Конспект по литературному чтению на тему В.Даль Девочка Снегурочка

Литературное чтение. 2 класс.
Тема урока: В. Даль «Девочка Снегурочка».
Педагогическая цель: создать условия для развития навыков выразительного чтения, чтения в соответствии с основными правилами орфоэпии.
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.
Планируемые результаты (предметные): умеют самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Определяют понятия «литературная сказка», «волшебная сказка», «повторы»; выделяют особенности волшебных сказок, определяют главную мысль сказки. Читают в соответствии с основными правилами орфоэпии; умеют видеть в тексте произведения трудные слова; произносят правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверяют звучание слов по словарю.
Личностные результаты: бережно относятся к материальным и духовным ценностям, литературным произведениям как к словесному искусству.
УУД: Познавательные УУД: используют информацию из готового картинного плана. Овладевают навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами.
Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Контроль собственной деятельности по образцу. Использование речи для регуляции своего действия.
Коммуникативные УУД: определять тему, общую цель и пути её достижения. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Видеть и доказывать ошибочность или правильность своего выбора, высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
Основное содержание темы, понятия, термины: В.И.Даль «Девочка Снегурочка». Литературная сказка, волшебная сказка, повторы. Особенности волшебных сказок. Главная мысль сказки. Чтение в соответствии с основными правилами орфоэпии. Слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением.

Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения «Детство» И.Сурикова по желанию.
3. Изучение нового материала. Слайд 1.
Учитель: Отгадайте загадки. Слайд 2 Она в серебро
С жемчугами одета -
Волшебная внучка
Волшебного деда.
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. Слайд 3. (снегурочка)
2. - Кто является героем нового произведения, с которым сегодня познакомимся?
Слайд 4.
-Познакомимся с произведением В.И.Даля «Девочка Снегурочка»
Чтение названия произведения, фамилии автора.
Слайд 5. В.И.Даль – русский учёный и писатель, военный врач-хирург, этнограф, собиратель фольклора. Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о В.И.Дале? (пожилой, с бородой, задумчивый, добрый)
Слайд 6. Прославился он, как автор «Толкового словаря великорусского языка». Знал по меньшей мере 6 языков.
Слайд 7. Русский фольклор и русский язык восхищали писателя. Он собирал и обрабатывал русские пословицы и поговорки.
Слушание сказки В. Даля «Девочка «Снегурочка». Учитель читает сказку, дети
слушают и выполняют задание: «Внимательно послушать, подготовиться к
моделированию обложки, обратить внимание на незнакомые, необычные слова».
Беседа после первичного восприятия.
- Что понравилось в сказке? Когда волновались, переживали? К какому жанру относится произведение и на какую тему?
- Какие необычные слова услышали? (дети называют, учитель открывает презентацию).
Слайд 8. Словарная работа.
Кабы – если бы.
Ветошка – лоскут старой ткани.
Вешнего – весеннего.
Кокурочка – булочка, булка.
Кузовок – плетёная корзиночка для ягод и грибов.
Лобызала – целовала.
Пестовать – нянчить, лелеять, заботливо воспитывать.
Хлевушек (хлев) – помещение для животных.
4. Физкультминутка
5. Первичная проверка понимания:
- Перечислите всех героев сказки.
- Какое горе было у стариков?
- Кто предложил взять комочек снега в дом?
- Как появилась Снегурочка?
- Обрадовались старик со старухой?
- Что же произошло у стариков? Почему они выгнали Жучку? Кому было жалко Жучку?
- Пришло лето. Кто звал в лес Снегурочку? Почему старики не хотели отпускать Снегурочку в лес за ягодами?
- Что произошло в лесу?
- Кого Снегурочка встретила в лесу? Кого потом?
- Почему она не приняла их помощь?
- Кто же пришел на помощь Снегурочке?
- Почему Жучка помогла Снегурочке? Что стало бы со Снегурочкой, если бы Жучка не спасла ее?
- Как закончилась сказка?
Упражнение в чтении: Найдите и прочитайте начало сказки; концовку; песенки стариков; повторы.
Рассматривание иллюстраций (с.143, 146), подбор к ним подходящих отрывков из текста.
Моделирование обложки – самостоятельно.
Слайд 9. Самопроверка.
6. Закрепление.
Работа в парах. Выполнение заданий в тетради, с.66 №4.
8. Подведение итога урока. Рефлексия.
- С каким произведением познакомились?
- Кто автор сказки? Что узнали об авторе сказки?
-Найдите на первом рисунке среди подружек Снегурочку и раскрасьте ее.
Задание на дом: подготовить краткий пересказ по картинному плану в тетради, с.66 №4; (по желанию) придумать сказочную историю о Снегурочке и сделать к своей сказке рисунок.



















Сидоренко Елена Алексеевна МАОУ гимназия города Белореченска