Урок по русскому языку для 3 класса «Сложные слова».


Урок по русскому языку для 3 класса
Учитель: Павленко Светлана Александровна
МБОУ НОШ №11 г. Новороссийск
Тема: «Сложные слова».
Тип урока: освоение новых знаний (постановка и решение учебных задач).
Цель: создать условия для формирования представления о сложных словах, их образовании и написании, для отработки умений выделять корни сложных слов, выполнять разбор слов по составу, находить сложные слова.
Задачи:
Научить писать правильно соединительные гласные в сложных словах.
Учить анализировать, обобщать, систематизировать, работать со схемами.
Развивать речь, внимание, мышление.
Воспитывать аккуратность, прилежание.
Планируемые результаты:
Предметные: знают понятие сложного слова, умеют находить сложные слова и объяснять свой выбор
Личностные: проявляют способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к познанию русского языка, языковой деятельности.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: осуществляют анализ, сравнение языкового материала как по заданным, так и по самостоятельно выделенным основаниям; используют ознакомительное и поисковое чтение, осознают цель чтения.
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Основное содержание темы, понятия и термины: Сложное слово, корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; словообразовательный разбор слова.
Образовательные ресурсы: учебник, компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями, эталоны для проверки.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Эмоциональный настрой на урок
(2 минуты) - Встаньте ровно, поприветствуем гостей. Садитесь на свои места. Начинаем урок русского языка.
Работа со словарём настроений.
(Педагог нацеливает на успех).
- Определите своё настроение (спрашиваю несколько человек) (слайд 2)
- Я надеюсь, что сегодня на уроке у нас все получится, и мы доставим нашим гостям минуты радости от общения с нами, а я буду гордиться вашими успехами на уроке.(Щелчок)
– И наша Мудрая Сова нам советует: «Принимайся за работу с хорошим настроением!» - почему?
– Как будем работать на уроке? - Тогда всё получится.
Отмечают своё настроение на листе достижений.
2. Самоопределение к деятельности
(2 минуты)
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
- О каких секретах идёт речь?
- Какое слово я выделила голосом, почему? - правописание слов, их образование, значение, употребление в речи.
- потому что важно самому понять, тогда знания более прочные.
3.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
(4 минуты)
- Откройте тетради и подготовьте их к работе.
(слайд 3)- Назовите буквы, которые будем писать на минутке чистописания: о, е, оео, еое. Обратите внимание на соединения этих букв.
- Как вы думаете, почему именно эти буквы мы сегодня вспомнили?
(слайд 4) - Наша Сова хочет, чтобы вы вспомнили изученные орфограммы. Она даёт вам подсказку. Вспомните полные названия этих орфограмм, приведите примеры слов с этими орфограммами.
безударные согласные удвоенные непроизносимые
- В какой части слова мы встречаем эти орфограммы?
-Что такое корень слова?
-Какие слова называются однокоренными?( развешиваю карточки на доске)
- Прочитайте слова на доске. Как вы думаете, сколько групп однокоренных слов записано? (На доске в столбик слова-карточки: лист, листочек, падает, листик, падение, листопад).-Распределите их по группам и запишите в два столбика.
-Прочитайте, что у вас получилось. У кого получилось также? (поднимите зелёный цвет) У кого – не так?
Почему? Затруднение со словом «листопад».
- И что же нам делать?
Записывают число, классная работа.
Записывают в строчку буквы и соединения.
Они пригодятся нам на уроке.
Безударные гласные в корне слова, парные согласные, удвоенные согласные, непроизносимые согласные.
Корень – это главная значимая часть слова.
Слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.
- Мы не знаем, как правильно выделять корень в этом слове. Мы не знаем, сколько корней в слове.
- Должны узнать новое о таких словах.
4.Постановка учебной задачи (сообщение целей урока).
(3 минуты)
- Как вы думаете, что вы должны узнать сегодня на уроке, чему научиться?
(На доске вывешиваю цели. Как образуются? Как писать? Где встречаются? Верхняя табличка закрыта.)- Почему закрыта одна табличка?
Как называются эти слова, понять, как  они образуются, научиться грамотно их писать и отличать от других слов.
Не знаем тему урока.
5.Построение проекта выхода из затруднения.
(5 минут)
- Давайте разберёмся, всё-таки, куда же нам отнести это слово. Что же это за слово?
Почему взяли слова в 1 группу?
- Почему взяли слова во 2 группу?
- В какую группу надо отнести слово листопад?- Почему вы считаете, что оно лишнее?
- Объясните, что обозначает это слово.
- В чём особенность этого слова?
- Как бы вы назвали такие слова, которые имеют два корня?
- Как будет звучать тема нашего урока?
- Как вы считаете, в какую группу его надо отнести?
- Итак, как вы будете определять, является слово сложным или нет?
Отметьте в листах достижений, как вы смогли определить тему и цели урока.
Физминутка для глаз:
Проведём, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим по диагонали.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
Корень –пад-
Корень –лист-
Много листьев, которые падают с деревьев.
Оно имеет два корня.
Сложные слова.
В 1 и 2 (оно является однокоренным для 1 и 2 групп)
Будем обозначать в нём корни.
Выполняют упражнения.
6. Открытие нового знания.
(4 минуты) - Откройте учебники на стр. 78. Найдите упр. 139. Прочитайте.
Какое сложное слово придумал автор, чтобы назвать то, что наблюдал? Удачно ли выбрано слово? Найдите предложение, в котором автор объясняет, что такое снегодождь. Запишите два последних предложения, вставьте пропущенные буквы. Объясните.
(слайд 5)
- Понаблюдайте за словами, написанными на доске, и объясните, при помощи каких частей слова образованы новые слова.
На доске
Лес, степь – лесостепь
корень, плод – корнеплод
птица, ловить – птицелов
лес, парк – лесопарк
- Как соединились эти основы? Догадались, почему я выбрала эти буквы на минуту чистописания. Как можно назвать эти буквы в сложных словах?
-Вы можете сказать, в каких случаях пишется о, в каких –а? Понаблюдайте.
После мягких согласных и ц
В сложных словах всегда будет е.
-Сделайте вывод о том, что такое сложные слова, как они образуются.
- А вот какое определение даётся в справочнике: Сложные слова – это слова, имеющие в своём составе два и более корня. Они образуются от самостоятельных частей речи, сохраняя в своём составе целиком слово или его часть.
(отметьте в листах достижений), Находят сложное слово, поясняют.
(при помощи букв  О и Е) (соединительные)
Слова, состоящие из нескольких корней, которые соединяются между собой гласными о и е.
Сравнивают свой вывод с правилом.
7. Первичное закрепление учебного материала
(15минут)
Обратимся к учебникам. Как будем работать?
упр. 140 стр.78 (помогаю индивидуально)
(отметьте в листах достижений)
ФИЗМИНУТКА – Игра «Разведчики» (синие карточки)
- Посмотрите, что у нас по плану.
3. Самостоятельная работа:
I уровень
Списать, вставив соединительную гласную. Выделить основу, корень.
Скал..лаз, камн..пад, вод..лаз, скор..ходы, мор..ход.
II уровень
Составьте и запишите сложные слова с основой: падает снег, ходит по Луне, режет волны, рог на носу, пустые слова.
- Проверьте себя по эталону, поработайте с листом достижений. Отвечают.
Читают слова, распределяются по группам, доказывают, почему так объединились.
Выполняют самостоятельную работу, проверяют себя.
8. Включение знания в систему знаний.
(3 минуты) - Названия каких городов Краснодарского края являются сложными словами?
- Екатеринодар был основан в 1793 г. черноморскими казаками сначала как военный лагерь, а позднее как крепость. Название город получил в честь дара императрицей Екатериной II Черноморским казакам кубанской земли (Екатеринодар – Дар Екатерины). В 1920 г. Екатеринодар был переименован в Краснодар. В результате действий Красной Армии.
Новороссийск. Сначала было поселение Новороссия, затем оно переименовано в Новороссийск (Новая Россия).
Тихорецк: с двух сторон этот населенный пункт омывают речушки Тихая и Челбас. От имени первой из них и получил свое название этот город.
Белореченск расположен в долине междуречья Белой и Лабы.
- Запишем эти слова в тетрадь. Краснодар, Новороссийск, Тихорецк, Белореченск
9. Подведение итога урока.
Рефлексия деятельности.
(2 минуты) - Какие секреты русского языка вам удалось раскрыть сегодня на уроке?
- Что теперь умеете? Составьте схему сложного слова со своим соседом по парте.
- Мне было трудно…
- Оцените свою работу, глядя на лист достижений, определите настроение.
Для выставления оценки за работу на уроке мне покажут свои тетради следующие ребята…
Домашнее задание: тетрадь для проверочных работ – на выбор №1, 2 или 3 (самое простое 1, затем усложняются задания) Составляют схему, сверяют с доской, выясняют, над чем следует работать, определяют своё настроение.