Конспект урока по биологии 8 класс Орган слуха и слуховой анализатор

План-конспект урока

Дата Предмет «Биология» Класс 8 № урока 20
Тема урока: «Орган слуха и слуховой анализатор. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Части слухового анализатора. Центры слуха. Гигиена слуха. Болезни органов слуха и их предупреждение»
Цель урока: ученики должны знать органы слуха и слуховой анализатор
Обучающая: сформировать знания о слуховом анализаторе, органах слуха
Развивающая: развить память, мышление, речь
Воспитывающая: воспитать бережное отношение к своему здоровью
Тип урока: комбинированный
Форма организации урока: словесный
Дидактическое обеспечение урока: презентация «органы слуха»
Ход урока.
1. Организационный этап: Здравствуйте ребята! Садитесь! Отметим отсутствующих.
2. Этап проверки домашнего задания
- расскажите о строении глаза
- основная функция глаз
- расскажите про гигиену глаза
3. Этап актуализации субъективного опыта учащихся. Сообщение темы урока «орган слуха и слуховой анализатор. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Части слухового анализатора. Центры слуха. Гигиена слуха. Болезни органов слуха и их предупреждение»
4. Этап изучения нового материала.
Значение слуха. 
Как и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], слух дает возможность воспринимать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на значительном расстоянии. С помощью слуха животные обнаруживают добычу, спасаются от хищников, общаются. Важен слух и для человека, так как с этим анализатором связана членораздельная речь. Лишившиеся в раннем детстве слуха люди теряют способность произносить слова. Требуется длительная лечебная тренировка по специальной методике, чтобы глухой от рождения человек мог говорить. Строение органа слуха. 
Как и любой другой анализатор, слуховой тоже состоит из трех частей: слухового рецептора, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]ового нерва с его проводящими путями и слуховой зоны коры больших полушарий головного мозга, где происходят анализ и оценка звуковых раздражений.
В органе слуха различают наружное, среднее и внутреннее ухо (рис. 106).
Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Покрытые кожей ушные раковины состоят из хряща. Они улавливают звуки и направляют их в слуховой проход. Он покрыт кожей и состоит из наружной хрящевой части и внутренней костной. В глубине слухового прохода имеются волосы и кожные железы, выделяющие липкое желтое вещество, называемое ушной серой. Она задерживает пыль и уничтожает микроорганизмы. Внутренний конец наружного слухового прохода затянут барабанной перепонкой, которая преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Среднее ухо представляет собой полость, заполненную воздухом. В ней имеются три слуховых косточки. Одна из них, молоточек, упирается в барабанную перепонку, вторая, стремечко, в перепонку овального окна, которое ведет во внутреннее ухо. Третья косточка, наковальня, находится между ними. Получается система костных рычагов, примерно в 20 раз увеличивающая силу воздействия колебаний барабанной перепонки.
Полость среднего уха с помощью слуховой трубы сообщается с полостью глотки. При глотании вход в слуховую трубу открывается, и давление воздуха в среднем ухе становится равным атмосферному. Благодаря этому барабанная перепонка не выгибается в ту сторону, где давление меньше.
Внутреннее ухо отделено от среднего костной пластинкой с двумя отверстиями овальным и круглым. Они также затянуты перепонками. Внутреннее ухо представляет собой костный лабиринт, состоящий из системы полостей и канальцев, расположенных в глубине височной кости. Внутри этого лабиринта, как в футляре, находится перепончатый лабиринт. В нем имеется два разных органа: орган слуха и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Все полости лабиринта заполнены жидкостью.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Орган слуха находится в улитке. Ее спирально закрученный канал огибает горизонтальную ось в 2,52,75 оборота. Он разделен продольными перегородками на верхнюю, среднюю и нижнюю части. Рецепторы слуха находятся в спиральном органе, расположенном в средней части канала. Наполняющая его жидкость изолирована от остальной: колебания передаются через тонкие мембраны.
Продольные колебания воздуха, несущие звук, вызывают механические колебания барабанной перепонки. С помощью слуховых косточек оно передается перепонке овального окна, а через нее жидкости внутреннего уха (рис. 107). Эти колебания вызывают раздражение рецепторов спирального органа (рис. 108), возникающие возбуждения поступают в слуховую зону коры большого мозга и здесь формируются в слуховые ощущения. Каждое полушарие получает информацию от обоих ушей, благодаря чему становится возможным определять источник звука и его направление. Если звучащий предмет находится слева - то импульсы от левого уха приходят в мозг раньше, чем от правого. Эта небольшая разница во времени и позволяет не только определять направление, но и воспринимать звуковые источники из разных участков пространства. Такое звучание называется объемным или стереофоническим.
Гигиена органов слуха начинается с ежедневного мытья ушей.
В наружном слуховом проходе, ведущем от ушной ра ковины к барабанной перепонке, постоянно выделяется ушная сера. Она содержит смягчающие и противомикробные вещества. Накопление ушной серы может привести к закупорке наружного слухового прохода и ухудшению слуха. Чистить уши спичкой, булавкой и прочими твердыми предметами, чтобы удалить ушную серу, не рекомендуется.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Воспаление слизистой оболочки носа и горла приводит к тому, что слуховая труба заполняется слизью и давление воздуха в среднем ухе не может сравняться с наружным давлением. При этом человек испытывает своеобразное ощущение заложенность в ушах. При насморке очищать носовые ходы надо поочередно, чтобы через слуховые трубы потоки воздуха не прорывались в среднее ухо, когда выход воздуха наружу будет заблокирован. Особенно опасно воспаление среднего уха. Оно сопровождается сильной болью и может привести к нарушению подвижности слуховых косточек, снижению слуха. Поражение слуховых рецепторов и слухового нерва может вести к глухоте.
Систематическое пребывание в шумной обстановке или кратковременное, но весьма интенсивное воздействие звука может привести к тугоухости. Длительное пребывание в среде, «загрязненной» избыточными звуками («звуковой шум»), ведет к повышению раздражительности, ухудшению сна, головным болям, повышению артериального давления.
Наружное ухо: ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка; среднее ухо: слуховые косточки, слуховая труба, перепонка овального и круглого окна; внутреннее ухо: костный лабиринт, перепончатый лабиринт, улитка, рецепторы слуха; стереофоническое звучание; воспаление среднего уха, тугоухость.
1.    Каково значение слуха? 2.    Каково различие в понятиях «орган слуха» и «слуховой анализатор»? 3.    Как и куда передаются звуковые колебания от барабанной перепонки? 4.    Какое влияние на орган слуха и центральную [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] может оказать громкая музыка?
Определение остроты слуха.
Приставьте к уху механические часы и отставляйте их от себя до тех пор, пока не перестанете слышать их тиканье. В момент исчезновения звука измерьте расстояние (в см) между часами и ухом. Чем оно больше, тем лучше слуховая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Теперь приближайте издалека часы к уху до появления едва заметного звука. Измерьте также расстояние. Вычислите среднюю цифру. Таким образом найдите свою слуховую чувствительность.

5.Этап первичной проверки новых знаний.
1. Что общего между зрительным и слуховым анализаторами?
2. Каково строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха?
3. Как звуковая волна преобразуется в наружном, среднем и внутреннем ухе?
4. Что происходит в слуховых рецепторах?
5. Как сохранить хороший слух?
6.Этап информации о домашнем задании.
7.Этап подведения итогов урока. Итак, мы с вами сегодня познакомились с органом слуха. У кого есть вопросы? Выставление оценок.
8.Этап рефлексии. Что вы узнали на уроке?
Понравился ли Вам урок?
Что именно понравилось, а что не понравилось?
Строение органа слухаРисунок 1Описание: Строение органа слуха"Строение органа слуха" Спиральный орган в улиткеРисунок 3Описание: Спиральный орган в улитке"Спиральный орган в улитке" Заголовок 315