ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно. Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет. В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Многие полагают, что, научив ребенка читать, писать и считать до 100, мы очень хорошо подготовили будущего первоклассника к школе, и у него не будет там никаких проблем. Сталкиваясь с первым нежеланием ребенка ходить в школу, родители пребывают в полном недоумении. Совсем недавно, ребенок хотел идти в школу, в процессе подготовки к школе показывал хорошие результаты и вдруг…
При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка, ведущей деятельностью становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т.к ведущей выступала игра.
Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям.
Поэтому дети, посещавшие детский сад, оказываются в более выигрышных условиях, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения, зачастую, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений с людьми.
Адаптация (лат. adapto  – приспособляю)  – процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. 
Адаптационный период - это временной отрезок, в течение которого происходит привыкание первоклассника к условиям, требованиям, системе обучения в школе. Первый год обучения порой определяет всю последующую школьную жизнь ребенка. И весь первый класс мы говорим об адаптации.
Основными критериями адаптированного первоклассника являются:
положительное отношение к школе,
умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками и поддерживать его,
адекватное восприятие школьных требований,
лёгкое усвоение учебного материала,
проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных ииных поручений,
благоприятное статусное положение в классе и др.
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50-60%) адаптируется в течение первых двух-трёх месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребёнок привыкает к коллективу, ближе узнаёт своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учёбе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении программ.
И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить уроки.
Наиболее напряжёнными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. Активный период обучения начинается после этого периода адаптации.
Степень тяжести адаптации зависит от многих факторов. Среди них есть такие, которые школа не может устранить:
исходные на начало обучения уровень состояния здоровья и развития ребёнка,
уровень тренированности адаптационных возможностей в социальном плане и др.
Но есть и такие факторы, которые возможно регулировать:
оптимальный возраст начала обучения каждого ребёнка,
санитарно-гигиенические и материально-технические условия обучения,
режим работы в классе и группе продлённого дня,
обстановка в семье, величина учебной нагрузки,
учёт индивидуальных особенностей и др.
В период адаптации к школе ребенок особенно нуждается в родительской поддержке, а также в готовности вместе пережить эмоциональные трудности, переживания и тревоги. Роль семьи и родительских отношений, является главнейшей причиной проблем адаптации первоклассника к социальной школьной жизни. Поэтому очень важной является работа учителя с родителями первоклассников.
Отмечают неблагоприятные факторы, влияющие на адаптацию к школе:
неправильные методы воспитания в семье;
низкий уровень образования матери, отца;
неудовлетворённость в общении со взрослыми;
неадекватное осознавание своего положения в группе сверстников;
функциональная неготовность к обучению в школе и др.
Основной нашей целью является определение психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Социально-психологическая готовность к школе – это набор психических качеств, которые необходимы ребенку для успешного начала учебы в школе.Составляющие психологической готовности к школе
Перечислим критерии психологической готовности к школе. К ним относятся:
мотивационная;
умственная (познавательная);
волевая;
коммуникативная.
Во-первых, у ребёнка должны быть такие мотивы идти в школу, как желание учиться и желание стать школьником, то есть занять новое социальное положение. Отношение к школе должно быть положительным, но реалистичным.
Во-вторых, у ребёнка должно быть достаточно развито мышление, память и другие познавательные процессы.
В-третьих, ребёнок должен обладать силой воли, уметь сознательно контролировать своё поведение для достижения поставленных в школе целей. Ведь в школе ему предстоит слушать учителя на уроках, выполнять домашние задания, работать по правилу и по образцу, а также соблюдать дисциплину.
В-четвертых, ребёнок должен быть способен устанавливать отношения с одногодками, работать сообща над групповыми заданиями, признавать авторитет учителя.
Для более спокойного, комфортного вхождения ребенка в школьную жизнь, создаются подготовительные курсы для шестилеток. Ежегодно в нашем лицее «Школа будущего первоклассника» открывает свои двери для будущих лицеистов. Занятия проводятся 2 раза в неделю учителями начальных классов. В каждой группе учатся до 15 ребят, что позволяет учителю уделять больше внимания каждому ученику.
В процессе посещения подготовительных занятий дети:
учатся понимать учебную задачу;
развивают графические и математические навыки;
улучшают способность к обобщению, классификации и образованию понятий;
развивают образное мышление и вербальную механическую память;
работают над способностью произвольной регуляции деятельности соответственно заданным нормам.
Дезадаптация – проблема, которую проще решить при раннем её выявлении. Если у ребенка отмечается ряд тревожных симптомов, повторяющихся изо дня в день, значит нужно обратиться к школьному психологу.
Признаки дезадаптации:
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;
нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;
стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
нежелания выполнять домашние задания;
негативные характеристики в адрес школы, учителя, одноклассников;
жалобы на те или иные события, связанные со школой;
беспокойный сон;
трудности утреннего пробуждения, вялость;
постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Проявление одного или более вышеперечисленных признаков требуют пристального внимания к состоянию ребенку, как со стороны школы, так и семьи. И родителю, и учителю необходимо сразу обратиться к школьному психологу и совместными усилиями определить пути коррекции дезадаптации  ребенка.
Формы проявления школьной дезадаптацииФорма дезадаптацииПричины Первичный запрос Коррекционные мероприятия
Несформированность навыков учебной деятельности. – педагогическая запущенность;– недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка;– отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей. Плохая успеваемость по всем предметам. Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям.
Неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения и учебной деятельности. – неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений);– потворствующая гипопротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм);– доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка взрослыми). Неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослых, ведомость. Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение.
Неумение приспособиться к темпу учебной жизни (темповая неприспособленность). – неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей;– минимальная мозговая дисфункция;– общая соматическая ослабленность;– задержка развития;– слабый тип нервной системы. Длительное приготовление уроков, утомление к концу дня, опоздания в школу и т.д. Работа с семьёй по преодолению оптимального режима нагрузки ученика.
Школьный невроз или “боязнь школы”, неумение разрешить противоречие между семейными и школьными “мы”. Ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (у детей, родители которых используют их для решения своих проблем.Страхи, тревожность. Необходимо подключение психолога – семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей.
Несформированность школьной мотивации, направленность на нешкольные виды деятельности. – стремление родителей "инфантилизировать" ребенка; – психологическая неготовность к школе;– разрушение мотивации под воздействием неблагоприятных факторов в школе или дома. Нет интереса к учебе, "ему бы играть", недисциплинированность, безответственность, отставание в учебе при высоком интеллекте. Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение.
Рекомендации для учителей:
Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья, т.е.
обеспечить своевременную смену видов деятельности;
не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.
Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.
Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении: леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т. п.
Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественнозначимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
Использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания.
Использовать активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально - психологического климата.
Знание психологических особенностей первоклассников (включая изменения, происходящие в период кризиса 7 лет) - залог наиболее эффективного взаимодействия с учащимися.
Помогать детям организовать свою деятельность, повторять последовательность действий из урока в урок.
Просить повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.
Поощрять детей задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относиться к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз.
Использовать игровые приемы, специальные развивающие игры.
Организовать личное общение с каждым учеником своего класса; стараться быть в курсе их радостей и переживаний.
Постоянно подвергать анализу свою деятельность, вести поиски новых эффективных методов, приемов обучения, использовать метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.
В первом триместре нашим школьным психологом было проведено исследование в первых классах на предмет изучения уровня адаптации учеников по трем методикам: «Мотивация к обучению в школе», «Адаптация учащихся в школе», « Диагностика эмоциональной сферы». Все результаты выведены в процентах.
С полученными результатами и пояснениями к ним были ознакомлены классные руководители и родители первоклассников. Психолог составила рекомендации и назначила индивидуальные консультации для детей и родителей. Также ею была создана программа групповых занятий, которые должны начаться с этой недели.