Рабочая программа по географии для 6 класса с модулем география родного края (Брянская область)


Пояснительная записка
Данная рабочая программа по географии для 6 класса основного общеобразовательного образования составлена в соответствии с:
Требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
Требованиями Федерального Закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;
Программой основного общего образования по географии 5-9 классы /[И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин]. – М.: Дрофа, 2012;
Программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
Идеями и положениями концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе образовательных учреждений;
Примерной программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с измерительными приборами и природными объектами. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся.
«Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Основная цель курса «География. Начальный курс. 6 класс»:
Знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества – географической картой, с взаимодействием природы и человека;
Пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
Формирование умений безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «География .5 класс»;
продолжение знакомства с одним из интереснейших школьных предметов – географией, формирование интереса к нему;
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;
развивать познавательный интерес учащихся 6 класса к объектам и процессам окружающего мира;
формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также системой физико-географических и общественно-географических знаний;
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета.
География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание данного курса строится на основе системно - деятельностного подхода и предполагает вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность, что, в свою очередь, является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения.
География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно - общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
предпрофильной ориентации.
Особенности курса – формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи и т.д. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды как умение точно и полно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, представлять информацию в письменной и устной форме.
При рассмотрении проблемы взаимодействия учителя и учеников, исходя из новых целей и задач, следует особо выделить, что учитель не навязывает ученикам учебные цели, не ставит учеников в ситуацию соревнования и избегает временных ограничений. Задания соответствуют возрастным особенностям и имеют оптимальный уровень сложности. В работе учителя важное место уделяется обучению школьников оценочной деятельности, умению оценивать изучаемый материал. В процессе оценочной деятельности у учащихся происходит осмысление изучаемого материала. Оценочные суждения - существенная часть развития личности. Особое внимание уделяется метапредметным результатам – таким как:
освоенные межпредметные понятия (биология - «биосфера», «экосистема», «биом», физика «влажность воздуха» и др.);
универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные, коммуникативные, и способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике.
Учебный процесс при изучении курса географии в 6 классе строится с учетом следующих методов обучения:
информационный;
исследовательский (организация самостоятельных и практических работ);
проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций на уроке);
использование ИКТ;
алгоритмизированное обучение (алгоритмы описания и характеристики географических объектов);
методы развития способностей к самообучению и самообразованию,
самостоятельная работа,
внеучебная деятельность.
Система оценки достижения результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.
Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых личностных, метапредметных и предметных результов обучающихся требованиям к результатам освоения программы;
динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Контроль уровня достижения результатов осуществляется в ходе выполнения задач творческого и поискового характера, учебного проектирования, проверочных, контрольных работ по предмету, комплексных работ на межпредметной основе и др.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа «География. Начальный курс. 6 класс» полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «География. 5 класс», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Согласно учебному плану школы на изучение курса «География. Начальный курс. 6 класс» отводится 35 часов (1 час в неделю) плюс 0,5 часа на изучение курса "География родного края" итого 52 часа ( 1,5 часа в неделю).
Данная программа рассчитана на 1 год – 6 класс.
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ - 3;
практических работ - 12;
Результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения географии).
Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные
I. Учащиеся обязаны:
1.Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук
2. Развивать интеллектуальные и творческие способности.
II. Учащиеся получат возможность:
1. Воспитать ответственное отношение к природе
2. Осознать необходимость защиты окружающей среды.
3. Развивать мотивацию к изучению различных естественных наук.
I .Учащиеся обязаны:
1. Овладеть способами самоорганизации учебной деятельности:
а) уметь ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
б) оценивать собственный вклад в деятельность группы;
в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений
2. Освоить приемы исследовательской деятельности:
а) формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдении);
б) составлять план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы;
в) формулировать выводы по результатам исследования.
II. Учащиеся получат возможность:
1. Формировать приемы работы с информацией, т.е. уметь:
а) искать и отбирать источники информации (справочные издания на печатной основе и в виде СД, периодические издания, Интернет и т. д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией;
б) систематизировать информацию;
в) понимать информацию в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.
2. Овладеть опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью.
Регулятивные (учебно-организационные):
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
оценивать работу одноклассников.
Познавательные
учебно-логические:
выделять главное, существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
классифицировать информацию по заданным признакам;
выявлять причинно-следственные связи;
решать проблемные задачи;
анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
учебно-информационные:
поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;
качественное и количественное описание объекта;
классификация и организация информации;
создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.
Коммуникативные:
•выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
•уметь вести дискуссию, диалог;
•находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
I. Учащиеся обязаны:
1. В ценностно-ориентационной сфере - формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.
2. Формировать элементарные исследовательские умения.
II. Учащиеся получат возможность:
Применять полученные знания и умения: а) для решения практических задач в повседневной жизни;
б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде.

Содержание программы
Введение
Открытие , изучение и преобразование Земли.
Как человек открывал и изучал Землю. Представление о Земле в древности. Эпоха Великих географических открытий. Современная география - ее задачи и методы.
Практическая работа № 1.
Земля - планета Солнечной системы.
Что такое Вселенная? Строение Солнечной системы. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Луна единственный спутник Земли. Влияние Луны на природу Земли.
Виды изображений поверхности Земли
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Градусная сеть на глобусе и карте. Меридианы и параллели. Географические координаты.
Практические работы № 2, 3, 4, 5.
Строение Земли. Земные оболочки.
Литосфера. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Горные породы и минералы. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы.
Рельеф суши: горы и равнины. Рельеф дна Мирового океана.
Практическая работа № 6.
Гидросфера. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Практическая работа № 7.
Атмосфера.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Практическая работа № 8.
Биосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Человек и природа. Природный комплекс. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Население Земли.
Региональная часть. География родного края.
Введение. Физико-географическое положение.
Физико-географическое положение области отразилось на всех компонентах её природы. Граничит Брянская область с соседними государствами: Белоруссия и Украина, а также с областями РФ – Калужской, Орловской, Курской.
Практическая работа № 9.
Геологическое строение и рельеф.
Территория области расположена в центре древней Восточно-Европейской платформы. Фундамент расположен на глубине 140-900 м от поверхности. Метаморфические и магматические горные породы располагаются на глубине от 100-до 900 м. Поверхность области сложена горизонтально залегающими пластами осадочных горных пород. Современный рельеф Брянской области – это рельеф западной части Русской равнины, где низины сменяются холмами и небольшими возвышенностями.
Погода и климат.
Климат Брянской области – умеренно-континентальный с теплым летом и умеренно-холодной зимой. Влияние Атлантики сказывается в основном на количестве осадков. Четко выражены сезоны года. Брянская область расположена вблизи основных путей перемещения циклонов и антициклонов.
Практическая работа № 10.
Экскурсии:
«Сезоны года в нашей местности».
Воды. Территория Брянской области достаточно обеспечена поверхностными и подземными водами. Широко представлены реки, озера, болота, искусственные водоемы, источники подземных вод.
Практическая работа № 11.
Почвы, растительный и животный мир.
Познать почву можно только через изучение её профиля. Наиболее плодородными в нашей области являются черноземы оподзоленные. Лес наше богатство и наш зеленый друг. Общая площадь лесов области 1274 тыс.га. Преобладают широколиственные леса. Животный мир Брянщины богат и разнообразен, что находится в прямой зависимости от условий его обитания.
Ландшафты и охраняемые территории. Естественные ландшафты на территории области представлены - опольями, полесьями, моренными ландшафтами. Длительное воздействие человека на природу привело к формированию антропогенных ландшафтов. В настоящее время существуют следующие формы охраняемых природных территорий- заповедники, заказники, природные парки, памятники природы.
Экология и население.
Современная экологическая обстановка на территории области остается неблагоприятной. Население Брянской области составляет около 1,3 млн. человек. Основное население области это русские.
Практическая работа № 12.
Календарно-тематическое планирование по предмету
Количество часов в неделю – 1,5;
Количество учебных недель – 35;
Плановых контрольных уроков – 3, тестов - 2 .
Планирование составлено на основе авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин .
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова География. Начальный курс. 6 класс- 5-е изд., стереотип. - М., Дрофа, 2016.-159, (1) с.:ил., карт.
Тематический план география 6 класс

п/п Раздел Общее
кол-во часов Виды деятельности ученика
Введение 2 Формировать и развивать практические компетентности применения знаний наук о природе в решении географических задач;
Уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе;
Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдениями за погодой, фенологическими явлениями, высотой Солнца.
Виды изображений поверзностей Земли. 12 Формировать способности практического применения знаний о плане местности и географической карты;
Развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников;
Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.
Строение Земли. Земные оболочки. 20 Осознавать ценность полученных знаний об основных оболочках Земли;
Формировать и развивать творческие способности учащихся;
Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации.
Население Земли. 2 Формировать навыки определения основных человеческих рас. Формировать и развивать творческие способности учащихся;
Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации.
Региональная часть. География родного края. 15 Формировать способности практического применения знаний.
Развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников;
Календарно-тематическое планирование .
География. Начальный курс.
Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова№
урока Наименование разделов, тем
отдельных уроков Количество часов Основные виды учебной деятельности обучающихся Домашнее задание Дата
по плану фактически
Введение (2 часа)
1 Открытие, изучение и преобразование Земли.
Практическая работа №1«Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдения за погодой, фенологическими явлениями; измерению высоты Солнца над горизонтом, ориентированию по Солнцу.
1 Учатся моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия. §1 2 Земля-планета Солнечной системы. 1 Умеют объяснять влияние космоса на жизнь на Земле; географические следствия движений Земли
§2 Виды изображений поверхности Земли (12 часов)
План местности (5 часов)
3 Понятие о плане местности 1 Учатся читать план местности с помощью условных знаков. §3 4 Масштаб.
Практическая работа №2
" Составление плана школьного двора " 1 Умеют объяснять масштаб карты; отличия видов масштаба. §4 5 Стороны горизонта.
Ориентирование.
Практическая работа №3
"Ориентирование на местности". 1 Умеют определять стороны горизонта, ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу. §5 6 Изображение на плане неровностей земной поверхности. 1 Учатся объяснять специфику способов картографического изображения; определять абсолютную и относительную высоты §6 7 Составление простейших планов местности.
Практическая работа №4 "Составление плана местности методом маршрутной съемки" 1 Учаться составлять план местности школьного двора. §7 Географическая карта (7 часов).
8 Форма и размеры Земли. 1 Умеют объяснять особенности внутреннего строения Земли; определять отличие видов земной коры §8 9 Географическая карта. 1 Учатся географическую карту с помощью условных знаков. §9 10 Градусная сеть на глобусе и картах. 1 Учатся распознавать меридианы и параллели на глобусе и карте. §10 11 Географическая широта. 1 Умеют определять форму и размеры параллелей на глобусе и карте, определять географическую широту объекта на карте §11 12 Географическая долгота. Географические координаты.
Практическая работа №5 " Определение географических координат точек и точек по географическим координатам" 1 Учатся определять форму меридианов на глобусе и карте, определять географическую долготу, определять местонахождение объекта по географическим координатам §12 13 Изображение на физических картах высот и глубин. 1 Учатся читать карты по шкалам глубин и высот. §13 14 Контрольная работа №1 по теме "Виды изображений поверхности Земли" 1 Учатся извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий. Строение Земли. Земные оболочки. (21 час)
Литосфера (5 часов)
15 Земля и её внутреннее строение. 1 Умеют объяснять особенности внутреннего строения Земли; определять отличие видов земной коры §14 16 Движения земной коры. Вулканизм. 1 Умеют объяснять причины и следствия движения земной коры; определять
районы землетрясений и вулканизма §15 17 Рельеф суши. Горы. 1 Умеют объяснять особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах §16 18 Равнины суши.
Практическая работа № 6 «Описание форм рельефа по типовому плану» 1 Учатся обозначать объекты на контурной карте. §17 19 Рельеф дна Мирового океана. 1 Учатся называть и показывать на схеме основные элементы рельефа дна океана; называть методы изучения Мирового океана. §18 Гидросфера ( 6 часов)
20 Вода на Земле. 1 Умеют объяснять состав и единство гидросферы, значение гидросферы в жизни планеты. §19 21 Части Мирового океана. Свойства вод океана. 1 Умеют выделять существенные признаки частей Мирового океана. §20 22 Движение воды в океане. 1 Учатся выделять причины движения воды в океане, наносить на контурную карту океанические течения. §21 23 Подземные воды. 1 Умеют объяснять условия залегания и использования подземных вод. §22 24 Реки. Озера.
Практическая работа № 7 «Характеристика реки, озера по типовому плану ». 1 Умеют объяснять образование, строение рек и озёр, объяснять различия; определять вид рек, озер, природных льдов, определять по карте крупнейшие реки и озера §23-24 25 Ледники. 1 Уметь объяснять условия образования природных льдов; определять вид природных льдов §25 Атмосфера (6 часов)
26 Атмосфера: строение, значение, изучение. 1 Умеют объяснять вертикальное строение атмосферы; определять существенные признаки понятий §26 27 Температура воздуха. 1 Умеют объяснять изменение температуры воздуха, средние температуры, амплитуду температур §27 28 Атмосферное давление . Ветер. 1 Умеют объяснять атмосферное давление, его изменение; определять атмосферное давление с помощью барометра §28 29 Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. 1 Умеют объяснять образование облаков и атмосферных осадков. §29 30 Погода и климат.
Практическая работа №8 «Составление графика температур. Определение средних температур» 1 Учатся различать понятия климат и погода, объяснять зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря §30 31 Причины, влияющие на климат. 1 Умеют определять существенные признаки понятий §31 Биосфера . Географическая оболочка. (3 часа)
32 Разнообразие и распространение организмов на Земле. 1 Умеют определять причины разнообразия растений и животных §32 33 Природный комплекс. 1 Умеют объяснять особенности строения и состава географической оболочки, законы развития географической оболочки, взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки §33 34 Контрольная работа №2 по теме "Земные оболочки". 1 Учатся самодиагностике. - - -
Население Земли. ( 2 часа)
35 Население Земли. 1 Учатся выявлять признаки различных рас. §34 36 Обобщение знаний по начальному курсу географии. 1 Учатся самодиагностике и самоконтролю. Региональная часть. География родного края.
37 Физико-географическое положение .
Практическая работа № 9 «Физико-географическое положение Брянской области». 1 Умеют определять физико-географическое положение Брянской области и Клетнянского района. Стр 4-8 Геологическое строение и рельеф (1 час)
37 Особенности геологического строения. Полезные ископаемые.
Рельеф. 1 Умеют объяснять особенности геологического строения; определять отличие полезных ископаемых Стр 8-25 Погода и климат ( 3 часа)
38 Особенности климата.
Сезоны года . Особенности погоды. 1 Умеют различать понятия климат и погода; различие климата по сезонам года. Стр 26-36 39 Практическая работа № 10 «Климат и погода Брянской области». 1 Объясняют зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Оформить в тетради п/р40 Экскурсия «Сезоны года нашей местности». 1 Умеют на местности определять сезоны года по местным признакам и давать характеристику погоды по сезонам года. Оформить в тетради экскурсию Воды. ( 2 часа)
41 Реки. Озера и искусственные водоемы. 1 Умеют объяснять образование, строение рек и озёр, объяснять различия; определять вид рек, озер; Стр 40-50 42 Болота и подземные воды. 1 Умеют показывать на карте крупнейшие болота и давать им характеристику. Стр 50-55 Почвы, растительный и животный мир. ( 2часа)
43 Почвы. 1 Умеют определять какие факторы влияют на образование почв данной местности. Стр 55-61 44 Растительный мир. Животный мир.
Практическая работа №11 «Растительный и животный мир». 1 Умеют давать характеристику представителям растительного и животного мира. Стр 61-74 Ландшафты и охраняемые территории. (2 часа)
45 Естественные и антропогенные ландшафты. 1 Уметь различать естественные и антропогенные ландшафты. Стр 74-83 46 Охраняемые природные территории и объекты. 1 Уметь по типовому плану описывать охраняемые природные территории. Стр 83-90 Экология и население. ( 3 часа)
47 Современная экологическая обстановка.
Практическая работа № 12 «Экологическая обстановка и охраняемые природные территории и объекты Брянской области». 1 Учатся оценивать экологическую обстановку на территории области и района. Стр 90-97 48 Население и города. 1 Рассказывают об изменении численности населения и уметь классифицировать города по численности населения. Стр 97-99 49 Контрольная работа №7 по разделу «География родного края». 1 Учатся самодиагностике и самоконтролю. 50 Обобщающее повторение по начальному курсу географии. 1 Учатся самодиагностике и самоконтролю. 51-52 Резерв времени 2