трудоустройстве выпускников школы;Помощь в восстановлении доверительных отношений ( проблемного подростка с родителями ,педагогами и др.) ;Информационная поддержка родителей и детей;
Диагностика : беседа , наблюдение, анкетирование, изучение результатов учебной деятельности (просмотр дневников, тетрадей, контрольных и срезовых работ ит.д.); психолого-педагогические тесты (уровень знаний, воспитанности);комплексный анализ, социометрия (метод выявления социальных предпочтений в классе);Содействие в обеспечении обучающихся горячим питанием, бесплатными учебниками;Осуществление направлений ( к наркологу, психиатру, невропатологу и др. необходимым специалистам);рекомендации , необходимые родителям, ребенку и др. ; « В основе воспитания, как самое первое и главное условие успеха, должен лежать сердечный , любовный подход к ребенку.Чем ближе подошел педагог к ребенку ,чем искреннее их взаимные отношения, тем надежнее фундамент воспитания »… (Всеволод Петрович Кащенко , известный отечественный ученый , педагог, общественный деятель в книге: «Педагогическая коррекция…»)