Презентация к статье Формирование учебно-познавательной мотивации первоклассников как условие их успешной школьной адаптации


СФОРМИРОВАННОСТЬ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Учебная мотивация - это система побуждений, определяющих активность учащегося и её направленность на овладение способами действий, деятельности технологиями. Познавательная мотивация - это система побуждений, определяющих активность учащегося и её направленность на знание: понятия, закономерности, законы, алгоритмы и др. ПОБУЖДЕНИЯ (мотивы, цели, эмоции) к учению, к познанию составляют основу учебной мотивации и личностного саморазвития обучающихся Смыслообразование – поиск и установление личностного смысла ( т.е. «значение для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва Приемы формирования учебно-познавательной мотивации:формирование открытых, доверительных отношений в классе;для осознания и укрепления мотива - создание ситуаций выбора;использование широких социальных и познавательные мотивов;создание мотивации достижения и завершения;общая доброжелательная атмосфера в классе (комфорт);занимательность и эмоциональность изложения;проблемность изложения;возможность применить навыки, умения в практической деятельности;реалистичность, достижимость и устойчивость целей;актуализация реальных потребностей ребенка;обучение способам и приёмам учиться;знания;обучение самооцениванию и самоконтролю;деятельность должна иметь полную психологическую структуру (понимание целей и задач (постановка); выполнение действий, приемов, способов; самоконтроль и самооценка). ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА Начальный этап урока: актуализация мотивов предыдущих достижений; создание мотивов относительной неудовлетворенности, мотивов ориентации на предстоящую работу посредством игровой мотивации; использование непроизвольных мотивов удивления, любознательности и т.п.Этап совместного открытия нового знания на основе обобщенных методов работы с базовыми знаниямиЭтап усвоения знаний через их применение: подкрепление и усиление возникшей мотивации за счет использования элементов занимательности, коллективных форм работы (ученик-ученик, учитель-коллектив)Этап завершения урока ОСНОВНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умене контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;умение использовать знако-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым ризнакам. Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий. учебно-познавательная мотивациясмыслообразованиеразвитие учебной деятельности, саморазвитие ученикучебная задача активные методы обучения ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ Этап вызывания исходной мотивации Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации Этап совместного открытия нового знания на основе обобщенных методов работы с базовыми знаниями Этап усвоения знания через их применение Этап завершения урока