Статья Кейс-технологии активного обучения на уроках истории и обществознания в старшей школе


Кейс-технологии активного обучения на уроках истории и обществознания в старшей школе
Уроки, являясь частью школьного учебного процесса, имеют одинаковую продолжительность, проводятся по расписанию и в сумме должны исчерпать изучение школьной программы. Однако, одна из существенных проблем, с которой сталкиваются преподаватели в современной школе, и молодые начинающие педагоги и стажисты, – отсутствие должного интереса к изучению предмета, получению знаний и развитию навыков. Зачастую информация, даваемая на уроках, так и остаётся для обучающихся просто набором заученных дат, фактов, формул и инструкций, что не способствует образованию.
Закономерен вопрос: где выход? Может это замкнутый круг?
В современном образовании, когда традиционный подход взаимодействует с инновационными педагогическими технологиями, эффективность учебного часа заметно возросла. Тому способствует ряд обстоятельств, а именно:
вовлечение каждого старшеклассника в активный познавательный процесс, позволяющий применить приобретённые знания на практике и чёткое осознание того, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
совместная работа класса и педагога при решении разных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;
свободный доступ к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности её всестороннего исследования;
испытание интеллектуальных, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями.
На наш взгляд, чтобы иметь возможность активно формировать поликультурные, гражданские, информационные компетентности личности, устойчивый интерес к предмету, учитель фактически должен создать вокруг себя модель пространства, образовательную среду, отвечающую одному единственному требованию: диалог.
Исключить монолог из преподавания помогло использование активных методов обучения в работе с учащимися. Приглашая последних к диалогу, мы на практике реализуем формулу: сами обучающиеся создают образовательную среду, которая способствует их личностному становлению, прививает интерес к предмету, увлекает в мир истории родного края, страны… Из всех представленных в методической литературе инновационных педагогических технологий предлагаем остановиться на методе case-study, или методе конкретных ситуаций (1, 2).
Метод конкретных ситуаций (от англ. case – случай, ситуация) – это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов) (3).
Образовательные возможности метода. Метод конкретных ситуаций позволяет учителю демонстрировать «сухую» теорию на уроке с точки зрения реальных событий, а универсализм технологии дает возможность использовать кейс на различных этапах образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения. Особенно интересен метод в разработке материалов для самостоятельного изучения учащимися ряда тем с их последующей проработкой на семинарском или отчетном занятии.
Работа с методом case-study началась во внеурочное время (в рамках школьного проекта «воспитание исторической памятью»), а продолжилась на уроках истории и обществознания. Переход потребовал много сил и заставил искать ответы на целый ряд очень важных вопросов:
чему мы хотим научить школьников в ходе работы над учебной ситуацией? Как наша цель соотносится с материалами курса и учебными целями отдельного занятия, всей программы в целом?
следует ли раздать учащимся все материалы сразу или же выдавать их небольшими порциями по ходу работы в соответствии с развитием сюжета ситуации?
как способствовать размышлениям, пониманию, проникновению в суть проблемы?
как спланировать время, чтобы его хватило на обстоятельную рефлексию?
Для того чтобы учебный процесс на основе метода case study был эффективным, необходимо выполнение двух важных условий:
хороший кейс;
владение методикой.
На метод case study возлагаются следующие дидактические задачи:
применять верные решения в условиях неопределённости;
разрабатывать алгоритм принятия решений;
овладевать навыками исследования ситуаций;
разрабатывать план действий, ориентированных на намеченный результат;
применять полученные теоретические знания для решения практических задач;
учитывать точки зрения других специалистов на рассматриваемую проблему (историография вопроса) при принятии окончательного решения.
Каждый кейс имеет свои источники. К наиболее значимым отнесем:
оперативная информация из СМИ – значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны учащихся;
фрагменты художественной литературы и публицистики – придают кейсу культурологическую функцию, стимулируют нравственное развитие личности учащегося;
«местный материал» - ситуации имеют определённое личное значение;
статистические материалы, ссылки на нормативные документы, архивы - научность и строгость;
видео, мультипликации.
В большинстве случаев кейс должен содержать:
имена главных героев;
описание конкретной ситуации;
даты и место, где происходит действие;
информация о стране;
примерные вопросы по данному кейсу.
М. Ю. Ерёмина в своей статье «Потенциал кейсового метода» приводит технологию работы с кейсом (4). Изучив различные вариации, рекомендуем проводить работу с использованием метода кейс-стади в 5 этапов:
представление конкретной ситуации (знакомство);
самостоятельный анализ (выделение основной проблемы, факторов и персоналий);
работа в малых группах;
решение кейса (предложение одного или нескольких вариантов);
защита решений, выработанных малой группой (презентация результата).
Чтобы занятие по анализу конкретной ситуации с учащимися оказалось удачным необходимо провести серьезную предварительную подготовку. Последняя сводится к овладению обучающимися теоретическими знаниями через серию уроков: лекции, семинары, практикумы. Чаще всего метод конкретных ситуаций используется на заключительном этапе (повторительно-обобщающий урок), но возможно его применение (отдельные элементы) в отношении материала, изучение которого только началось. В этом случае возрастает заинтересованность школьников. Моделируя определенные ситуации прошлого, «оживляя» и заставляя «действовать» людей, конкретных участников исторических событий, ученик наполняет «безлюдную» историю персонажами, а приобретаемые знания становятся для каждого ученика-игрока личностно значимыми и эмоционально окрашенными.
Таким образом, использование принципов проблемного обучения предусматривает активную деятельность учащихся, стимулирует их успех и подчёркивает достижения.
Примечания
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т.1. М.: НИИ школьных технологий. 2006. С. 236 – 237.
Современные образовательные технологии./ Под ред. Бордовской Н.В. М. 2010. С. 74 – 94
Антипова М.В. Метод кейсов (case-study). Методическое пособие для преподавателей. Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011. С. 2
Еремина М.Ю. Потенциал кейсового метода // Школьные технологии. – 2004. № 6. С. 104 – 108