Конспект внеклассного мероприятия История забытых вещей

ИСТОРИЯ ОБЫЧНЫХ ВЕЩЕЙ.
Цель: познакомить учащихся с предметами старины, их назначением в прошлом и ценностью сейчас.
Ход занятия.
1 Вед. Проходите, гости дорогие, пожалуйте!
Наша изба ровно тепла, на дворе метель, а у нас тепло!
2 Вед. Давно мы вас ждем, поджидаем,
Вечер без вас не начинаем.
У нас для каждого найдется местечко.
1 Вед. Нам зачинать досталась роль,
Мы принесли вам хлеб и соль
И потому принять извольте
Из наших рук и хлеб и соль!
(низко кланяются, вручают хлеб соль гостям, пускают его по кругу и каждый откусывает от каравая кусочек, макает его в солонку и съедает.
1 Вед. Ребята, на Руси дорогих гостей встречали хлебом- солью. Проходите, садитесь. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Гостья. Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Дети. 1 В тесноте да не в обиде.
2 Домом жить- не лукошко шить!
3 Домом жить не развеся уши ходить!
4 Домом жить- обо всем тужить!
5 Дом вести- не лапти плести!
6 Хозяйка в дому, что оладушек в миру.
Она приберет, она позовет,
Одним-одна за всех отвечает!
С шуткой, песней да весельем
Всех гостей встречает.
ПЕСНЯ.
2 Вед. Давным-давно в такой избе
Жила одна семья.
Оставила в наследство нам
Большой сундук добра.
1 Вед. Из далекой старины
Эти вещи к нам пришли
Если в руки их возьмешь
И рассмотришь, то поймешь,
Для чего они нужны,
Чем полезны и важны
Человеку раньше были,
Что за службу сослужили.
1 уч.Перед вами утюг,
Это бабушкин старый друг.
Грелся он в то время на углях,
Который был во всех дворах.
СЛАЙД 1.
Раньше утюги были тяжелые, чугунные. Некоторые утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, в некоторые ( показывает) хозяйка клала горячие угли, они нагревали утюг, и можно было гладить, а чтобы угли дольше не остывали, нужно было утюгом размахивать, вот так (демонстрирует): в эти отверстия проникал воздух, и угли внутри утюга разгорались вновь.
уч. Вот рубель- в названье чуден, в примененье легок
он, гладил с легкостью лен, из дерева рублен.
уч. Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день
Кушай кашу кому не лень.
1 Вед. А еще про эти кувшины можно сказать: «Огня не страшатся, воды не боятся.»
СЛАЙД 2.
Вед. Из чего делали глиняные горшки? Глину сначала копали, затем замешивали: мяли или топтали ногами, а затем на гончарном круге – кружале изготавливали ( гончар за работой). Продавали кувшины на базаре. Для семьи горшок был предметом первой необходимости, в нем варили и щи, и кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол.( Берет с помощью полотенца горшок и ставит его на стол.) Ну а если он падал и разбивался, то становился не годен и черепки выбрасывали в окошко.
уч. У горшка есть соперник, который никогда не бился. Вот про него загадка:
Чернец- молодец, в красно золото залез.
До смеху хохочет, выскочить хочет.
1 Вед. Угадали, что это? Это чугунок, он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве. СЛАЙД 3.
По весу он более тяжелый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Вед.1 Обратили ли вы внимание, что чугунок и горшок имеют одинаковую форму? Кто догадался, почему?
Послушайте загадку:
уч. «Не бык, а бодает, не ест, а хватает, что схватит, отдает, а сам в угол идет.» Или вот еще загадка.
« В хлеву у быка копна на рогах, а хвост у хозяйки в руках.»
ДЕТИ. « Это ухват.»
СЛАЙД 4.
Вед. 1 Им хозяйка ставила в печь горшок или чугунок, вот и получалась копна на руках. Длинная ручка была в руках у хозяйки, вот и хвост. ( Берет ухват, подцепляет им чугунок и показывает учащимся).
уч. Это тяпка-мастерица, рубит мясо, овощи,
Заменили в этом веке на комбайн стоящий.
уч. А вот лапоточки, прыгали в них через кочки.
Плели их из лыка. Не обходилось здесь без
Кочедыка.
Вед.1 А еще про лапти говорили: « Из липы свито дырявое корыто, днем заперто, а ночью открыто. В лес идет- клетки кладет, а из леса идет- перекладывает.( Берет лапти в руки и рассказывает).
Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть- головкой, ушками называли вот эти петельки, в которые продевались веревочки, удерживающие лапоть на ноге. Днем лапти на ногах человека- значит, заперты. Ночью их снимали с ног- вот и открыты. След лаптей похож на клетки, в лес клетки направлены в одну сторону, а из леса в обратную. Вот такая удивительная обувь была в старину. Позже стали шить простые башмаки-чеботы,потом сапоги. Валенки появились сравнительно недавно.
ИНСЦЕНИРОВКА ПЕСНИ « ЛАПТИ»
( слова и музыка народные).
Вед.1 А еще про лапти говорили: «Весь в крестах, а почета нету.» К лаптям в народе отношение было снисходительное. Почему? Да потому что лапти очень быстро снашивались, становились дырявыми, и их выкидывали, а на их месте появлялись новые. За год крестьянин изнашивал до 20 пар лаптей. Хорошо, что и сплести их умел каждый.
уч. Два брата пузатеньких под гору бегут,
Один горбатенький их за вихор держит.
А можно сказать и так.
Без рук, без ног, на плечи скок,
Ни свет ни заря пошел, согнувшись, со двора.
Вед 1. Что это? ( Коромысло).
Для чего служило коромысло?
СЛАЙД 5.
После ответов детей берет коромысло на плечи, поддевает ведра и проходит по комнате.
Вед.1 Как его изготавливали? Коромысло делали из мягкой древесины- липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали вручную или с помощью специального риспособления. Получалась дуга, похожая на радугу, Такие коромысла были в каждой семье.
ИНСЦЕНИРОВКА « ПО УЛИЦЕ МОСТОВОЙ»
По улице мостовой, по широкой, столбовой,
Шла девица за водой, за холодной, ключевой,
За ней парень молодой, кричит:Девица, постой!
Красавица, погоди!
Пойдем вместе за водой, за холодной, ключевой.
Ах ты, парень, паренек, твой глупенький разумок!
Не кричи во весь народ: мой батюшка у ворот,
Зовет меня в огород.
уч. Умывались ключевой водицей,
Утирались рушником
Изо льна его соткали,
Украсив вышивкой потом.
уч. А вот старинный самовар,
Дед с него чаек пивал.
Сделан он был в Туле,
И стоял у бабушки на стуле.
Вед.1 А сейчас мы будем пить чай с пирогами.
Вот так вещи жили-были и хозяевам служили.
уч. А теперь они в музее,
Чтобы все на них смотрели
И гордились стариной, так, как я и мы с тобой.
12 уч. А гостям мы дружно скажем:
ВСЕ: В наш уютный уголок
Вновь зайдите на часок.







15