Здоровьесберегающие технологии в системе реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Здоровьесберегающие технологии в системе реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
Кухарская К.Л., учитель русского языка и литературы
ОГБОУ Центр ППМС «Развитие»
В настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьёзную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья детей характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением числа хронических заболеваний. По данным мониторинга, проведённого департаментом дошкольного, общего и дополнительного образования, в 2009-2010 учебном году на территории Ульяновской области в 508 общеобразовательных учреждениях обучаются 2000 детей-инвалидов, из которых по программам начального, основного и среднего (полного) общего образования обучаются на дому 595 человек. Кроме этого ежегодно наблюдается увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2010 году выявлены 4850 детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети с нарушениями психического развития и эмоционально-волевой сферы, речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
Для оказания помощи данной категории детей необходима система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс, организуемых образовательным учреждением с целью медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний школьников. На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигается применение здоровьесберегающих технологий в системе реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья для становления личности каждого ребёнка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, индивидуальными возможностями, способностями. В этом и заключается основная цель деятельности ОГОУ ОЦДК «Развитие».
Специалисты ОГОУ ОЦДК «Развитие» в своей деятельности руководствуются следующим положением «каждый ребёнок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть определённых успехов, если ему будут обеспечены комплексная диагностика, лечение, профилактическая и коррекционно-педагогическая помощь в адекватном обучении, воспитании и реабилитации с применением здоровьесберегающих технологий». Именно для этих целей в данном образовательном учреждении разработана система реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимость содействия физическому, психическому и социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, предупреждения у них возникновения вторичных отклонений в развитии не вызывает сомнения. Основные направления использования здоровьесберегающих технологий:
Сохранение и укрепление физического здоровья.
Сохранение и укрепление психического здоровья.
Сохранение и укрепление социального здоровья.
Работа по укреплению и сохранению физического здоровья предполагает активное участие и взаимодействие всех субъектов коррекционно-развивающего процесса: медицинских работников, воспитателей, специалистов, учителей. Направления системы оздоровительной работы включают в себя:
профилактическое обеспечение благоприятного течения адаптации через систему мероприятий, выполнение сангигиенического режима, предупреждение острых, инфекционных заболеваний.
организационное организация здоровьесберегающей среды в ОГОУ ОЦДК «Развитие», определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики, изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик, пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления. Данные направления реализуются через: занятия адаптивной физической культурой; занятия по иппотерапии; занятия акватерапией; прохождение курса оздоровления в инфракрасной сауне; сеансы гидромассажа; организацию двигательного режима; организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Специалистами ОГОУ ОЦЦК «Развития» разработаны диагностические карты, позволяющие отслеживать динамику физического здоровья ребёнка. В основу диагностики физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья положены критерии двигательной активности, разработанные и апробированные учителями физической культуры специальных (коррекцион-ных) школ г. Ульяновска.
В результате проведённой работы отмечается улучшение по следующим физическим показателям: координация движений, зрительно-двигательная координация, коррекция двигательных навыков, согласовывание своих движений, укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног на 10-15 процентов.
Для определения психологического здоровья и эмоционального неблагополучия с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводятся психологические тесты и беседы. Для организации работы по коррекции психологического здоровья и эмоционального благополучия использовались следующие методы: психотерапевтические методы коррекции (по В.П. Кащенко); методы коррекции замкнутости (по Е.И. Рогову); методы коррекции страхов (по Е.И. Рогову); методы коррекции агрессивности (по Е.И. Рогову); методики зрительно-двигательного восприятия и воспроизведения схемы; методы нейропси-хологической коррекции. В коррекционно-развивающей работе с детьми-инвалидами использовались два основных подхода:
Профилактический, ориентирован на изменение и обогащение условий развития ребёнка.
Индивидуальный, ориентирован на работу с отдельным ребёнком, у которого эмоциональное неблагополучие и недоразвитие познавательной сферы трансформируется в осложнённые формы поведения, затрудняющие общение и обучение.
Для коррекции психоэмоциональных состояний детей с ограниченными возможностями здоровья (раздражительность, конфликтность, склонность к агрессивным вспышкам и т.д.) использовался в работе эффективный метод биологической обратной связи (БОС). БОС - это передача человеку с помощью технических средств информации о том, как работают его органы и системы, предоставление ему возможности самостоятельно корректировать их работу, подключая к процессу коррекции механизмы обучения и памяти. Человек овладевает способностью управлять организмом. В основу метода положено диа-фрагмально-релаксационное дыхание.
Для организации работы с ребёнком педагогом-психологом и учителем-дефектологом созданы специальные условия для проведения релаксации и коррекции познавательной сферы (занятия в комнате психологической разгрузки, дидактические игры, работа по серии сюжетных картин, проведение виртуальных экскурсий, Интернет-конференций, организация общения с детьми, не имеющими патологии в развитии, в режиме Он лайн). Хорошие результаты в работе педагога-психолога получены после проведения психомассажа с ребён ком (по B.C. Мухиной), который направлен на коррекцию отклонений в развитии образа тела.
В результате проведённой работы у большей части детей с ограниченными возможностями здоровья стабилизируется эмоциональный фон, что обеспечивает хорошее самочувствие и настроение. В ходе коррекционного процесса постепенно нарастает активность детей. Постепенно интерес к самому процессу общения с взрослыми сменяется на получение результатов от совместной работы. Поведение становится более открытым и целенаправленным.
Наиболее яркая динамика развития познавательной деятельности у детей наблюдается по таким показателям, как общая осведомлённость, внимание, память, речевая сфера. У значительной части детей с ограниченными возможностями здоровья подросткового возраста наблюдается дисгармония взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, отказ от активной жизнедеятельности и низкий культурный уровень социальных связей.
В соответствии с выявленными причинами девиаций социального здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья проводится работа, в которой используются методы и приёмы коррекционной работы:
Работа с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья с девиациями социального здоровья: оказание социально-психологической и социально-педагогической помощи (коллективные творческие дела, просмотр документальных, художественных фильмов, мультиков, сказок, поучительных роликов, посещение караоке-зала); взаимодействие с молодёжными общественными организациями волонтёров, учреждениями культуры, учреждениями дополнительного образования, физкультурно-оздоровительными и спортивными комплексами.
Работа с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: консультирование родителей. Дети вовлекаются в различные коллективные творческие дела, физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.
Для организации работы по коррекции социального здоровья используются следующие методы:
Тренинговые занятия для подростков «Умеем ли мы общаться».
Игра «Интеллектуальный треугольник».
Беседы о вреде табакокурения, пьянства, наркомании.
4. Методика формирования взаимоотношений внутри коллектива - игра «Репортёр».
5. Веселая игра «Музыка нас связала» (караоке-зал).
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в комплекс реабилитационных мероприятий улучшает показатели их социального здоровья, что приводит к повышению уровня воспитанности, социальной адаптивности, снижению социально-педагогической запущенности.
Проведение вышеперечисленных коррекционных и реабилитационных мероприятий позволяет создавать адаптивную среду детям с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет обеспечивать им полноценную интеграцию и личностную самореализацию в школе и социуме. Здоровьесберегающие технологии нашли отражение в сборниках «Организация психолого- педагогического сопровождения детей-инвалидов», «Диагностический материал для обследования детей 3-18 лет», «Дифференциальная диагностика психологического развития детей раннего возраста», «Программы специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида для детей с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью», «Программы летнего интегративного лагеря», «Сборник школьных мероприятий «Спорт для здоровья» ОГОУ ОЦДК «Развитие», в которых раскрыты актуальные проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья и методы психолого-педагогической поддержки их и родителей (законных представителей).
По результатам катамнестических данных дети, находившиеся на психолого-педагогическом сопровождении, стали включаться в общественные дела школы. Данная категория детей стала легче налаживать контакты с окружающими и родителями.



15