Тема: «Мотивация учебной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья».


Доклад
Тема: «Мотивация учебной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья».
Учебная деятельность является ведущей деятельностью для учащихся общеобразовательных школ, так как определяет уровень их психического и интеллектуального развития, а также обеспечивает становление личности в целом. Вопросы формирования учебной деятельности становятся еще более актуальными, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Эти учащиеся отличаются рядом особенностей, таких, например, как пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, импульсивность, слабость речевой регуляции и т. п.
Установлено, что свойственные этим детям пониженная работоспособность и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. У одних учащихся максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются. У других детей с ограниченными возможностями здоровья сосредоточение внимания наступает лишь после того как они непосредственно приступят к деятельности. А вот у третьих отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.
У многих из таких детей наблюдаются трудности с восприятием. Об этом свидетельствует недостаточность знаний об окружающей действительности. Целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно. Все эти недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не все замечает в окружающем его мире, «не видит» многое при демонстрации педагогом наглядных пособий.
У всех учащихся с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: произвольного и непроизвольного, долговременного и кратковременного. В первую очередь, ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости по всем предметам.
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается у таких учащихся в развитии мыслительной деятельности. К наиболее часто встречающимся нарушениям относят неустойчивость мыслительных операций, слабость обобщения, более легкое выделение признаков различия и затруднения в выделении признаков сходства,. Нарушения обобщения усугубляются неполноценностью других мыслительных процессов анализа, синтеза, абстракции, сравнения. Например, у такого школьника быстро угасает непосредственный интерес к заданию, требующему терпения и вдумчивости, он не проявляет активности в учебной работе, не стремиться улучшить свой результат, преодолевать возникающие трудности. Выполнение задания, как правило, осложняется еще и тем, что учащиеся при чтении часто не могут вникнуть в смысл прочитанного текста. Серьезные проблемы возникают при изучении математики, географии, истории, биологии и многих других предметов. Содержание учебного материала (даже по программе специального коррекционного обучения), темп обучения, как правило, оказываются непосильными для многих учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Перечисленные особенности связаны с любым учебным предметом, однако в зависимости от его специфики,они проявляются по-разному.
Кроме того, следует отметить низкий уровень развития навыков самоконтроля - как в процессе деятельности, так и по ее окончании. К допущенным ошибкам учащиеся относятся более или менее безразлично, часто не замечают их, не проявляют активного желания понять причину своей неудачи.
Таким образом, большую трудность для учащихся с ограниченными возможностями здоровья представляет любой вид деятельности, особенно если нужно проявить умственное усилие и трудолюбие. Данных школьников отличают низкий тонус познавательной активности, обусловленный несформированностью мотивационной сферы, недостаточный уровень развития мыслительных операций.
Мы все понимаем, что всё вышеперечисленное приводит к тому, что такие дети не могут самостоятельно познавать и усваивать новую информацию. Все эти проблемы тормозят накопление у них разнообразных сведений и знаний об окружающей действительности, что отрицательно сказывается на общем интеллектуальном развитии, мешает учащимся преодолению пробелов в знаниях и специфических недостатков познавательной деятельности.
Но вместе с тем, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в состоянии справиться с описанными выше затруднениями и освоить программу специальной коррекционной школы, если учитель своевременно оказывает им специфическую помощь и поддержку.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию мотивации учебной деятельности. Так как мы говорим о мотивации учения, то учебная мотивация – это включение в деятельность учения, учебную деятельность Определяется 3 типа отношения к учению – положительное, безразличное и отрицательное.
Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.
Отрицательное отношение школьников к учению – не желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.
Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. С этой целью можно предложить провести диагностику сформированной мотивации у учащихся 7 -8 классов( именно в этот период чаще всего наблюдается снижение результативности учебной деятельности).
В начале учебного года учащимся предлагаются анкеты,отвечая на вопросы которых , учащиеся смогут более осознанно понять своё участие в учебном процессе.
Анкета 1 Почему ты учишься? (“заставляют родители; потому что все должны учиться; узнать много интересного; чтобы в дальнейшем было проще поступить куда-нибудь”);
Зачем ходишь в школу?( “чтобы учиться, общаться с друзьями; потому что там интересно, каждый день я узнаю всё больше нового”);
Можно ли не учиться в школе, а приобретать знания самостоятельно?(нет “учитель может рассказать больше, чем написано в книге; потому что ученик не может контролировать себя самостоятельно”),
Анкета 2 Продолжи предложения.
Мне нравится на уроке…
Мне мешает на уроке…
Я бы хотел(а), чтобы на уроке…
Анализэтой анкеты показывает, как ученики понимают значение урока, роль учителя и свою на уроке. Они чётко отмечают, что им нравится на уроках, что мешает получать знания; некоторые пытаются изменить своё отношение к учёбе. Из анкеты будет видно, что учащиеся обращают внимание на общение учителей с ними. Далее можно провести
1) Классное собрание с учащимися, где обсудить ответы на вопросы анкет , и в ходе беседы выделить положительную и отрицательную стороны мотивации учения.
Мотивация – средства, процессы, побуждающие к познавательной деятельности, активному освоению материала.
“Мотивации учения”
Положительная мотивация.(Удовольствие от учёбы,з начимость результата)
Признаки положительной мотивации:
Осуществление собственной деятельности
Умение отстаивать своё мнение
Умение оценивать одноклассников
Умение объяснять слабым учащимся непонятные места
Умение выбрать посильные задания из предложенных для решения
Отрицательна мотивация. (Вознаграждение за результат,принуждение к учёбе)
Признаки отрицательной мотивации:
Слабая заинтересованность в учёбе
Нацеленность лишь на оценку
Неумение ставить цели
Неумение преодолевать трудности
Отрицательное отношение к школе, учителям
“Никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они не были, если ребёнок мог бы достигнуть более высоких.
И никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ребёнка.
Рекомендации для учащихся:
Как можно чаще просматривайте эти записи.
Постарайтесь думать и делать так, чтобы для вас были более характерны признаки положительной мотивации.
Со временем наблюдайте, как изменяются ваши учебные результаты.
2) Провести родительскую конференции(собрание), где обсудить результаты анкетирования учащихся по теме “Мотивация учения” и ответы участников родительской конференции на вопросы анкеты
Анкета 3
1. Каким учеником считаете вы своего ребенка (с высоким, средним, низким уровнем способностей к учению)?
2. Как часто вы бываете в школе? (разные ответы о посещении школы)
3. Как вы относитесь к учебе ребенка:
( Считаю, что это его дело,переживаю неудачи, радуюсь его успехам, оказываю помощь при подготовке домашних заданий, осуществляю контроль за результатом обучения)
1 Родители эффективно влияют на мотивацию учащихся, поэтому для формирования положительной мотивации к учению родителям можно опираться на следующие советы: интересоваться делами, учёбой ребёнка; помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то недоучил, не доработал; чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.
3). Следующим этапом по формированию положительной мотивации к учению является урок. Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса. На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться. За годы работы в школе сложилась самостоятельно разработанная и успешно применяемая технология преподавания, основанная на дифференцированном подходе к обучению.
а). Для создания на уроке хорошего микроклимата, дающего возможность каждому ученику участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда, надо организовывать обучение на уроках с учётом индивидуальных способностей учащихся.
Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на уроке может стать: -создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса
- создание нестандартных ситуаций на уроке
-демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке
- умение создать ситуацию для каждого учащегося, проявить себя
- умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.
б).Для проведения урока, основанного на дифференцированном подходе к обучению класс делится на три группы по уровню способностей получать знания на уроке:
Группа С - ученики, которые интересуются предметом, могут, читая учебник, сами разобраться в теории и применить её на практике. Решают задачи продвинутого уровня.
Группа В – ученики, которые хорошо усваивают материал после объяснения учителя, решают задачи среднего уровня, решение сложных задач после объяснения учителем им понятно.
Группа А– ученики, решающие стандартные задачи, используя образцы и алгоритмы решения.
На всех этапах урока идёт одновременно работа с учениками из разных групп.
^ Схема конструирования уроков при изучении условно взятой темы
Дифференцированный подход в обучении учащихся является условием осуществления индивидуально-личностного подхода к обучению учеников, что приводит к положительной мотивации учащихся, возможности их реализации.
Для учащихся с высоким уровнем развития способностей, проявляющих интерес к предмету, предлагаются занятия элективного курса. Элективный курс расширяет диапазон теории по сравнению с учебником (изучение дополнительных формул, типов задач, методов их решения).
В ходе занятий школьники овладевают новыми знаниями, применяя их в нестандартных ситуациях; рассматривают разные методы решения задачи и выбирают оптимальный.
Предложенная форма работы позволяет активизировать деятельность школьников, развить интерес к предмету, что позволяет повысить качество обучения .
Цепочка – дифференцированный урок по уровню способностей получать знания, элективный курс по предмету способствует продуктивной подготовке учащихся к итоговой аттестации с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Если оркестр играет вразнобой, дирижер смешон. Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником. То же и в школе. Если класс сыгран, то урок – как музыка.
_______________________________________________________________
В настоящее время большинство педагогов и психологов рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности. Ученые, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для более продуктивного обучения в школе важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. В связи с этим вопрос о способах формирования мотивов учебной деятельности звучит в современной педагогике наиболее остро и актуально
«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». К.Д. Ушинский
Предлагались самые разные способы формирования мотивов учебной деятельности: -путем особой организации уроков (Маркова А.К., Давыдов В.В., Эльконин Д.Б. и др.), -путем использования коллективных форм работы (Злочевский С.Е., Золотых Л.К., Матис Т.А. и др.),
-через определенную систему оценки деятельности учащихся (Амонашвили Ш.А., Лингарт И., Липкина А.И. и др.),
- через показ значимости знаний для детей (Добрынин Н.Ф.) и т.
При подготовке и проведении коррекционных уроков необходимо также помнить и об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике мотивации их деятельности. Использование, например, различного рода игровых занятий, упражнений, способствует непосредственному расширению представлений об окружающей действительности.
При организации коррекционных занятий следует исходить из индивидуальных возможностей детей – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ученика. Цель задания и результаты его выполнения не должны быть слишком отдалены во времени от начала работы. Они должны быть значимы для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо прибегать к дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование, словесное стимулирование и др.)
Важную роль в мотивации учения играет содержание учебного материала при разработке тематических планов, планов отдельных занятий, при подборе иллюстративного материала педагогу необходимо учитывать характер потребностей своих воспитанников, знать уровень этих потребностей и их возможное развитие, с тем чтобы содержание учебного материала удовлетворяло наличным потребностям детей и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей (учет «зоны ближайшего развития»). Для этого содержание учебного материала должно быть вполне доступно для их понимания, должно опираться на имеющиеся у них знания и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно сложным, обязательно должен нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знания и опыт. Нужно также учитывать возможности учащихся в усвоении научных понятий.
Таким образом,организация учебной деятельности - один из важных путей формирования мотивации
В отношении детей с нарушениями здоровья констатировался тот факт, что положительная мотивация их деятельности способствует более устойчивой и длительной их работоспособности, проявлению настойчивости и самостоятельности в работе, более успешному и эффективному их обучению, что приводит в целом к повышению продуктивности в учебной деятельности.
Мотивация оказывает самое большое влияние на качество учебного процесса и определяет его успешность. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению детьми правонарушений.
Приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом.Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:– включение учеников в коллективные формы деятельности;– привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;– сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;– поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;– занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты);– умелое применение поощрения и наказания.
Способствуют повышению мотивации к учению:
-Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.).
- Наглядность.
- Творческие работы по разным темам.
- Участие в конкурсах.
- Научно - исследовательская деятельность.
- Проектная деятельность учащихся.
- Внеклассные мероприятия.
- Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов).
- Дифференциация (разноуровневые задания).
- Использовани е различных педагогических технологий: -игровые, -личностно- ориентированные, -развивающие, -проблемное обучение, -компьютерные.
- Интегрированные уроки.
Из личного опыта
В программу 9-го класса введён раздел “Органическая химия”, который из-за обширности материала и малого количества времени изучается в обзорном виде. Чтобы проявить у учащихся интерес и желание учиться, при этом не “спугнув” ученика сложностью материала, я использую обобщающие таблицы, которые помогают даже слабому ученику в усвоении целого раздела химии, не вызывая при этом психологического страха и затруднений
Представленная таблица “Органика в твоих руках” позволяет объяснить номенклатурные названия практически всех органических веществ в течение одного урока, что удобно при дальнейшем изучении химических свойств этих классов.
Работая с таблицей, обращаю внимание учеников на тот факт, что “пальцы” рук пронумерованы по порядку атомов углерода:
С1,С 2, С3……С10 и возле каждого из них соответствующее - название приставки: мета-, эта -, пропа -, тетра- и т.д. Учащиеся очень быстро и легко усваивают большой объём материала, сразу называют различные вещества по формулам, и наоборот, составляют формулы по названию веществ.


Литература:
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения //Нейропсихология сегодня. – М., 1996. – 211 с.
Калиникова Л.В., Соколова Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» - М.: ГНОМ и Д, 2001. – 449 с.
Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. – М., 1978. – 232 с.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.
Рекомендации учителю по развитию учебной мотивации
Рекомендация 1. Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение.Рекомендация 2. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх.Рекомендация 3. Стратегия "Положительная мотивация".Рекомендация 4. Мотивация достижения и способности.Рекомендация 5. Как помочь ученику выйти из состояния "выученной беспомощности"?Рекомендация 6. Эмоциональность урока — стимул или вред?Рекомендация 7. Любознательность и познавательный интерес.Рекомендация 8. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.РЕКОМЕНДАЦИЯ 1. Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение.Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а также он должен хорошо знать себя.Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.РЕКОМЕНДАЦИЯ 2. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх.Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и учителей используются такие "подкрепления", которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.РЕКОМЕНДАЦИЯ 3. Стратегия "Положительная мотивация".Некоторым ученикам, испытывающих трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает и, какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Конечно, обучение новому мотивационному стилю не так быстро. Но направленные действия подготовленного, грамотного педагога могут помочь ученикам справиться с проблемной ситуацией.Рассмотрим четыре самых неэффективных мотивационных стиля.Отрицательный мотиватор. Некоторые люди могут мотивировать себя или других, думая только о катастрофах, которые произойдут, если они чего-то не сделают. "Не сдам экзамен — скандал дома, второй год обучения, не поступлю в институт". Однако о неприятностях думать неприятно.Негативный мотивационный стиль может быть эффективным только для небольшого количества людей. Для большинства людей добавление некоторой доли положительной мотивации оказывается очень полезным. В работе с такими учениками следует обращать их внимание на то, что он хочет получить, усиливать положительный акцент. Тогда мысли о катастрофах, которых необходимо избежать, уйдут на задний план.Мотивационный стиль "диктатор". Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа "необходимо", "должен" или "обязан". Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало. Поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение — как и смена формулировок на "было бы здорово", "было бы полезно", "мы хотим".Мотивационный стиль "Вообрази выполнение". Многие ученики застревают на мысли о том, каково это — выполнять задачу (решить пример, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких учеников легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, т.е. опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно бывает дать совет ученику отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.Мотивационный стиль перегрузки. Некоторые ученики склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую, недифференцированную массу работы — и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек обычно чувствует себя не в состоянии даже приступить к работе, и склонен откладывать ее. Таким ученикам следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче.РЕКОМЕНДАЦИЯ 4. Мотивация достижения и способности.Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — с тревожностью.Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложения цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера — картина меняется наоборот.Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или "слишком легкой", или "слишком трудной".РЕКОМЕНДАЦИЯ 5. Как помочь ученику выйти из состояния "выученной беспомощности".Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название — "выученная беспомощность".Как учитель может помочь ученику выйти из этого состояния?Исследования показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий.Лучшее, что может сделать учитель в ситуации неуспеха ученика — это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им (учеником) усилий.РЕКОМЕНДАЦИЯ 6. Эмоциональность урока — стимул или вред?Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока.Например, на уроках естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность — фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций.РЕКОМЕНДАЦИЯ 7. Любознательность и познавательный интерес.Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности — познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер.На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах — любознательность; в старших классах — потребность в творческой деятельности.РЕКОМЕНДАЦИЯ 8. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить:Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня).Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).Характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия "учитель — лидер" на атмосферу в классе.