Статья. «Нетрадиционные методы во внеурочной деятельности как средство развития личности младших школьников».


«Нетрадиционные методы во внеурочной деятельности как средство развития личности младших школьников».
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования на сегодняшний день является введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, продиктованное необходимостью подготовки выпускника в высокотехнологичном конкурентном мире. Перед современным образованием ставятся задачи переориентации школы на новые образовательные результаты на основе системно - деятельностного подхода.
Среди прочих изменений следует отметить появление внеурочной деятельности в учебном плане. Следует учитывать, что внеурочная деятельность: является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе; способствует в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образовании; преимуществами данного компонента образовательного процесса является: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника; наполнение конкретным содержанием данного компонента находится в компетенции образовательного учреждения.
Очевидно, что при организации внеурочной работы в условиях стандартов второго поколения от руководителей и педагогов образовательных учреждений потребуется знание методов и подходов осуществления данной деятельности. Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности.
Анализ педагогического опыта позволяет сделать вывод о том, что учителями начальной школы используются различные методы и приемы развития личности младших школьников, такие как внеклассные мероприятия, этические беседы, наглядность, игры и игровые упражнения.
Внеурочная деятельность рассматривается как средство создания условий для непрерывного диалога между педагогами и школьниками, формирующего не только активное отношение к учению, но и позволяющего реализовать личностный потенциал каждого учащегося. Следует отметить, что внеурочная деятельность ориентирована на:
- развитие самостоятельности детей;
- на раскрытие личностных интересов и склонностей, где учебные предметы - лишь одно из средств раскрытия;
- построение пространства саморазвития.
Организуя коллективное творческое дело, мы стремились формировать у учащихся навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия. Были проведены КВН «Веселые, дружные, воспитанные», трудовой десант по уборке территории школьного парка, разработка классного журнала, отражающего жизнь класса. Наблюдение за учащимися в процессе проведения коллективных творческих дел показало, что они проявили высокую активность в этой новой для них работе, стремление к сотрудничеству не только внутри своей группы, но и с другими группами.
Использование краеведения во внеурочной деятельности помогает донести до учащихся картины героического прошлого и настоящего своего народа, своего края, способствует сохранению и передачи его традиций и ценностей, осуществляет преемственность поколений. Традиции обеспечивают социальное наследование, т.е. передачу определенного исторического результата общественного развития, и делают это в силу присущего им свойства аккумулировать и консервировать социальный опыт, проецировать его на будущее.
Для организации внеурочной деятельности в школе формы внеурочных занятий можно разделить на две группы:
занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах, в других учебных помещениях) 2)выездные занятия (экскурсии, поездки, походы)/
Для того, чтобы сменить обстановку, предоставить детям «творческую свободу», позволить им максимально использовать полученные знания, эмоции, ощущения в освоении мира; надо использовать и выездные занятия. А этому способствует участие в целевых программах таких, как: «Калейдоскоп чудес», «Игра — дело серьезное», «Летопись города», «Учимся — жить вместе» и другие. Каждая программа по -своему интересная. Футбол, хоккей, баскетбол, каратэ, танцы, бисероплетение, игра на музыкальных инструментах…это неполный перечень, чем занимаются наши дети вне школы в свободное время. Наша задача знать про каждого ребенка: чем он занят, всячески поддерживать интерес детей в выборе занятности, интересоваться его успехами, советовать родителям и благодарить тех родителей, которые заинтересованы в развитии своего ребенка; привлекать этих детей при подготовке и проведении внеклассных мероприятий, в спортивной и концертной деятельности. Самое интересной, дети, которые посещают разные секции и кружки, они же чаще всего принимают активное участие в разных конкурсах и успешно учатся. И надо сказать, что участие результативное, так как в каждом классе есть ученики, которые получают призовые места. Внеурочная деятельность школьников — это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.