Методические рекомендации Формирование метапредметных умений на уроках русского языка и литературы


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченская специализированная школа-интернат с углубленным изучением отдельных предметов»

«ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ
НА УРОКАХ»

Подготовила
учитель русского языка и литературы
Ашнина О.Э

г.Керчь,2016
Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся».
Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.
Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения. 
Слай №2 Деятельность организуется не с целью передачи им знаний, а с целью способов работы со знаниями

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.
Принцип «метапредметности» состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
Слайд № 3 Основой метапредметности является формирование базовых
компетентностей  современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы);
самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Слайд № 4 Метапредметные результаты обучения
-это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися  в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность
Слайд № 5 Предполагаемы результат освоения метапредметных умений-
- дети должны самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные
и второстепенные задачи
- должны самостоятельно осуществлять свою деятельность
- должны уметь самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения
- должны владеть навыками познавательной рефлексии
Слайд № 6 Реализовать новый стандарт невозможно без формирования
универсальных учебных действий
В основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.
Универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний
Слайд № 7
Метапредметные УУД
Познавательные Регулятивные Коммуникативные
ОбщеучебныеЛогические
Действия постановки и решения проблем Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Волевая саморегуляцияПланирование учебного сотрудничества
Постановка вопросов
Разрешение конфликтов
Управление поведением партнера
Умение выражать свои мысли
Слайд №8 Основной формой организации учебного процесса является урок
Приоритетной проблемой выступает вопрос:
Как спроектировать урок, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться?
Чтобы понять в чём отличие современного урока, мы должны  раскрыть суть изменений, связанных с проведением урока.
Требования к уроку  Традиционный урок  Урок современного типа 
Объявление темы урока  Учитель сообщает обучающимсяФормулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы)
Сообщение целей и задач  Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться, определив границы знания и незнания Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)
Планирование  Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
Практическая деятельность обучающихся  Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует
Осуществление контроля  Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует
Осуществление коррекции  Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает
Оценивание обучающихся  Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) учитель консультирует
Итог урока  Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание  Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Слайд № 9 Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь должен стать главным деятелем.
Проанализировав деятельность обучающихся на каждом этапе урока можно выделить те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации формируются у обучающихся:
Требования к уроку  Урок современного типа  Универсальные учебные действия 
Объявление темы урока  Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные
Сообщение целей и задач  Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные
Планирование  Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные планирования
Практическая деятельность обучающихся  Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Осуществление контроля  Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
Осуществление коррекции  Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные (коррекции)
Оценивание обучающихся  Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
(учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
Итог урока  Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
Домашнее задание  Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Слайд № 10 Одним из важных элементов формирования метапредметных умений является правильный подбор и формулировка заданий
Метапредметное задание – задание, предусматривающее овладение системой знаний и операций, обеспечивающих понимание информации, включая умение структурирования, выделение  главного и второстепенного, основной идеи, выстраивание последовательность действий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексии
ОСОБЕННОСТЬ МЕТАРЕДМЕТНЫХ ЗАДАНИЙ
- заложенность в задании актуальной для ученика проблемы
-возможность получить личностно-значимый результат
-описание конкретной жизненной ситуации
-необходимость создания алгоритма действия

Слайд № 11 Необходимо научиться разрабатывать задания, формирующие метапредметные универсальные учебные действия в работе с детьми.
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования 
Традиционные задания  Обновленные задания  
Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Великой Отечественной войне. Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника ВОВ. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести, а за какие - гордился? Свое мнение объясни.
Перечислите отличия растений от животных. Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк?
Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению. Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?
Определите площадь прямоугольника. Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.
Слайд № 12 Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний.
Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке.
И здесь особенно хотелось бы отметить, что
Русский язык является не только учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам.
В этом аспекте применение учителем-словесником различных средств формирования метапредметных умений становится особенно значимым.
Слайд № 13 В сентябре 2016 года по приказу Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым была проведена диагностическая работа по русскому языку для обучающихся 9 и 11 классов.(слайд 14)
Анализ работ выявил проблемы, которые отражают уровень сформированности метапредметных умений обучающихся выпускных классов
№ Название элемента % выполнения
1 Использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи 41%
2 Владение основными приёмами информационной переработки письменного текста 25%
3 Редактирование собственного текста 25%
4 Создание письменных высказываний различных типов и жанров в различных сферах (культурной, учебной, деловой) 18%
5 Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения 18%
6 Извлечение информации из различных источников 17%
7 Осуществление речевого самоконтроля: оценивание с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач 6%
Слайд № 14
Формирование метапредметных умений на уроках осуществляется в следующих видах работы:
Работа с учебником (Без формирования основ смыслового чтения невозможно будет сформировать метапредметные компетенции - основное требование Федерального государственного образовательного стандарта. )Обучение осознанному чтению
Создание Сенквейна (обобщение прочитанного)
Интеграция с другими учебными предметами(история, география, обществознание)
Слайд № 15 Средства, способствующие формированию метапредметных навыков
Создание проблемных ситуаций на уроке.
Задания «Верные–неверные утверждения»
Приём «Займи позицию» 
Прогнозирование
Работа с текстом
Важнейшую роль в формировании метапредметных навыков играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования.
Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом.
Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана по мере чтения ребята последовательно задают себе вопрос «О чем здесь говорится?».
Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.
Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.
Коллективное редактирование текста (речевые, стилистические, орфографические, пунктуационные ошибки);
Практика показывает, что наиболее продуктивным является изучающее чтение, дающее возможность освоить содержание текста на уровне понимания, что позволяет затем решать практические задачи различного уровня сложности, выполнять тесты, трансформировать текст для его воспроизведения и создания вторичного текста.
Чтобы овладеть изучающим чтением, необходимо освоить основные его приёмы:
- выделение ключевых слов; - определение темы текста;
- выявление проблемы текста; - определение основной мысли и аргументов автора.
Слайд № 16 На уроках использую следующие приёмы работы с текстом
- Смысловое чтение: чтение с комментированием, конспект, задать вопрос к каждому абзацу,
озаглавить абзац, определить ключевые слова
- Создание и преобразование в знаки, символы, таблицы и схемы прочитанный материал
- Создание высказывания по составленной схеме
- Составление заданий для редактирования и взаимопроверки
Слайд № 17
В ходе подготовки к написанию итогового сочинения и ГИА отрабатываются такие метапредметные умения как:
- умение сформулировать утверждение по теме сочинения;
- умение определить основную проблему текста, предлагаемого к изложению;
-умение прокомментировать утверждение и проблему, доказать их актуальность;
-умение сформулировать свою точку зрения по теме или проблеме;
-умение аргументировать свою позицию;
-умение подбирать литературный аргумент в подтверждение своей позиции
-умение обобщать и делать вывод.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию метапредметных навыков является создание проблемных ситуаций на уроке.
В процессе такой систематической работы учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.          
Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные утверждения», предлагаю  ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим метапредметные навыки на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн.
Метапредметный урок- это урок, целью которого является
 - ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся,
 - умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
 - создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса. Сценарий урока нужно составить таким образом, чтобы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов.
 - формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в  одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности
 - формирование в каждый момент урока у ученика понимания   того, какими способами он достиг нового знания и  какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.
 Метапредметный урок-  это урок, на котором...
 - происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.
- обязательно  происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями  и, соответственно,  деятельностных единиц содержания.
"Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант). Учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.
Анализируя опыт собственной деятельности, делаю вывод о том, что внедрение метапредметности позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи. Таким образом, актуализировать для них программный материал. 
Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка на первых ступенях его включения в социализацию. Необходимо ускоренное совершенствование образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создание условий для достижения успешности всеми учащимися.