Родительское собрание в 5 классе Трудности адаптации пятиклассников в основной школе









Родительское собрание







Тема собрания:
«Физиологические и психологические проблемы адаптации пятиклассников к обучению».







Классный руководитель 5 «г» класса
МБОУ «СОШ №46»
Мухамодеева Светлана Николаевна









г. Братск, 2015г.

Родительское собрание
Тема собрания: «Физиологические и психологические проблемы адаптации пятиклассников к обучению».
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом
Как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л.Кьюби
Задачи собрания:
Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.
Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Форма проведения собрания: круглый стол.
Основные вопросы для обсуждения:
Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.
Родительский практикум по проблеме.
Подготовительная работа к собранию.
1.Диагностика учителей.
Классный руководитель обращается с вопросами анкеты к учителям, работающим в классе.

2.Анкетирование родителей пятиклассников.
3.Анкетирование учащихся 5 класса

Оформление классного кабинета к родительскому собранию.
На школьной доске – тема собрания.
К собранию готовится выставка рисунков детей-пятиклассников на тему «Мои первые дни в пятом классе».
Родительский комитет готовит фотовыставку «Ура! Мы – пятиклассники».
Если есть такая возможность и родители класса снимали первый школьный день пятиклассников, то можно показать, что из этого получилось.
Полезная информация.
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Причины плохой адаптации в 5-м классе:
Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.
Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Ход собрания.
Собрание начинается с обсуждения первых впечатлений от обучения детей в пятом классе. Родители делятся друг с другом и классным руководителем теми впечатлениями, которые оставили первые школьные дни в душе ребенка, говорят о позитивных и негативных моментах, которые произошли за этот период обучения.
Затем проводится родительский практикум в виде игры «Корзина чувств». Это может выглядеть примерно так:

Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, когда ребенок находится в школе, и назовите это чувство».

Родители называют чувства, которые из переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.
Выступление школьного врача
Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе».
Врач школы или приглашенные на собрание специалисты лечебных учреждений, психологи знакомят родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка. Специалисты должны обратить внимание родителей на следующие моменты:
изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
изменения в питании ребенка, связанные с его самостоятельностью.
Рекомендации для родителей.
Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних заданий, соблюдение светового режима.
Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.
Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т.д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.
Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

Выступление школьного психолога.
Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления».
Повышения уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.
Повышение уровня тревожности самого ребенка. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.
Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.
Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты.
Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.
Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Рекомендации для родителей.
Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
Исключение таких мер наказания, как лишения удовольствий, физические и психологические наказания.
Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
Не дерись без причины.
Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
Будь внимателен везде, где нужно проявлять внимательность.
Из-за отметок не плачь, будь гордым.
С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет, и почему.
Классный руководитель готовит для родителей анализ результативности учебной деятельности учащихся по материалам анкетирования учителей.
Каждый учитель, работающий в классе, готовит памятки для учащихся по своему предмету, а классный руководитель раздает их на родительском собрании.










































Анкета для педагогов 5 «г» класса Уважаемая Оксана Викторовна!
Вашему вниманию предлагается анкета, ответы на вопросы которой помогут подготовить родительское собрание пятиклассников на тему «Физиологические и психологические проблемы адаптации пятиклассников к обучению».
1.Какими особенностями обладает данный класс в целом (по сравнению с другими пятыми классами)  
Активные, трудоспособные, исполнительные ребята. Добрые и внимательные. Активность часто выливается в шум, излишнюю суетливость.
Дружные, любознательные, личностно-ориентированные, подвижные.
Класс делится на 2 части: часть ребят очень живо реагирует на новые знания, а другая часть молчит или отвлекается.
Класс большой, активный.
Работать класс умеет и есть желание работать у большинства ребят.
Класс спортивный, желание заниматься у всех есть, по многим показателям опережает 6-7 класс.
_______________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·С каким настроением вы идёте на урок в наш класс
С приподнятым настроением; настроена на продуктивную работу.
С хорошим.
Всегда с хорошим, а ухожу иногда с неудовлетворением: мало успеваем выполнить.
С приподнятым, хорошим чувством оптимизма.
С удовольствием.
С хорошим???Нужна ещё строгая дисциплина.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Кто из учеников класса имеет наилучшую подготовку по вашему предмету
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Кто из учащихся-пятиклассников испытывает трудности в учебе по вашему предмету _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Соответствует ли отметка, выставленная ученику в начальной школе по предмету, его реальным знаниям и умениям? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
.Что, на ваш взгляд, является причиной проблем в учебной деятельности ученика по предмету, преподаваемому вами? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
.Какие формы оперативной помощи учащимся вы предлагаете? (Дополнительные занятия, консультации, стимулирующие и поддерживающие уроки.)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

.Что бы вы могли порекомендовать родителям учащихся для преодоления трудностей, связанных с изучением вашего предмета?
Следить за успехами детей, проверять домашние задания. Самим читать и прививать интерес к чтению у детей.
Контролировать детей. Иметь достаточный запас чистых тетрадей, обложек, запасных паст в ручки. Чтобы у детей над рабочим столом был записан режим дня.
Контролировать выполнение домашних заданий с учётом требований учителя, выполнение работы над ошибками, в задачах подробные записи пояснений.
Следить за подготовкой к урокам.
Интересоваться успехами и неудачами детей.
Проверять подготовку дома: взял ли ребёнок рабочую тетрадь (ребята часто забывают), выслушать пересказ, поинтересоваться, что нового узнал на уроке.
Контролировать наличие школьных принадлежностей (ручки, карандаши, линейки, инструменты), записи в дневнике.
Чаще заглядывать в дневник, ставить подписи.
Контролировать готовность к занятиям, наличие альбома, красок, кистей.
Самим заниматься спортом, тем самым себя ставить в пример, как я умею.
Терпения, не отказывать в помощи, принятия участия в трудовых делах, доверять выполнять посильную работу в условиях семьи.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие советы вы можете дать классному руководителю
Удачи! Осуществления задуманных идей. Отличного настроения.
Терпения, мудрости.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________










Анкетирование родителей пятиклассников.

Уважаемые родители!
Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца.
Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

Ф.И. ребенка ____________________________________________________________

1.Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С чем это, по вашему мнению, связано?


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком уроке?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Анкета ученика 5»Г» класса ____________________________________________________________


Вопросы для анкетирования
А
В
С

1
Тебе нравится в школе?

- нравится

не очень
- не нравится

2
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется часто остаться дома?

- иду с радостью

- бывает по-разному

- чаще хочется остаться дома


3
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

- пошел бы в школу
- не знаю
- остался бы дома

4
Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится

5
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- не хотел бы
- не знаю
хотел бы

6
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не хотел бы
- не знаю
- хотел бы

7
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю

8
Ты хотел бы, чтобы у тебя были менее строгие учителя?
- хотел бы
- точно не знаю
- не хотел бы

9
У тебя в классе много друзей?
- много

- нет друзей
- мало



2. Продолжи предложение: мне стало или не стало сложнее в школе, потому что_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Отношение к предметам


Предмет
Изучаю
с интересом
Равнодушен
Не люблю

1
Русский язык




2
Литература




3
Английский язык




4
Математика




5
История




6
География




7
Обществознание




8
Музыка




9
ИЗО




10
Технология




11
Физкультура




12
Информатика




13
ОБЖ




14
Литература Восточной Сибири




15
Биология





Подчеркни, что для тебя подходит:
Школа для меня (как дом, второй дом, родной дом, образованный дом, свой дом)

В школе я (пытаюсь работать активно, люблю разговаривать с друзьями, ходить в другие классы , чувствую себя хорошо, испытываю себя, проверяю свои знания, учусь, общаюсь с друзьями, узнаю много нового, стаю образованным человеком, получаю большое количество знаний и мне это нравится, люблю учиться)


Больше всего в школе мне (заниматься на уроках, нравится изучать математику и русский язык, нравятся учителя, уроки, друзья, нравятся какие у меня учителя и одноклассники, нравится мой класс)

Учителя меня (уважают, хвалят, не очень любят, иногда ругают,, не ругают, относятся ко мне хорошо)


В классе я чувствую себя (весело, комфортно и уютно, хорошо, как дома, среди своих)

В классе у меня много (друзей, одноклассников)






ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЬНЫМ ЗНАНИЯМ


Утверждения
Совсем не похоже на меня
Пожалуй, не похоже на меня
Иногда похоже, иногда нет
Похоже на меня
Точно похоже на меня



1
2
3
4
5

1
Я стараюсь найти ответы на вопросы , задаваемые учителем или напечатанные в конце учебника






2
Если в объяснении учителя или в учебнике мне что – то не понятно, я обязательно выясню это.






3
Читая параграф учебника, я всегда выделяю главное.






4
При подготовке уроков для меня главное запомнить чем понять.






5
Я выясняю значение незнакомых слов.






6
Обычно я не пытаюсь найти связь между тем, что изучается сейчас, и тем, что проходили раньше.






7
Мне интересно многое из того, что изучают в школе.






8
После объяснения учителя я часто не могу выделить главное в его рассказе.






9
Я люблю следить за рассуждением учителя, одноклассников, за объяснением того, как получен результат.






10
Мне кажется ,что многое из того ,что мы изучаем в школе. не имеет никакого отношения к жизни.






11
Для меня важно понять причину явлений, событий.






12
Я всегда могу точно определить, что я знаю , а чего – не знаю.








Правила,
которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода.
Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
Не дерись без причины.
Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
Будь внимателен везде, где нужно проявлять внимательность.
Из-за отметок не плачь, будь гордым.
С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Педагог и психолог Симон Соловейчик










15