Рабочая программа по ИЗО 1 класс Школа России ФГОС


Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………..2
2. Общая характеристика учебного предмета…………………………………………………...…..2
3. Описание места учебного предмета в учебном плане…………………………………………....3
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета………..…………………..3
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета……………...….3
6. Содержание учебного предмета………………………………………………………………….....4
7. Тематическое планирование………………………………………………………………………..6-7
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса…………….......8
1. Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы по изобразительному искусству под руководством Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской. Москва, «Просвещение», 2011г.
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
• развивать способности к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• совершенствовать эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
•помочь освоить первоначальные знания о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
• научить овладеть элементарной художественной грамотой; формировать художественный кругозор и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
2. Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»
Программа по изобразительному искусству создана на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения).
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес к художественному творчеству. Программа содержит некоторые ознакомительные темы, связанные с компьютерной грамотностью. Их задача – познакомить учащихся с компьютером как средством, не заменяющим, а дополняющим другие средства.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается в 1 классе по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 33 часа.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения технологии.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и националь-ной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духов-ным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, ор-ганизации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мне-
ние и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной
деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
6.Содержание курса технологии ( 33 ч ).
Тематический план

п/пНаименование разделов Количество
часов
«Ты изображаешь, украшаешь и строишь»
1 Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения 9
2 Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения 8
3 Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки 8
4 Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу 8
Итого 33 ч
«Ты изображаешь, украшаешь и строишь»
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.( 9 ч )
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. ( 8 ч )
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. ( 8 ч )
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу. ( 8 ч )
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
«Сказочная страна».
Создание панно.
«Праздник весны».
Конструирование из бумаги.
Урок любования.
Умение видеть.
Здравствуй, лето! (обобщение темы).
7. Тематическое планирование.
№ п/пТема урока Кол-во
часов Календарные
сроки Формы контроля
план факт «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. ( 9 ч)
1 Изображения всюду вокруг нас С. 8–11 1 Фронтальная/индивидуальная
2 Мастер Изображения учит видеть С. 14–17 1 Фронтальная/индивидуальная
3 Наблюдение за природой (решение учебной задачи; экскурсия) 1 Фронтальная/индивидуальная
4 В гостях у Золотой осени. В. Поленов «Осень в Абрамцеве» (решение учебной задачи; экскурсия) 1 Индивид
5 Изображать можно пятном (постановка и решение учебной задачи). С. 18–23 1 Фронтальная/индивидуальная
6 Изображать можно в объеме (решение учебной задачи). С. 24–27 1 Фронтальная/индивидуальная
7 Изображать можно линией (решение учебной задачи). С. 28–31 1 Фронтальная/индивидуальная
8 Разноцветные краски (решение учебной задачи). С. 32–33 1 Индивид
9 Художник и зрители (постановка и решение учебной задачи).С. 34–41 1 Фронтальная/индивидуальная
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения ( 8 ч. )
10 Мир полон украшений (постановка и решение учебной задачи). С. 44–45 1 Фронтальная/индивидуальная
11 Красоту надо уметь замечать (решение частных задач). С. 46–47
Групповой проект «Наши букеты» 1 Групповая работа
12 Узор на крыльях (решение частных задач). С. 50–53
Групповой проект «Бабочки» 1 Групповая работа
13 Красивые рыбы (решение частных задач). С. 54–55 1 Фронтальная/индивидуальная
14 Украшение птиц (постановка учебной задачи, поиск ее решения). С. 56–57 1 Фронтальная/индивидуальная
15 Узоры, которые создали люди (поиск и открытие нового способа действия).С. 58–61 1 Фронтальная/индивидуальная
16 Как украшает себя человек (контроль и коррекция знаний) 1 Фронтальная/индивидуальная
17 Проект « Мастер Украшения помогает сделать праздник»
(рефлексия и оценивание способа действия). С. 62–65 1 Коллектив проект
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки ( 8 ч ).
18 Постройки в нашей жизни (постановка учебной задачи, поиск ее решения).С. 67–69 1 Фронтальная/индивидуальная
19 Домики, которые построила природа (решение частных задач).С. 76–77 1 коллектив
20 Дом снаружи и внутри (решение частных задач).С. 78–79 1 Индивид
21 Проект «Наш город» (решение частных задач).С. 80–83 1 Коллектив проект
22 Все имеет свое строение (решение частных задач). С. 84–85 1 Фронтальная/индивидуальная
23 Постройка предметов (решение частных задач).С. 86–87 1 Фронтальная/индивидуальная
24 Город, в котором мы живем (экскурсия; контроль и оценка знаний).С. 88–89 1 Коллективный проект «Прогулка по городу»
25 Город, в котором мы живем (экскурсия; контроль и оценка знаний).С. 88–89 1 Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу ( 8 ч ).
26 Совместная работа трех Братьев-Мастеров
(постановка и решение учебной задачи). С. 91–93 1 Индивид
27 Коллективный проект «Прилет птиц» 1 Коллектив проект
28 Сказочная страна. Создание панно (решение частных задач).С. 98–99 1 Фронтальная/индивидуальная
29 Разноцветные жуки (решение частных задач).С. 96–97 1 Фронтальная/индивидуальная
30 Весенний день (решение частных задач) 1 Парная работа
31 Времена года (решение частных задач). С. 100–101 1 Фронтальная/индивидуальная
32 Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками (контроль и коррекция знаний).С. 94–95 1 Фронтальная/индивидуальная
33 Здравствуй, лето! (Рефлексия и оценивание способа действия в форме игровых заданий.)
С. 102–106 1 Фронтальная/индивидуальная
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач (ножницы, линейка, угольник, карандаши, циркуль, кисти, краски, гуашь, политра, стаканчики-непроливайки);материалы (альбомы, ткань, текстильные материалы, пластилин, клей, природные материалы);
приспособления для хранения материалов и инструментов (папки, коробки, ящики);
раздаточный материал (шаблоны, трафареты);
муляжи фруктов, овощей, грибов;
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок;
иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток, портреты художников, репродукции и др.);
видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме);
аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме);
цифровые образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы;
средства фиксации достижений учащихся по предмету (цифровые фото-, видеокамеры);
оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, DVD-проигрыватель, аудио-проигрыватель, проектор, интерактивная доска)
Б.Неменский. Изобразительное искусство . Программа 1-4 классы. – М.:«Просвещение»,2011
Неменский Б.М. ,Неменская Л.А., Коротеева Е.И. Уроки изобразительного искусства. 1-4 класс. Поурочные разработки. ФГОС. М:Просвещение. 2014.
Б.Неменский Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник/ – М.: «Просвещение», 2014
Неменская Л.А.Рабочая тетрадь. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 1 класс. Издательство: Школа России, Просвещение, 2015