Конспект урока по окружающему миру на тему Кто такие птицы 1 класс Плешаков


Окружающий мир , 1 класс
Тема : «Кто такие птицы?»
Учебные материалы:
- Карточки с изображением муравья и мудрой черепахи
- Индивидуальные карточки с изображением насекомых, рыб и птиц
- Картинки с изображением птиц
- плакат «Строение тела птицы»
- перья птиц
- ножницы
- цветные карандаши
- стакан с водой
Организационный момент (звучит музыка «ужасно интересно..»,
Узнали песню? Как считаете, почему я начала урок с этой песни?Начать с перемены
-Ужасно интересно
Все то, что неизвестно
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем!
-Что же вокруг интересного?
- чтобы познать интересное, какими вы должны быть на уроке?
-правильно,чтобы познать интересное, нужно быть любознательным, активным, работящим.
Актуализация знаний
- Какие знания вы получаете на уроках окружающего мира?
- О чем уже можете рассказать?
- Интересно, а помните ли вы предыдущий урок, что мы тогда узнали?
-Оценивать свои достижения предлагаю по линеечкам достижений. Согласны?
Оценочный лист
- Возьмите оценочный лист и зеленый карандаш. Если вы думаете, что очень хорошо помните предыдущий урок, поставьте знак на самом верху, если что-то забыли, то на середине, если ничего помните – пометка внизу
- Оценили свою память, а сейчас проверим ваши предположения.
-Наваших партах лежат карточки с изображением животных. Приготовьте желтый и синий карандаши.
-Если вы узнали насекомое, то закрасьте кружок под его изображением желтым цветом, а если рыбу – синим (работа выполняется самостоятельно). Думаю, за 1 минуты управитесь.
- Проверьте работу по ключу на экране.
-Возьмите красный карандаш. Отметьте значком успешность выполнения работы.
Прокомментируйте результат.(я думал, что помню хорошо, поставил знак наверху, так и получилось. Красный знак тоже наверху. )Что помогло вам справиться с заданием? (внимательно слушали на прошлом уроке, читали дома, рассказали родители) – на доске.
-Молодцы: всё разнообразнее используете помощь.
( в самоанализе: это отработано)
Что ж, надеюсь, ваши знания помогут раскрыть тему урока.
- Что интересного заметили на листочке?( под голубем кружочек не закрашен)
- Почему голубя не отнесли к насекомым?(нет 6 ног, не видно 3 частей.
-Не соответствуют признакам насекомых (учимся говорить правильно-повтор хором) учимся говорить или запоминаем или повторяем или хором, повторим, вместе
- Почему не отнесли к рыбам? (нет чешуи)
- Правильно, Не соответствуют признакам рыб .учимся говорить правильно
-Молодцы.
3 Самоопределение к деятельности.
- А кто такой голубь?(птица)
- Кто догадался, чему будет посвящена тема нашего урока? (птицам)
-И называться она будет… КТО такие птицы(1-я строчка ОК)-вывешивается
На доске вопросы (кто? Какой? Как? Почему? где?)Попробуйте с помощью слов- помощников задать вопросы, на которые бы вы хотели получить ответы.
-Кто это пришел к нам в гости?(Муравьишка.)
-Что про него мы знаем? Помогают слова-помощники.
- Что он может нам рассказать о лесе?
Предлагаю послушать историю, происшедшую с ним. (прослушивание ученика )
« Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее на белку. Какие разные животные, подумал я, но все они умеют летать… Наверное, все они птицы?
- Кого встретил Муравьишка?
- А вы как думаете, ребята, можно их назвать птицами?
4. Работа по теме урока.
- А чтобы дать правильный ответ, нам поможет…?(учебник)
Откройтеучебники на стр. 36. Рассмотрите животных. Действительно ли они все птицы?
- Знаете ли вы животное, похожее на белку, о котором говорил муравей? Это белка- летяга. Птица ли она?
-А летучая мышь – птица?
- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать…(показ на образец ответа: общиепризнаки птиц, -учимся говорить правильно
Которые отличают их от других животных.
-Работаем с оценочным листом зеленым карандашом
-Если вы думаете , что знаете отличительный признак птиц, поставьте знак на самом верху, если думаете, что знаете не все, то на середине, если не знаете– внизу
- Так какие признаки могут быть только у птиц?
(умение летать)
- летают только птицы? (летают еще и насекомые).
- Значит, умение летать не подходит, т.к. летают не только птицы, но и насекомые.
Так как же отличить птиц от других видов животных?
Помогу. У меня есть заготовки нескольких видов птиц. Будьте внимательны: что у них общего?
( на экране : курица, страус, пингвин, сова, дятел, синица, утка – по очереди)
Курица-птица. На сколько хорошо она летает? (очень плохо.)
-Почему?Могу помочь.(потому что у нее крылья по сравнению с телом очень короткие.).
А есть ли еще птицы, которые плохо летают?
Оказывается, есть!( самая крупная птица в мире – страус.
У него тоже короткие крылья, но большое тело.
Страус – высокая птица, врага она видит издалека. Если страус не убежит и встретится с врагом, то крепким клювом может проломить ему череп.
- Рассмотрите, что у них общего? (крылья)
- Рассмотрите эту птицу. Есть ли у него крылья?
- А для чего пингвину крылья?
- Крылья пингвин использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой. С помощью крыльев он сохраняет равновесие.
Кто не знал, что пингвин и страус птицы? Теперь знаете и сможете всем рассказать.
И, как обычно, интересные факты помещаем в уголке «Расскажи маме»(слайд-фото класса)
Поиграем в игру «Я знаю»
Откройте учебник, найдите… Если знаете, говорите «Я знаю»
Для чего крылья остальным птицам?(- Крылья – поднимают птицу в воздух.
Физкультминутка
Песня Интересно
-Продолжаем работать с учебником.Еще рассмотрите птиц. Что еще есть у них? (всё перечисляют)
- А какая отличительная часть? (клюв)
- Для чего птицам клюв? (клюв – это и рот, и нос.( С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, и даже разрывать мясо)
Клюв – это и рот, и нос птицы (повторили)
- Обратите внимание, какие клювы у разных птиц? (Форма клюва у птиц разная)
- Почему? –
-Форма зависит от той пищи, которую они едят.
Давайте прочтем эти слова и коллективно составим рассказ о птицах.
ХВАТАЮТ,РАЗГРЫЗАЮТ, ЩИПЛЮТ,ПИТАЮТСЯ , ДОЛБЯТ, ПЛЕТУТ, ЧИСТЯТ
ВСЕ
-Это слова, характеризующие действия птиц клювом.
Хищных птиц - орлы, ястребы ХВАТАЮТ добычу
- у них клювы загнутые.
Попугай мощным клювом РАЗГРЫЗАЕТ орехи.
У уток – сплюснутые клювы, чтобы ЩИПАТЬ траву у края воды.
У птиц, которые ПИТАЮТСЯ насекомыми, клювы тонкие и острые.
У тех, кто клюет зерна, толстые и тупые.
С помощью клюва птицы ДОЛБЯТ,ПЛЕТУТ гнезда, ЧИСТЯТ перья, КОРМЯТ птенцов.
Без клюва птица - как мы без рук)-Но клюв не отличительный признак! Есть такое животное, у которого так же есть клюв – это утконос.(картинки утконос)
Молодцы. Такой рассказ составили!
К нам в гости прилетела сорока,
-А что это у нее в лапах? (сумка)
-Что там может быть?
Давайте посмотрим.
Цифра 4 – что она этой цифрой хочет сказать? ( Оказывается ,у птиц , обитающих на деревьях, на ногах по 4 пальца, 3 из которых направлены вперед, а четвертый повернут назад. За счет их она держится.
Слайд: птицы на ветке
Весла
- для чего сорока принесла картинку с веслами? ( оказывается, у водоплавающих птиц между пальцами – кожные перепонки, которые помогают им грести лапами, будто веслами.)
Слайд-водоплавающие птицы
Хоровое чтение: Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку, когда сидят.)Перо павлина
- Что это? Чье?Все ли перья одинаковые? Для чего птицам перья? На все вопросы мы постараемся ответить работая в группе. Повторим правила работы в группе.
Правила работы в группе:
Говорить тихо
Выслушать всех
Выбрать отвечающего
Задания лежат в конвертах.
План рассказа, составленного группой:
Что изучали
Как изучали (что делали?)
3 . Что узнали.
Ответ детей , рисунок на слайде и план рассказа
1 группа – Мы изучали перо, опускали его в воду, узнали, что оно не мокнет.
2 группа – мы изучали размер пера, узнали, что по размеру перья бывают большие и маленькие.
3 группа – Мы изучали цвет пера, узнали, что по цвету перья разные
4 группа – Мы изучали состав пера, узнали, что у пера есть стержень и бороздки
5 группа – Мы узнали, что перья приносят пользу людям, ими забивают подушки.
- У каких животных еще встречаются перья?
Единственный отличительный признак птиц – перья.
-Проверим, внимательны ли вы были при изучении группы птиц.
- я буду задавать вопросы, если вы думаете, что я сказала правду- покажите знак согласия, если мое высказывание ложное – другой знак..
- Курица не умеет летать (и)
- У всех птиц одинаковые клювы? (л)
- У птиц на ногах 4 пальца? (и)
- Только птицы умеют летать? (л)
- Отличительный признак птиц - перья?(и)Возьмите оценочный лист и красный карандаш. Если выбыли очень внимательными и на все вопросы ответили верно, поставьте знак на самом верху, если ошибались- на середине, если не были внимательными– внизу
Комментирование оценки достижений.
Вот и заканчивается наш урок. Чтобы услышать его итог, закончите предложение:
На фоне песни
Мне было интересно узнать …
Интересно …
Оказывается …
Мне было на уроке…
И мне было…
« Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее на белку. Какие разные животные, подумал я, но все они умеют летать… Наверное, все они птицы?