Статья «Применение педтехнологии «кейс-стади» в процессе повышения квалификации сотрудников образовательных учреждений».


«Применение педтехнологии «кейс-стади» в процессе повышения квалификации сотрудников образовательных учреждений».
Учительство - не труд, а отреченье,Умение всего себя отдать,Уйти на долгий подвиг и мученье,И в этом видеть свет и благодать.
Вопросы подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров в образовательных учреждениях приобретают особую актуальность в связи с модернизацией образования. Условия введения стандартов нового поколения как крупной системной инновации сверху требуют от педагогов быстрой и массовой смены профессионального мировоззрения, технологического перевооружения, перестройки содержания образования и способов его интерпретации, овладение навыками проектирования образовательного процесса. Все это предлагают современные педагогические технологии. Обучать современным технологиям нужно при помощи современных технологий.
Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. Этого требуют современные задачи образования.
Сегодня к педагогу предъявляются высокие требования. В современной школе педагог выступает не только в роли учителя это еще и
- инструктор, который систематически ведёт со школьниками индивидуально-групповую работу по разработке, согласованию, оценке хода и результатов выполнения учебной работы;
-наставник, умеющий оказывать адресную помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, а, помогая ее преодолеть;
-консультант, способный обсудить учебную задачу, дать консультацию по различным вопросам;
-управленец, владеющий такими управленческими технологиями, как педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.
В новых стандартах речь идет не о формировании каких-либо качеств заранее заданных педагогом, не о преобразовании ребенка педагогом, а о помощи ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально.
Идеологической основой  новых образовательных стандартов является компетентностный подход.
Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.
Таким образом, с введением ФГОС ответственность учителя, которая во все времена была исключительной, возрастет вдвойне.
А педагогическая технология «кейс-стади» есть ничто иное, как решение конкретных ситуаций и прецедентов из профессиональной практики.
Хотя данная педтехнология известна давно и рассматривается в методической литературе, но в практике повышения квалификации педагогических кадров образовательных учреждений должного внимания еще не получила.
Метод «кейс-стади» - это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала обучающегося и педагога. [5]
В связи с модернизацией образования растет потребность создания новых образовательных практик обучения, разработанных на основе компетентностного подхода, что предполагает разработку соответствующих технологий, ориентированных на приоритетное использование методов активного обучения. Одним из таких методов является кейс-стади, который в совокупности с другими методами позволяет приобрести необходимые компетенции в вопросах, как стратегического управления, так и в вопросах образования[3].
Технология «case-study» - инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Она способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этой технологии обучающиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы. [1]
Хороший «кейс», как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. Кейсы бывают разные – большие и маленькие, сложные и простые, специализированные и не очень. Это дает возможность подобрать подходящий инструмент для самых разнообразных оценочных задач. Существует несколько типологий кейсов, основанных на различных признаках.
Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:
- обучающие анализу и оценке;
- обучающие решению проблем и принятию решений;
- иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
Нет определенного стандарта представления кейсов. Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным для обучающихся.
Так как в данной статье мы говорим не просто об использовании метода кейс-стади в повышении квалификации, а конкретно о работниках образовательных учреждений, следовательно и ситуации, представленные в кейсах должны соответствовать данной специфики:
1) соответствовать четко поставленной цели создания;
2) иметь соответствующий уровень трудности;
3) иллюстрировать несколько аспектов реальной практической профессиональной ситуации;
4) не устаревать слишком быстро;
5) быть актуальным на сегодняшний день;
6) иллюстрировать типичные ситуации;
7) развивать аналитическое мышление;
8) провоцировать дискуссию;
9) иметь несколько решений. [1]
Кейс - метод является достаточно эффективным средством организации обучения, однако его нельзя считать универсальным, применимым для всех дисциплин и решения всех образовательных задач. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения. В тоже время, кейс-метод может стать реальным средством повышения профессиональной компетентности преподавателя, способом соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении. [2]
Таким образом, мы можем сделать вывод, что педтехнология кейс-стади имеет широкие возможности, т.к. кейс – это:
- описание реальной ситуации;
- «кусочек» реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE);
- события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения;
- «моментальный снимок реальности», «фотография действительности»;
- не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию.[4]
Повышение квалификации сотрудников образовательных учреждений - это обучение людей, уже имеющих педагогическое образование и опыт работы в системе образования. Для них очень важно не только теоретические знания, но и возможность опробовать, применить их в различных ситуациях.
Метод case-study или метод конкретных ситуаций - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций. Решение кейсов отвечает современным требованиям, выдвигаемых к изменениям в современном педагогическом сообществе.
Кейс-метод выступает как образ мышления педагога, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, развить творческий потенциал. Этому способствует и широкая демократизация и модернизация учебного процесса, раскрепощение педагогов, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности.
Обучающий кейс – это не просто пример, взятый из практики. Являясь учебным материалом, он должен отвечать определенным требованиям, а также соотносится с различными видами анализа.
Активное использование данного метода в процессе повышения квалификации сотрудников образовательных учреждений помогает им развивать разнообразные навыки и умения, необходимые в своей профессиональной педагогической деятельности.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что педтехнология кейс-стади имеет широкие возможности для повышения квалификации педагогов, т.к. напрямую связана с их профессиональной деятельностью, активизирует их теоретические знания и позволяет находить несколько решений в предложенных ситуациях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Васильева Е. А. Педагогические технологии: учеб.-метод. пособие / Е.А.Васильева. – СПб.: СПГУТД, 2012. 103 с.
Методические материалы по курсу «Метод кейс-стади» Составитель О. Н. Калачикова [Электронный ресурс] - URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-203616.html (дата обращения: 07.09 2013)
Егорова Е. В. Метод кейс-стади в обучении стратегическому менеджменту в высшей школе : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Егорова Елена Владимировна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2008.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 08-4/1268 [Электронный ресурс] - URL: http://www.disserr.com/contents/425217.html (дата обращения: 23.10.2013)
Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов: [Электронный ресурс] - URL: http://ipps.sfu-kras.ru/sites/ipps.institute.sfu-kras.ru/files/publications/57.pdf (дата обращения: 19.07.2013)
Федотова Н.А. Кейс-метод в профессиональной подготовке учителя начальных классов. [Электронный ресурс] - URL: http://topreferat.znate.ru/docs/index-3233.html?page=10 (дата обращения: 19.09 .2013)