Урок для 3 класса Нужна ли фантазия в науке Ю.Дмитриев Сколько глаз у стрекозы. Ян Ларри Необыкновенные приключения Карика и Вали

«Литературное чтение», Н.А. Чуракова, 3 класс
Урок составила Кашникова Н.В.
Учитель начальных классов
НМОУ «Гимназия № 59»
Тема: Нужна ли фантазия в науке? Ю.Дмитриев «Сколько глаз у стрекозы». Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
Цель: формирование умения различать художественный текст и научно-популярный.
Задачи:
формировать умение ориентироваться в тексте большого объёма;
учить анализировать текст;
развивать умение понимать прочитанное;
развивать коммуникативные элементы деятельности на уроках чтения;
способствовать формированию первичных исследовательских навыков;
воспитывать умение слушать друг друга, интерес и любовь к чтению.
Оборудование: учебник «Литературное чтение», Н.А. Чуракова, 3 класс, мультимедийная установка, фильм «Необыкновенные приключения Карика и Вали», карточки-таблицы для обучающихся.

Ход урока
Организационный момент. Мотивация.
- Посмотрите фрагмент из кинофильма «Необыкновенные приключения Карика и Вали». Ваше мнение по поводу увиденного.
Проверка домашнего задания.
- Дома вы составляли характеристику главным героям сказочной повести, выражали своё мнение, создали художественный образ Карика и Вали. Он совпал с мнением режиссёра фильма, кадры которого вы видели?
- Две группы готовят чтение по ролям у доски, С.102-103.
- Заслушиваем характеристики Вали и Карика. Мнение учащихся.
Выступление учащихся.
- Удалось ли ребятам создать новый образ Карика и Вали?
III. Сообщение темы и цели урока.
На доске тема урока: Нужна ли фантазия в науке?
- Моя цель на уроке формирование у вас умения различать художественный текст и научно-популярный.
- Какие задачи вы перед собой поставите?
IV. Работа по теме урока.
- Проведём небольшое исследование. Какие гипотезы мы выдвинем? (с.87, фантазия – это чудесная способность, глядя на одинаковое, видеть разное и особенное; глядя на незаметное, обнаруживать замечательное)
1) - Прочитайте последнюю часть, с. 103-105, отметьте всё, что сказано о стрекозе. На слайде – стрекоза. Опишите её словами из текста.
- Какие литературные приёмы использовал автор при описании стрекозы?
(сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение)
2) – Прочитаем текст на с.108, Юрий Дмитриев «Сколько глаз у стрекозы»
- Какие сведения об устройстве глаз стрекозы удивили вас?
- Вы согласитесь с мнением вашей ровесницы Дарьи Албузовой, которая написала: «Природа – такая фантазёрка!»?
3) Работа в паре. Заполнить таблицу.

Стрекоза

Автор
Ян Ларри
Юрий Дмитриев

Есть ли сюжет?
да
нет

Можем ли установить время и место событий?
Да, Санкт-Петербург (Исакиевский собор), подоконник, лето, утро
нет

Чувствуем ли мы настроение и отношение автора к описываемым событиям?
Да, автор описывает стрекозу глазами детей, но при этом использует научный язык.
Да, глаза у стрекозы просто чудесные, необыкновенные.

Какие языковые средства и литературные приёмы использует автор?
Сравнение – запыхтела, как машина; эпитеты – удивительные глаза
метафора -голубовато-зелёные огоньки.
Научный язык.
Научные сведения и научные термины.
(фасетки)

Содержит ли текст научные данные?
да
да

Вывод

Художественный текст.
Научно-популярный текст.


V. Итог урока.
- Чем отличается описание Ю. Дмитриева от описания Яна Ларри?
- Как же проявилась фантазия природы в отношении стрекозы?
- Как вы думаете, для чего природа наделила стрекозу такими удивительными глазами? (Чтобы могла охотиться, ведь она хищник)
- Нужна ли фантазия в науке? Подтвердилась ли ваша гипотеза?
- Что вас заинтересовало на уроке больше всего?
Д/з Найдите интересные сведения из мира насекомых.