Доклад на тему: Внеурочная деятельность, как средство социальной компетентности воспитанников.


КГБОУ «Алейская общеобразовательная школа-интернат»

Доклад на тему: 
«Внеурочная деятельность как средство развития социальной компетентности воспитанников».
Подготовила воспитатель: Кручинкина Марина Райнгольдовна
город Алейск
2017 год


« Главное не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем».
Современный этап общественного развития характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и социальной. Обществу и государству сегодня нужны люди, умеющие социализироваться в быстроизменяющемся социуме, люди творческие, активные, владеющие универсальными способами действий. Ответом системы образования на этот запрос времени стала идея компетентностного подхода в воспитании, реализованная в  Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Отличительной особенностью новых Стандартов является усиление практической жизненной направленности воспитания. В структуре ключевых компетентностей значительное место уделено социальной компетентности как готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности. Проводимая в стране модернизация образования ориентирует воспитательный процесс на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социальной компетентности. Успешной социализации воспитанников в немалой степени способствует опыт самостоятельных социальных проб, освоение детьми способов реализации собственных инициатив, навыков самоорганизации, опыт партнерских, сотруднических отношений детей друг с другом, со взрослыми в совместной деятельности. Усвоенные в детстве стратегии поведения в обществе закладывают фундамент социального поведения человека и во многом определяют его в дальнейшей жизни. Стихийное становление поведенческих стратегий далеко не всегда обеспечивает эффективную социальную адаптацию, поэтому процесс их формирования нельзя пускать на самотек. Подростку необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий, поэтому развитие социальной компетентности воспитанников должно стать одним из важнейших направлений воспитательной работы. На основе знаний, умений, навыков и разнообразного опыта деятельности и отношений у воспитанника формируются ключевые компетенции, относящиеся к общему содержанию воспитания, приводящие к образованности и компетентности воспитанника в определенной сфере. Компетентность — результат воспитания, выражающийся в овладении ребёнком определенным набором способов деятельности по отношению к определенному виду деятельности. Компетентность предполагает знания, умения, опыт, способности к реализации определенного круга полномочий. Социальная компетенция определяет круг полномочий, относя его к социальной сфере, а именно к обществу, поведению и взаимодействию в нем. При таком понимании компетентности ясно, что она может формироваться только при условии глубокой личностной заинтересованности воспитанников в данном виде внеурочной деятельности. Поэтому, если воспитатель хочет в качестве воспитательного результата иметь компетентность воспитанников, он должен не принуждать, а мотивировать их к выполнению той или иной деятельности. Одним из основных средств мотивации и является внеурочная деятельность. Для формирования и развития социальной компетентности возникает необходимость создания развивающей среды, которая бы не ставила препятствий на пути к воплощению намерений личности, а, наоборот, создавала условия для их реализации.
Для создания такой развивающей среды большую роль может и должна сыграть внеурочная деятельность. При участии в различных мероприятиях воспитанники не ограничены жесткими рамками правил. Наоборот, они чувствуют поощрение и поддержку при проявлении своих лучших качеств. Внеурочная деятельность побуждает детей участвовать в принятии решений, повышает их инициативу, которая при этом является не принудительной, а внутренне мотивированной. Именно внеурочной деятельности принадлежит ведущая роль в формировании и развитии социальной компетентности в силу того, что она служит повышению активности воспитанника как субъекта обучения; даёт возможность творческого сотрудничества между воспитателями и воспитанниками; создаёт обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание; ориентирует деятельность детей на успех; предполагает вариативность форм организации воспитательного процесса, средств и условий деятельности; отражает общечеловеческие ценности. В педагогической литературе встречаются различные подходы к определению социальной компетентности. Однако преобладает подход представления социальной компетентности через сформированные способности, новообразования человека. Исследователями установлено, что социальная компетентность, во-первых, отражает взаимодействие человека и социального окружения; во-вторых, подразумевает обладание человеком способами межличностного взаимодействия, эти способы могут быть приобретены им посредством личного социального опыта, подражания традициям, установкам общества или посредством получения знаний; в-третьих, является интегративной характеристикой, включающей в себя несколько компонентов; в-четвёртых, подразумевает учет соотношения собственных целей и потребностей с целями другой личности, группы людей и социума в целом. В большинстве исследований социальная компетентность рассматривается как констатация наличия или отсутствия у человека тех или иных знаний, умений, способов действий в социуме. На основе выделенных особенностей сформулируем определение социальной компетентности как интегративной характеристики, отражающей способность личности вступать в эффективные межличностные и социальные отношения, анализировать, оценивать риски, принимать решения в ситуации неопределенности с учетом интересов, целей и потребностей собственных, Другого и не противоречащим нормам, ценностям общества. Компонент, связанный с целеполаганием: способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии решений, ставить цели и планировать результат, анализировать, корректировать. тенденция контролировать свою деятельность; поиск и использование обратной связи, склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей; умение принимать решения в различных жизненных обстоятельствах. Компонент, связанный с ориентацией на Другого: умение понимать и учитывать чувства и потребности других людей, управлять своими эмоциями в общении. интеллектуальная направленность на понимание другого человека; эмоциональная отзывчивость, способность сопереживать; интуитивное прогнозирование поведения людей; умение вызывать определённые эмоции у партнёра по общению. Компонент, связанный с социальной мобильностью, активностью человека, готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство; исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих); готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск; готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели; установка на взаимный выигрыш и широта перспектив; персональная ответственность.
Социальная умелость не может состояться без сформированности у ребенка личностных образований, способствующих социальной адаптации. Выделим эти образования. Во-первых, в обществе развивается и кристаллизуется мотивация социально значимой деятельности. Причем она располагается на одном из двух полюсов: стремление к успеху (достижение) и боязнь неудачи (избегание). Если часто воспитанник в процессе деятельности сталкивается с неудачами, то в его мотивационной сфере начинает преобладать мотив избегания. В психологических исследованиях доказано, что мотивация на успех является позитивной основой для социальной адаптации. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Эта мотивация определяет личностную активность. Мотивация боязни неудачи относится к негативной в плане достижения социальной компетентности. При этом типе мотивации человек стремится избежать ошибки, неудачи, порицания, наказания. Ожидание негативных последствий становится определяющим в его поведении в социуме. Еще ничего не сделав, человек боится провала и отказывается от деятельности. Следовательно, с позиций развития социальной компетентности значима мотивация успеха. Во-вторых, в процессе интенсивного развития и качественного преобразования познавательной сферы ребенок овладевает своими психическими процессами, учится управлять ими. Они приобретают опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. Это создает фундамент к возникновению и развитию способности к произвольной регуляции поведения и саморегуляции. Произвольная регуляция поведения (руководство в поведении сознательными, социально нормативными целями и правилами, способность к саморегуляции) выступает в качестве второго существенного новообразования, значимого для развития социальной компетентности. В-третьих, ребенок, подросток овладевает способностью смотреть на себя своими глазами и глазами других, у него развивается диалогичность сознания, критичность по отношению к самому себе и к окружающим, он становиться способным к адекватной самооценке. Самооценка относится к центральным образованиям личности и в значительной степени определяет характер социальной адаптации личности, является регулятором поведения деятельности. Следовательно, удовлетворенность собой и достаточно высокая самооценка являются важными составляющими социальной компетентности. В-четвертых, на протяжении учёбы в школе у ребят складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Дети усваивают социальные нормы, вводят в межличностные отношения категории «плохо-хорошо», утрачивают безусловную ориентацию на взрослого и сближаются с группой сверстников. В этом плане для социальной адаптации востребованными оказываются навыки конструктивного взаимодействия. Диалогичность сознания позволяет вести конструктивный диалог со сверстниками и взрослыми. Научаясь отличать свое мнение от мнения других людей, подросток познаёт возможность своего воздействия на собственное «Я» с целью его изменения, начинает понимать, что от его поведения зависит разрешение многих жизненных ситуаций, в том числе и трудных с точки зрения социального взаимодействия, а значит, он обретает готовность к овладению навыками конструктивного поведения в проблемных ситуациях. Определение ведущих качеств личности, составляющих социальную компетентность. Сформулируем теперь принципы организации внеурочной деятельности. Принцип ориентации на потребности и интересы воспитанников.     Принцип опоры воспитателя на личностные достижения воспитанников. Это является условием гуманизации воспитательного процесса.  Принцип возможности осуществления самореализации. Самореализация — это особый вид высших потребностей. Существует объективная зависимость успешности воспитательного процесса от того, насколько в ходе этого процесса выявляются и актуализируются естественные мотивы самореализации личности. Ориентация внеурочной деятельности на достижения воспитанников, на создание «поля» для самоутверждения в личностно значимом окружении и в избранной предметной области способствует тому, чтобы удовлетворение частными достижениями перерастало в потребность постоянного самосовершенствования, саморазвития, самообразования. Более эффективно проходит процесс становления адекватной самооценки себя и своих успехов в делах. Правильное, адекватное отношение к себе, к своим возможностям имеет решающее влияние для нормального психического состояния человека.
Воспитатель должен отказаться от своей традиционно доминирующей роли в процессе передачи воспитанникам знаний и стать организатором проектной деятельности. Выполнение проекта осуществляется по определенному, достаточно сложному алгоритму, и при этом каждый ребёнок может выбрать любую тему проекта — все, что захочет и сумеет сделать.    Роль воспитателя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах воспитатель выступает как руководитель. Его цель поддерживать группу, чтобы выполнить стоящую перед ней задачу. Воспитатель не передает знания, а обеспечивает деятельность ребёнка, то есть: оценку деятельности, моделируя различные ситуации, помощь в подборке материала и т. п.    Мотивирует: высокий уровень мотивации в деятельности — залог успешности работы над проектом; во время работы воспитатель должен придерживаться правил, раскрывающих перед воспитанником ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения. Помощь детям при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности. Консультирует: воспитатель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельность ребёнка, несостоятельность промежуточных результатов. Наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит воспитателю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности информационной и коммуникативной компетентностей воспитанников, с другой. Социальное проектирование — самая эффективная форма развития социальной компетентности. На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: - Процесс повышения социальной компетентности воспитанников и его включение во внеурочную деятельность являются взаимообусловленными. Воспитание в рамках внеурочной деятельности может быть эффективным только тогда, когда внешнее влияние на воспитанников совпадает с их внутренними потребностями.