Литературная игра по повести Л.Н.Толстого «Хаджи Мурат» для учащихся 8-9 классов

Литературная игра «Звёздный час» по повести Л.Н.Толстого «Хаджи Мурат» для учащихся 8-9 классов.
Цель игры: учиться внимательно прочитывать произведение, вырабатывать умение отбирать нужный материал при ответе на вопрос, развивать логику, расширять кругозор учащихся, уметь работать в группе и прислушиваться к мнению других участников.
Условия игры: игра состоит из нескольких этапов, каждый из которых имеет свои условия; играть можно по-одному, группой, парой; каждая группа должна меть набор карточек с цифрами от 1 до 5, которые необходимо будет показывать при выбранном ответе; после окончания каждого этапа кто-то уходит (у кого меньшее количество баллов) и получает поощрительный приз; победитель определяется в конце игры; для него наступает его звёздный час.
Первый этап «Темы». Называется тема, читается вопрос, а также предлагаются варианты ответов, участники должны выбрать карточку с правильной цифрой. После окончания данного этапа часть игроков переходит в зрители.
«Цветы»

1-колокольчик
2-подорожник
3-сурепка
4-репейник
5-василёк

1.Какой цветок является символом силы, жизни, энергии? – 4.
2.Какой цветок имеет запах мёда, любимого блюда горцев? – 3.

«Животные»

1-сокол
2-баран
3-орёл
4-лиса
5-соловей

1.О каком животном знал сказку Хаджи Мурат? – 1.
2.Глаза какого животного напоминали глаза горцев? – 2.
3.Кто из названных животных видел смерть Хаджи Мурата? – 5.
4.С каким животным Хаджи Мурат сравнивает Шамиля? – 4.

«Национальность»

1-татарин
2-армянин
3-грузин
4-украинец
5-русский

1.Кличку какой национальности получил репейник? – 1.
2.Человек какой национальности пошёл служить вместо родного брата?-5.

«Портрет»

1-глаза
2-коса
3-улыбка
4-ноги
5-грудь

1.Самая дефектная часть портрета Хаджи Мурата? – 4.
2.Что играло немаловажную роль при приветствии у горце? – 5.
3.Где девушки, жившие в горах, носили серебряный рубль? – 2.

«Имена»

1-Шамиль
2-Ханефи
3-Воронцова Марья Васильевна
4-Элдар
5-Марья Дмитриевна

1.Кому из героев нравилась улыбка Хаджи Мурата? – 3.
2.Кто из героев назвал русских головорезами за надругательство над трупом Хаджи Мурата? – 5.
3.Кто был молочным родственником Хаджи Мурата? – 2.

«Цифры»

1-один
2-шесть
3-четыре
4-пять
5-семь

1.Сколько детей было у Хаджи Мурата? – 2.
2.Сколько времени автор не мог отломить репейник от куста7 – 4.

«Одежда»

1-башлык
2-бурка
3-чалма
4-папаха
5-чувяки

1.Что подарил Хаджи Мурат Марье Дмитриевне? -2.
2.Самая важная деталь в одежде горцев? – 3.

«Цвета»

1-золотой
2-рыжий
3-белый
4-чёрный
5-красный

1.Какого цвета была парадная одежда Хаджи Мурата? – 3.
2.Какого цвета было лицо и волосы Шамиля? – 2.
3.Какая кровь хлынула из мёртвой головы Хаджи Мурата? – 4.

«Развлечения»

1-театр
2-опера
3-балет
4-бал
5-гулянье

1.Что особенно понравилось Хаджи Мурату в цивилизованном обществе? – 1.
2.Где в цивилизованном обществе Хаджи Мурата очень удивили женщины? – 4.

«Предметы»

1-часы
2-кинжал
3-шашка
4-седло
5-деньги

1.Какой подарок сделал Воронцов Хаджи Мурату? – 1.
2.Чем отблагодарил Хаджи Мурат слугу за вовремя доставленное донесение русским? – 5.


Второй этап «Всезнайка». Необходимо за одну минуту написать как можно больше заимствованных слов. За каждое слово даётся один балл. Специальный приз тому, кто назовёт самое длинное слово. Часть игроков переходит в зрители. Ответ: кунацкая, аул, наиб, кумган - кувшин, муэдзин-служитель, кунак, чувяк, чинара, мюрид, сакля, бешмет, мечеть, чурек, минарет, мюришд, пильпеши, мулла, чалма, сардарь - главнокомандующий, джигит, мусульманин, хазават, шейх, амант, хан, ханша, якиш – хорошо, имам, ламорой – презрительное название у горцев, нукер, гяур, муталимы, чихирь, чепрак, намаз, шариат, коран.
Третий этап «Логическая цепочка». Из 4 названных фактов 2 надо переставить так, чтобы была соблюдена определённая последовательность и достоверность факта. Необходимо поднять те цифры, которые следует поменять местами. Часть игроков переходит в зрители.
1.Намаз – это религия.
2.Коран – библия.
3.Хазават-молитва.
4.Мечеть-церковь.
1-3

1.Кунак-приятель.
2.Сардарь-слуга.
3.Джигит-воин.
4.Мюрид-главный в армии.
2-4

1.За воровство выкалывали глаза.
2.За измену отрубали руку.
3.За убийство отрубали голову.
4.За побег приковывали цепями друг к другу.
1-2

1.470 рублей - долг бутлера.
2.1 тысяча за свободу семьи хаджи Мурата
3.3 тысячи за поимку Хаджи Мурата.
4.70 золотых – зарплата Хаджи Мурата.
2-3

1.Юсуфа посадили в вонючую яму.
2.Для принятия новой веры брили усы, протыкали ноздри.
3.Поляка заковали в цепи, привязали к пушке.
4.Хаджи Мурата прогнали сквозь 1000 человек 12 раз.
3-4


Четвёртый этап «Третье лишнее». Из 3 предложенных вариантов назовите один неправильный ответ. Часть игроков переходит в зрители.
1.Назовите оружие горцев. – 2.

1-шашка
2-сабля
3-кинжал

2.Любимое блюдо горцев. – 3.

1-чурек
2-плов
3-жаркое

3.Где происходит основное действие в повести? – 3.

1-лес
2-горы
3-море

4.Любимое занятие горцев. – 1.

1-карты
2-молитвы
3- битвы

5.Любимые напитки горцев. – 3.

1-чай
2-кумыс
3-кофе


Пятый этап «Кто больше?» Подобрать как можно больше прилагательных для характеристики Хаджи Мурата. Ответ: сильный, смелый, отважный, гордый, самолюбивый, преданный, честный, решительный, бесстрашный, бесшабашный, скромный, решительный, стеснительный, любящий, умелый, мужественный, героический, жестокий, щедрый, разговорчивый, мстительный, интересный, мудрый, умный, смекалистый, догадливый, хитрый, приветливый
Определение победителей игры, для которых наступил их звёздный час.
15