Педсовет: «Система самостоятельных работ: их роль в усилении практической направленности изучения предметов»


Творческая группа: Баженова Н.К., Хазова Т.П., Кондратьева И.Л. Самостоятельная работа учащихся – один из самых важных путей повышения эффективности урока, способствующий активизации учащихся. Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Результативность самостоятельной работы определяется чёткой её постановкой и систематичностью. Важным при этом является возбуждение интереса к ней, использование методов стимулирования познавательной деятельности и организация контроля за самостоятельной работой учащихся. Задачи самостоятельной работы: образовательные задачи (формирование системы знаний умений и навыков), воспитательные задачи (формирование самостоятельности, навыков учебного труда) развивающие задачи (формирование некоторых приемов умственной деятельности). Функции самостоятельной работы выработка способности работать самостоятельно; развитие познавательной активности; стимулирование творческого мышления; повышение культуры умственного труда, интереса; осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается"); формирование умения планировать время; выработка ответственности и инициативности. Требования к организации самостоятельной работы на уроке 1.Наличие конкретной цели и ученик должен знать пути ее достижения. 2.Наличие конкретного задания3.Четкая форма выражения результата, критерии оценки4.Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. 5.Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным. 6.Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы. 7.Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика. В зависимости от целей самостоятельные работы : Обучающие. Тренировочные. Закрепляющие. Повторительные Развивающие. Творческие. Контрольные. Формы организации самостоятельной работы: общеклассная;групповая;парная;индивидуальная. Виды самостоятельных работ на уроках гуманитарного цикла. Самостоятельная деятельность учащихся на уроках гуманитарного цикла охватывает значительно большую область учебной деятельности учащихся, чем практические работы. Она включает: Работа с учебником;Работа с атласом и контурной картой;Практические, лабораторные работы;Проверочные, самостоятельные работы;Сообщения и рефераты;Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях;Домашние лабораторные опыты и наблюдения. Самостоятельная работа с учебником. Цели:-Усвоение новых знаний. -Формирование учебных умений.-Развитие мышления, речевой деятельности. -Воспитание культуры умственного труда. -Воспитание познавательных интересов . Работа с учебником  систематически  проходить  на каждом этапе урока. При повторении, объяснении, закреплении учебного материала. Задания : 1.Прочитать и выделить главные мысли параграфа;2.Работа с рисунками, схемами, таблицами;(география 6класс, история 7,8кл) 3. Составление сначала простого, а затем развёрнутого плана текста параграфа, по готовому плану. Например: География 9кл., при изучении государств. 4.Выяснить возможную связь данного материала, с ранее изученным.5.Ответить на вопросы, составить план параграфа или его части, найти основные понятия,  составить  схему  или заполнить таблицу на основе текста учебника. 8.Прочитать и пересказ текста учебника по вопросам; 6. Заполнение таблицы на основе текста учебника. 7. Выписывание из текста причин географических явлений. Одним из необходимых условий успешной организации самостоятельной деятельности учащихся с учебником является постепенное усложнение заданий и усиление самостоятельности учащихся. Самостоятельная работа с учебником вынуждает, приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, думать и искать, т. е добывать знания. Введение в процесс образования на уроках трудового обучения в коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. В своей работе используем алгоритм работы над проектом. Вначале по каждому этапу разработки проекта учащиеся собирают всю необходимую информацию, осваивают основные операции по изготовлению данного изделия, рассчитывают себестоимость изделия, определяют, удалось ли сэкономить семейный бюджет Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность. Все эти виды деятельности по изучению животноводства, растениеводства входят в программный материал по предмету СХТ, для коррекционных школ VIII вида, и разработка проекта идёт параллельно с изучением материала по теме, только расширенно. Действенность этого метода обусловлена еще и тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам, которая соответствует их способностям и в то же время формирует знания, умения, навыки. Обучение учащихся умению давать словесный отчет о проделанной, и рассказать о предстоящей работе. Внимание учащихся направляется на осознание ими цели задания - что они будут делать и для чего. Учащихся учу умению производить анализ готового изделия, т.е. описывать его внешний вид. Учу умению рассказывать о том, как они будут выполнять предстоящее, частично знакомое задание. Также умению рассказывать о способе выполнения предстоящего нового задания. Например:Составить план выполнения стачного шва.1. Определить лицевую и изнаночную стороны ткани. 2. Сложить кусочки ткани лицевыми сторонами внутрь. 3. Отметить ширину шва 1 сантиметр.4. Сметать кусочки ткани прямыми стежками. 5. Стачать по смёточным стежкам. 6. Удалить нитки смётывания. Для активизации самостоятельной работы использую различные игровые приемы, например : «Найди пару» А – шерстяная 1 - воротник Б – условные 2 – обтачка В – отложной 3 – ткань Г - подкройная 4 – линии Цель: развитие способности устанавливать логическую связь, умение группировать предметы, делать словесно-логическое обобщение. «Что лишнее»Задание: найди и выбери лишнееТкань: ситец, бязь, лён, капрон, бумазея.Одежда: платье, сарафан, брюки, блузка, халатОтделка: вышивка, тесьма, кружево, заплатка, аппликация.Одежда: юбка, шорты, топик, брюки, бриджи.Инструменты: ножницы, иголки, сантиметровая лента, винт, портновский мел. Важный фактор в воспитании у учащихся самостоятельности в работе – привитие навыков планирования предстоящей работы, главным образом в отношении установления последовательности выполнения отдельных операций по изготовлению изделия. Например: Разборные предметно- технологические карты по пошиву фартука, содержащие кроме предметных образцов, набор табличек с названием технологических операций  более полно отражают план работы. Для лучшего усвоения нового материала применяю наглядность.Пользуясь наглядными средствами обучения, соблюдаю следующие требования:подбираю только такую наглядность, которая служит решению основной задачи обучения;заранее определяю место и вид наглядности, используемой на уроке;всю подобранную наглядность демонстрирую последовательно. Практический опыт учителей показал: Систематически проводимая самостоятельная работа способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний.2. Организация выполнения учащимися таких работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.3. Ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, что оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.4. При систематической организации самостоятельной работы у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают меньше времени .