ОТЧЕТ О ПЕРИОДЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «СОЛНЫШКО» К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


мУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «дЕТСКИЙ САД №2 «рОДНИЧОК»
Отчет о периоде адаптации
детей 2 младшей группы «сОЛНЫШКО»
к условиям дошкольного учреждения
(Выступление на педсовете)
2015 год
Под адаптацией принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды, в нашем случае к условиям детского сада.
С поступлением ребенка 3-4-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.
В приеме новых детей в детский сад принимают участие многие педагоги и узкие специалисты – заведующий, психолог, медицинская сестра, а также непосредственно два их воспитателя. От их взаимосвязанных, правильно построенных действий, зависит, как родители и дети будут чувствовать себя в новых для них условиях.
К первой встрече с родителями и малышами мы готовились особенно ответственно. Встречая их, мы радостно улыбались, предлагали им осмотреть нашу группу, спальню и другие помещения.
Вначале мы проводили беседу с родителями, выясняя все об их ребенке, а также все сведения, необходимые в экстренных случаях – контактные телефоны родителей, фактический адрес проживания ребенка, его ближайшие родственники, которые возможно будут приходить за ним.
В беседе с мамой и папой мы рассказывали о правилах поведения в детском саду, знакомили с режимом дня и другими особенностями нашей работы, расспрашивали о привычках, умениях и навыках их малыша, давали первые советы о правильном преподнесении малышу его будущей жизни в садике. Особое место в нашей беседе было выяснение культурно-гигиенических умений малыша, навыкам поведения за столом, а также процедуре укладывания ребенка спать.
Так же в процессе нашего разговора мы выясняли, как настроены сами родители на поступление их ребенка в дошкольное учреждение, что их особенно тревожит. Естественно, старались все подробно объяснить и показать, т.о. развеять все их страхи. Ведь от настроя самой мамы или папы тоже многое зависит!
Первое знакомство с малышом… насколько оно волнительно и для него и для нас, воспитателей! Сколько новых открытий, новых игр, новых чувств нам предстоит пережить вместе! Но сейчас главное для нас было очаровать малыша, заинтересовать его в самую первую минуту, показать, что его тут очень ждут и любят!
Встречая его мы, конечно же, улыбались, осторожно и ласково знакомились с ним, говорили свое имя, узнавали, как зовут его. Общаясь с малышом, мы всегда опускались на уровень его роста, чтобы он мог рассмотреть наше лицо, глаза, улыбку, услышать, что мы обращаемся именно к нему со своими словами. Ведь он также как и мы в эти минуты составлял о нас свое собственное мнение, принимая для себя очень важное в это момент решение – а стоит ли им доверять, не обидят ли они меня, хорошо ли мне будет здесь…
Первый день для ребенка был достаточно короткий – 1,5 – 2 часа. Это было сделано для того, что бы не перегрузить малыша эмоционально и психологически. Главное в этот день было создать для него ощущение, что в садике ему очень рады, что его всегда ждут и воспитатели и понравившиеся игрушки.
В последующие дни приходя в детский сад мы приглашали ребенка пройти в группу уже одному, а маме на некоторое время предлагали уйти, чтобы ребенок привыкал оставаться в группе только с воспитателем. В случаях, когда малыш начинал переживать или плакать мы старались успокоить его, отвлечь игрой или разговором.
Обычно по прошествии двух-трех дней мы оставляли малыша пообедать, смотрели на его самочувствие, на поведение. На третий – четвертый день он оставался на дневной сон. К процессу укладывания мы относились очень осторожно и бережно, старались уговорить малыша, ласково объяснить, что он отдохнет и за ним придет мама. Практически все дети в нашей группе после четвертого дня ставились на питание и проводили в детском саду уже7-8 часов, т.е. оставались на полдник.
Таким образом, большинство детей нашей группы быстро и легко адаптировались к условиям детского сада. Лера Р, Яна М, Ярослав Л, Софья И, Арина К, Кира Ш, Настя В, Алена К, Настя А, Маша Ж, Настя С
У них была легкая адаптация.
Некоторые детки в период адаптации перенесли недолгие ОРЗ, что говорит о некоторых проблемах как соматического, так и психологического характера. Но болезнь не повлияла на адаптационный период, а просто немного затянула его. После нее дети с удовольствием шли в детский сад.
Средняя адаптация наблюдалась у П Наташи, К. Кирилла, А. Ксении они тяжело переживали расставание с мамой, плакали, плохо ели, не играли с детьми, не отвлекались на предложения поиграть в какие-либо игры. Сон у этих малышей долгое время был нарушен – спали мало, тревожно, долго засыпали, просыпаясь плакали. Только благодаря нашим усилиям, консультированию родителей, совместной с ними работе эти дети сейчас являются полноценными участниками воспитательного процесса.
Сейчас оглядываясь назад, хотелось бы отметить, что вся проделанная нами работа не была напрасной – все детки адаптировались к новым для них условиям, практически все дети ежедневно посещают сад. С родителями налажена плодотворная работа, проведено организационное собрание, выбран родительский комитет, который уже приобрел новые игрушки и игры для наших детей, мамы и папы с удовольствием откликаются на любую просьбу о помощи.
Дети и родители с радостью и хорошим настроением приходят в группу, зная, что здесь их ждут, любят, всегда окружат заботой и лаской, помогут в трудный момент и советом и делом.
Такой результат не может не радовать нас, воспитателей! Ведь в этом и заключается наша работа – сделать каждый день наших малышей радостным, счастливым и по- настоящему чудесным! И позволить родителям быть спокойными за своих детей!