Эссе: Что или кто влияет на повышение или снижение мотивации к обучению у учащихся


Эссе «Что или кто влияет на повышение или снижение мотивации к обучению у учащихся».
Мотивация - это процесс побуждения к целенаправленной деятельности. Обучение невозможно без мотивации. Под обучением можно принять комплексный процесс, включающий в себя удовлетворение потребностей в знаниях, «насыщение» ими, приобретение умений и навыков в определенной деятельности с целью использования данных знаний и умений в будущей жизни. Данный процесс должен осуществляться целенаправленно, систематически, осознанно с понимаемой необходимостью.
На снижение мотивации к обучению у учащихся влияют различные факторы. К ним относятся, во–первых, недостаточный уровень сформированности внутренних потребностей, либо нехватка информации о том, чему и как учиться, что представляют собой данные знания и какую пользу они несут. Во-вторых, снижению мотивации способствует «антипример», когда человек, являющийся для ребенка неким кумиром, не имеет положительных достижений, однако обладает хорошими способностями привлечения и влияния. В-третьих, к понижению мотивации у учащихся ведет постоянный жесткий контроль, неудачи в учебе, отсутствие положительной оценки, и, наоборот, постоянное наличие отрицательной, часто немотивированной. К тому же, зачастую, ребенок не может сам правильно проанализировать собственные успехи и поражения, чтобы конкретно наметить себе цель и добиваться ее. В-четвертых, мотивацию к учению снижает постановка недостижимых пока целей. Ребенок пытается достичь определенного результата, который слишком ему не по силам, и не может справиться с этой задачей. Появившийся в результате неуспех подрывает уверенность в себе, своих силах, а значит, и желание работы в данном направлении.
Повышению мотивации к обучению у учащихся способствует, во-первых, положительный пример- человек, достигший определенных высоких результатов упорным трудом. Во-вторых, положительные одобрения со стороны окружающих, в том числе авторитетных для учащегося людей. Ребенка необходимо в меру хвалить, даже за совсем маленькие шаги вперед, а тем более, сделанные самостоятельно. В-третьих, успехи ребенка, даже самые незначительные, «окрыляют» его, он с интересом и уверенностью продвигается дальше. В-четвертых, мотивацию к обучению повышает честная, реальная самооценка, оценка своих возможностей, правильная реакция на собственные успехи и неуспехи. Ведь проигрывать нужно продуктивно, с пользой для себя.