Рабочая программа по хакасской литературе (8 класс)


МБОУ Бутрахтинская СОШ
Рассмотрено Согласовано Утверждено
На заседании ШМО завуч по УВР_________ приказом
Протокол №___ Сагалакова Л.С. №___от «__»____2013г.
От «___»____2013г. Директор _______Кулумаева А.В.
Рабочая программа
Наименование предмета: русский язык 10 класс по учебнику А.И.Власенкова
Составитель: Султрекова Л.М.
Образование: высшее, ХГУ им.Н.Ф.Катанова, 2005г.
Педагогический стаж: 7 лет.
2013-2014г.
№ урока Тема урока.
Планируемый результат Формы и виды контроля План.
дата Факт. дата
1 Литература как искусство слова. Понимание образной природы словесного искусства План-конспект статьи учебника. 2 В.А.Кобяков. Жизнь и творчество. Знать биографию В.А.Кобякова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта.
Уметь строить сообщение о поэте, анализировать стих-ия поэта. План-конспект статьи учебника. 3 Рассказ В.А.Кобякова «Кiрöске тÿзiргенi». Определение жанрово-родовой специфики произведения Творческое задание 4 Жизнь народа глазами писателя. Анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики. 5 Р/Р Сочинение «Истории нашей семьи» Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ. Творческое задание 6 Жизненный и творческий путь Н.Г.Доможакова. Знать биографию писателя, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта.
Уметь строить сообщение о писателе, анализировать его произведения. План-конспект статьи учебника. 7 Поэма «Галина» Определение жанрово-родовой специфики произведения Чтение наизусть 8 Анализ поэмы «Галина» Знать историю создания , ее содержание и композицию
Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней. Творческое задание 9 Р/Р Сочинение «По страницам войны» Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ. Творческое задание 10 Тема и основная мысль художественного произведения. Определение жанрово-родовой специфики произведения Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики. 11 Жизнь и творчество И.Г.Котюшева. Знать биографию писателя, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта.
Уметь строить сообщение о писателе, анализировать его произведения. Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики сказок. 12 Стих-ие «Пастаɍы кÿгÿрт».Человек и природа в творчестве поэта. Знать разнообразие тематики стих-ий поэта, его самовыражения в поэзии.
Уметь анализировать стих-ия Анализ лирических стих-ий 13 Человек и природа в творчестве поэта. Знать жанрово-композиционную основу произведения
Уметь при анализе текста раскрыть проблему .Анализ лирических стих-ий 14 Стихотворение «Öлiмi чох». Знать разнообразие тематики стих-ий поэта, его самовыражения в поэзии.
Уметь анализировать стих-ия Чтение наизусть 15 «Улуг куске паза хахпан» басня. Знать разнообразие тематики стих-ий поэта, его самовыражения в поэзии.
Уметь анализировать стих-ия Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики. 16 Нравственное звучание произведений Знать разнообразие тематики стих-ий поэта, его самовыражения в поэзии.
Уметь анализировать стих-ия Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики. 17 Р\р. Творческая мастерская Знать жанрово-композиционную основу произведения
Уметь при анализе текста раскрыть проблему .Творческое задание 18 М.Е Кильчичаков. Жизнь и творчество. Знать биографию писателя, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта.
Уметь строить сообщение о писателе, анализировать его произведения. План-конспект статьи учебника. 19 Драма «Хулɍалар». Знать жанрово-композиционную основу произведения
Уметь при анализе текста раскрыть проблему .Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения. 20 Отражение реальных событий в драме М.Е.Кильчичакова. Анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ, развернутое обоснованное суждение. 21 Система образов в драме»Хулɍалар». Знать тему, идею, основные ,
мотивы, жанрово-композици-
онные особенности .Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения 22 Р/Р Сочинение «Образ молодежи» Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ. Творческое задание 23 Своеобразие языка драмы. Знать историю создания , ее содержание и композицию
Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней. Творческое задание 24 Своеобразие художественного языка писателя в драме «Хулгалар» Знать историю создания , ее содержание и композицию
Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней. Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики. 25 Р/Р Творческая мастерская Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ. Творческое задание Понятие драмы. Определение жанрово-родовой специфики произведения План-конспект статьи учебника. 26 Р\р. Сочинение «Пастагы хыныс» Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ. Творческое задание 27 Г.Ф.Топанов. Жизнь и творчество. Знать биографию писателя, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта.
Уметь строить сообщение о писателе, анализировать его произведения. Схематизация материала, составление плана-конспекта 28 Повесть «Хара хус». Соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества. План-конспект статьи учебника. 29 Тема подвига в повести «Хара хус». Анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. План-конспект статьи учебника. 30 Р/Р Сочинение Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ. Творческое задание 31 Тема любви в повести «Хара хус» Основные мотивы лирики, новаторство писателя.
Уметь строить сообщение о писателе, анализировать его произведение. Анализ лирического текста с выразительным чтением 32 Художественные средства создания характеров. Основные закономерности историко-литературного процесса: сведения об отдельных периодах его развития. План-конспект статьи учебника. 33 Р/Р Сочинение «Любовь спасет мир» Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ. Творческое задание 34 Особенности повествования. Уметь производить идейный, тематический анализ. Анализ лирических стих-ий Воспоминания о Г.Ф.Топанове. Знать позиции литературных критиков.
Уметь представлять точки зрения литературных критиков и автора, строить рассуждение. План-конспект статьи учебника. 35 Р\р. Сочинение «Хара хус – хакас чоннын сын оолгы» Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ. Творческое задание 36 С.И.Чарков. Жизнь и творчество. Знать биографию писателя, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта.
Уметь строить сообщение о писателе, анализировать его произведения. План-конспект статьи учебника. 37 Рассказ «Ыраххы нанҷы». Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера Обучающая работа творческого характера: анализ стихотворения Р/Р Сочинение «Шрамы войны» Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ. Творческое задание 38 Повесть «Ах Ÿÿс хазында». Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики. 39 Отражение современной автору действительности. Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры.
Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл. Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектирование материала 40 Художественное мастерство С.И.Чаркова. Знать романтическое и реалистическое в произведении писателя, жанровые, композиционные особенности, идею произведения.
Уметь делать обобщение об идейно-композиционном содержании романа. Характеристика персонажей в системе образов 41 Р/Р Сочинение «Чир-чайаан паза кiзi» Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ. Творческое задание 42 М.Туран. Жизнь и творчество. Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры.
Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл. План-конспект статьи учебника. 43 Рассказ «Сайалбаан сÿрместер». Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики. 44 Отражение народных традиций в рассказе. Анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. Анализ лирического текста с выразительным чтением 45 Р/Р Сочинение «Свадебные традиции хакасов» Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ. Творческое задание 46 Особенности языка рассказа. Знать текст произведения.
Уметь анализировать прозаическое произведение на основе художественного концепта и проблематики. План-конспект статьи учебника. 47 Смысл названия произведения. Определение жанрово-родовой специфики произведения Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики. 48 Р/Р Сочинение «Судьба человека» Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ. Творческое задание 49 Р/Р Сочинение «Традиции нашей семьи» Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ. Творческое задание 50 Жизнь и творчество А.А.Халларова. Знать биографию писателя, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта.
Уметь строить сообщение о писателе, анализировать его произведения. Анализ лирического текста с выразительным чтением 51 Рассказ «Тирең чулда». Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт.
Аналитический пересказ с использованием цитат, анализ эпизода. 52 Рассказ «Чазы хызы». Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики. 53 Судьба человека и окружающий мир. Определение жанрово-родовой специфики произведения Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики. 54 Р\р. Сочинение «Тореен чирiм» Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт. Творческое задание 55 Жизнь и творчество В.В.Татаровой. Знать биографию писателя, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта.
Уметь строить сообщение о писателе, анализировать его произведения. План-конспект статьи учебника. 56 Стих-ия «Кÿскÿ чиллер», Знать разнообразие тематики стих-ий поэта, его самовыражения в поэзии.
Уметь анализировать стих-ия Чтение наизусть 57 «Ааҷамның ырлары». Образность поэтического мышления. Знать разнообразие тематики стих-ий поэта, его самовыражения в поэзии.
Уметь анализировать стих-ия Анализ лирических стих-ий 58 Р/Р Творческая мастерская. Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ. Творческое задание 59 Основные темы, проблематика, традиции и новаторство в произведениях алтайской, тывинской, шорской литератур. Сопоставлять произведения родной литературы и литератур других народов, выявляя их типологическую общность и национальное своеобразие. Анализ лирических стих-ий 60 Поиски нравственного идеала в хакасской литературе и литературах тюркоязычных народов России. Сопоставлять произведения родной литературы и литератур других народов, выявляя их типологическую общность и национальное своеобразие. План-конспект статьи учебника. 61-68 Резервные часы Пояснительная записка.
Рабочая программа по родной (хакасской) литературе для 8 класса разработана на основе Закона «Об образовании» 1992 года с изменениями и дополнениями, Закона « О языках народов РХ», «Стандартов и Программ по хакасскому языку и литературе для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений», г. Абакан, 2010 год, Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (приказ МОиН РФ от 09.03.2004 №1312), Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РХ, реализующих программы общего образования (Постановление Правительства РХ от 09.06.2005 №214), Письма Министерства образования и науки Республики Хакасия от 03.07.08г. №2373 «О мерах по обеспечению прав граждан на образование с учетом норм Федерального закона от 1 декабря 2007г. №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», Инструктивного письма Министерства образования и науки Республики Хакасия «О мерах по обеспечению прав граждан коренной национальности Республики Хакасия на удовлетворение языковых и этнокультурных образовательных потребностей», Письма МОиН РХ от 12.08.2011г. №100-3977 «Об учебных планах на 2013-14 учебный год».
Структура данной рабочей программы:
пояснительная записка;
календарно-тематический план;
литература для учащихся;
литература для учителя.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Хакасская литература. 8 класс» автор-составитель М.П.Боргоякова (издательство «Хак. книжное изд-во», 2009г.).
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс предметных знаний, отражающих основные объекты изучения. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: формирование социокультурных компетенций (коммуникативных, языковедческих, культуроведческих), развитие духовно-нравственных ценностей.
Цель курса:
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Базисный учебный план образовательных учреждений Республики Хакасия предусматривает в 8 классе изучение хакасской (родной) литературы на этапе основного общего образования в объеме 68 часов. Данное тематическое планирование рассчитано на 68 учебных часов, 2 часа в неделю. Предусматривается использование внеурочной деятельности: дополнительные занятия, подготовка к конкурсам, мероприятиям, предметным олимпиадам.
В восьмом классе обучается 4 учащихся, из них владеют языком 3 учащихся, 1 – слабовладеющий языком. Класс по уровню обученности средний: двое занимаются на «хорошо», двое занимаются на «удовлетворительно». Для не владеющего учащегося предусматриваются индивидуальные задания. В работе используются методы адаптивного обучения, коммуникативной деятельности, методы здоровьесберегающей технологии. В течение учебного процесса планируется применение ИКТ.
Программа для 8 класса реализует основные идеи ФГОС основного общего образования. Ее характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса родной литературы на предметном, личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Родная (хакасская) литература». Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по хакасской литературе с учетом:
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
программы развития универсальных учебных действий.
Требования к уровню подготовки учащихся:
понимать устную и письменную речь, диалогическую и монологическую речь;
знать норму речевого этикета;
знать признаки основных языковых единиц и ярусов языка, грамматическую терминологию;
знать особенности звукового строя, грамматической системы и лексики хакасского языка;
знать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного хакасского литературного хакасского языка;
уметь осуществлять речевой самоконтроль;
уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
уметь читать и пересказывать текст, соблюдая интонацию высказывания, темп речи, паузы, громкость голоса, логическое ударение;
уметь определять тему текста, формулировать его основную мысль, членить текст на смысловые части, составлять план прочитанного.
Литература для учащихся
1.Боргоякова Т.Г. Краткий хакасско-русский фразеологический словарь. Изд-во Хак.госуниверситета. Абакан, 1996, 2000. -144 с.
2. Боргоякова Т.Н. Родничок. Учебное пособие для начинающих изучать хакасский язык. Хак.книжное изд-во, 2001.
3.Газета «Хабар», «Хола пыргычах»
4. Журнал «Тигiр хуры». Хак.книжное изд-во
8.Хакасско-руский словарь. Новосибирск: «Наука». 2006.
9.Журнал «Ине сай». Хак.кн.изд-во.
10. Учебник «Хакасская литература. 8 класс» автор-составитель М.П.Боргоякова (издательство «Хак. книжное изд-во», 2009г.).
Литература для учителя
1.Актуальные проблемы сохранения и развития языков, культур и истории народов Саяно-Алтая: материалы международной научной конференции, посвященной 280-летию открытия древнетюркской письменности. 20-23 сентября 2001 г. – 62 с.
2.Мамышева Н.А. Уроки родного (хакасского) языка и хакасской литературы. Методическое пособие для учителей родного языка образовательных учреждений РХ. Абакан.- Изд-во ГОУ ДПО ХРИПК и ПРО «РОСА»., 2008. – 44 с.
3.Мамышева Н.А. Уроки хакасского языка и хакасской литературы (серия: золотой фонд). _ Абакан: отдел издательской деятельности ХРИПК и ПРО «Роса», 2003. – 100 с.
4.Учебник «Хакасская литература. 8 класс» автор-составитель М.П.Боргоякова (издательство «Хак. книжное изд-во», 2009г.).