Читательская конференция по книге В. Катаева «Сын полка», Е. Ильиной «Четвертая высота», Л. Кассиля «Улица младшего сына»

Читательская конференция по книге В. Катаева «Сын полка», Е. Ильиной «Четвертая высота», Л. Кассиля «Улица младшего сына»
Учитель: Шагеева С. В. МБОУ «Гимназия №12 им. Ф. Г. Аитовой»
Цель:
1) Познакомить обучающихся с историей Великой Отечественной войны.
2) Познакомить с подвигами детей военной поры.
3) Обсудить книгу Валентина Петровича Катаева «Сын полка», Е. Ильиной «Четвертая высота», Л. Кассиля «Улица младшего сына». Сформировать коллективное мнение ребят об обсуждаемых книгах.
4) Воспитывать патриотизм и гордость за нашу страну, одержавшую победу над фашистской Германией.
5) Развивать чувство долга перед Родиной, дисциплинированность.

Оборудование: сценарий мероприятия, компьютер, музыкальные композиции: «Священная война»(сл. В.И. Лебедев-Кумач и муз.М. И. Блантер), информационное сообщение о капитуляции германских войск,«Журавли»(слова Р. Гамзатова, музыка Я. Френкеля),Ю.Левитан «объявление о начале войны», задания с вопросами, кроссворды, презентации о войне и биография В.Катаева, Ильиной, отрывки их художественного фильма «Сын полка», Интернет-ресурсы.

Ход мероприятия:
Учитель:Сегодня мы проводим читательскую конференцию по произведению В.П.Катаева «Сын полка», Е. Ильиной «Четвертая высота», Л. Кассиля «Улица младшего сына». Наша цель не только поговорить о содержании повестей, но заглянуть в события прошлого века, а самое главное – подробнее узнать о страшной войне с фашистскими захватчиками.

Звучит сообщение Советского информбюро о начале войны. Затем звучит аудиозапись песни «Священная война».

Сопровождение презентацией.

Ученик: 9 мая 2016 года исполнится 71 год со дня Великой победы нашего народа над фашистской Германией. Во всех городах прогремят салюты побед. Путь к ней был труден и долг. В каждой семье есть родственники, которые принимали участие в освобождении нашей страны от фашистского нашествия. Одни сражались в боях, другие помогали в тылу. 1418 дней войны. И в каждом из них – боль и горечь утрат, радость больших и малых побед.

Ученик: Прозрачны дали и ветра спокойны,
От ржавых мин очистилась земля,
Но отступая, оставляют войны
Воспоминаний минные поля.

Ученик: От Бреста, где началась война, до Москвы, где фашистов остановили, - 1000 км. От Москвы до Берлина, где война окончилась, - 1600 км. Итого, 2600 км, это, если считать по прямой. Так мало, правда? 2600 км – это, если поездом, то менее 4 суток, самолётом – примерно 4 часа С боями, перебежками и ползком – 4 года!

Ученик:4 года! 1418 дней. 34 тысячи часов. 27 миллионов погибших, из них около13 миллионов детей.Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, то страна будет молчать 43 года. А это значит, что за 1418 дней каждую минуту погибало 13 человек.

Ученик: У всенародного подвига в годы Великой Отечественной войны немало детских лиц. До войны они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Учились, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Но пришел грозный час. И наравне со взрослыми приняли они на свои детские плечи тяжесть испытаний и горя военных лет.

Ученик:
Горнили «К бою» трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые,
На левый фланг в солдатский строй.

Ученик:
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они умели
Не отступать, а побеждать.

Ученик:
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков страны.
мотрели на страну.

Учитель: Многие школьники сражались с врагом, находясь в рядах Советской Армии и Военно-Морского Флота. Это были сыновья полков и юнги. При подготовке к читательской конференции вы познакомились с замечательным произведением В.П.Катаева «Сын полка». И сейчас мы переходим к обсуждению этой повести.

Ученики: презентация, биография В.П. Катаева.

1 Ученик: Выдающийся русский писатель Валентин Петрович Катаев создал много произведений для детей, в том числе и сказок. Он прожил долгую жизнь, почти девяносто лет. Родился и вырос на Черном море, в знаменитом городе Одессе. О мальчишках той поры он написал повесть «Белеет парус одинокий» - вы ее обязательно прочитаете.
Катаев учился в гимназии, но началась Первая мировая война, и семнадцати лет он вступил добровольцем в действующую армию. Был артиллеристом , его дважды ранило, однажды он стал жертвой отравляющих веществ. В годы Великой Отечественной войны Валентин Катаев, уже известный писатель, а по возрасту немолодой человек, вновь надел военную форму, стал фронтовым корреспондентом.
Рассказ продолжает

2 Ученик: Пройдя три войны (а надо считать и Гражданскую), увидев безмерное людское горе, испытав собственные несчастья, Валентин Петрович написал немало рассказов и повестей, где показал трагедию войны, ее противоречивость
Но самая известная из них – повесть «Сын полка», напечатанная впервые в феврале победного 1945 года. Повесть посвящена суровой жизни детей в годы войны. Катаев любит своих героев, он стремится показать силу их характеров. За какое бы дело они не взялись, все делают с полной отдачей, умело и ловко. Это талантливые разведчики, прекрасные наводчики, люди легендарной храбрости, поражающей даже солдат.
В своей повести Валентин Катаев показывает несовместимость понятий война и детство. Детство – это начало жизни, радость, а война – это страх, насилие, ежеминутная смертельная опасность. Взрослые бойцы, солдаты это понимают, поэтому, накормив и обогрев Ваню, отправляют его в тыл.

Учитель: Я предлагаю обратиться к содержанию книги Валентина Катаева «Сын полка». Готовясь к конференции, была проведена разная работа. Вы прочитали книгу, далее мы провели отборочный тур и выявили самых внимательных читателей этого произведения. Теперь эти ребята будут соревноваться и завоёвывать титул «Самые читающие ученики».
Сегодня испытания пройдут 2 команды: (представить их).
Задание 1. Даны отрывки из текста, прочитав их, нужно сказать о ком идет речь.

1 отрывок: « Достаточно было одного взгляда на , на его старенькую, на исключительно опрятную, ладно пригнанную шинель с черными петлицами и золотыми пуговицами, на его твердую фуражку с лаковым ремешком, с черным околышком и прямым квадратным козырьком, несколько надвинутым на глаза, на его фляжку, аккуратно обшитую солдатским сукном, на электрический фонарик, прицепленный ко второй пуговице шинели, на его крепкие, но тонкие и во всякую погоду начищенные до глянца сапоги, чтобы понять всю добросовестность, всю точность и всю непреклонность этого человека.» (Енакиев)
2 отрывок: « Приличие требовало, чтобы он ел не спеша, изредка вытирая ложку хлебом, и не слишком сопел и чавкал.
Приличие требовало также, чтобы он время от времени отодвигал от себя котелок и говорил: «Много благодарен, за хлеб, за соль. Сыт, хватит», - и не приступал к продолжению еды раньше, чем его трижды не попросят» (Ваня Солнцев)
3 отрывок: « Костистый великан с добродушным щербатым ртом и непомерно длинными, как грабли, руками, по прозвищу «шкелет»До войны был донбасским шахтером. Каменноугольная пыль так крепко въелась в его темную кожу, что она до сих пор имела синеватый оттенок.» (Биденко)
4 отрывок: «Тоже великан, но великан совсем в другом роде – вернее сказать, не великан, а богатырь: гладкий, упитанный, круглолицый сибиряк с каленым румянцем на толстых щеках, с белобрысыми ресницами и светлой поросячьей щетиной на розовой голове, по прозвищу Чалдон.» (Егоров)
5 отрывок: «- Я, понимаешь ты, как раз взялся за ракетницу. Собираюсь давать одну зеленую, чтобы наши перенесли огонь немного подалее. Как вдруг она рядом со мной хватит! Прямо-таки под самыми ногами разорвалась. Меня воздухом как шибанет! Совсем с ног сбило. Не пойму, где верх, где низ. Даже в голове на одну минуту затемнилось. Открываю глаза, а земля – вот она, тут возле самого глаза.» (Горбунов)

6 отрывок: «Никогда в жизни старый разведчик не испытывал еще такого конфуза. Как же он теперь будет докладывать сержанту Егорову? Как он ему в глаза посмотрит? О товарищах и говорить нечего: засмеют. Впору хоть сквозь землю провалиться.
Но делать было нечего. Не бродить же здесь до ночи, как леший.» (Биденко).

Задание 2. Кроссворд.
Вопросы

Вопрос
Ответ

1
Как звали сына капитана Енакиева?
Костя

2
О ком говорит Ваня: «Он, дяденька, над разведчиками командует. Он у них самый старший. Что он им велит, то они все исполняют.»?
О командире Енакиеве

3
Кто нашел мальчика?
Разведчики: сержант Егоров и лейтенант Седых

4
Сколько по времени мальчик бродяжничал по лесам?
Два года

5
Что случилось с семьей командира Енакиева?
В дом, где они жили попала бомба. Мать, жена и сын погибли

6
Какую кличку дали разведчики Ване?
Пастушок

7
Что упало на голову ефрейтору Биденко в лесу?
Букварь

8
Кличка белой костлявой клячи, которая припадала на переднюю ногу с раздутым коленом?
Серко

9
За каким занятием застал Ваню немецкий комендант в разведке?
На полях букваря Ваня рисовал ориентиры и цели, условными знаками дороги, рощи, реки, болота.

10
На какую фразу в букваре пролилась кровь Вани?
«Рабы не мы. Мы не рабы.»

11
Кличка парикмахера Вани Солнцева
«Восемь-сорок»

12
Какую прическу попросил у парикмахера Ваня?
С чубчиком.

13
Какой предмет туалета два года лежал на дне вещевого мешка Горбунова?
Мыло

14
Почему Биденко про Ваню сказал, что из него не получилось настоящего солдата?
Потому что, то сапоги узкие, то портянки толстые, а настоящий солдат должен уметь носить портянки

15
Куда прикомандирован был Ваня после разведки?
К первому орудию первого взвода

16
Чем славилось первое орудие?
Меткостью и невероятной быстротой стрельбы

17
Какое звание заслужил лучший наводчик фронта Ковалев?
Звание Героя Советского Союза

18
Назовите фамилию солдата, который знал о горькой судьбе капитана Енакиева.
Ковалев

19
Назовите годы жизни В.Катаева
(1897-1986)

20
Кто из героев В.Катаева «был горячий, нетерпеливый, смелый до дерзости»?
Капитан Ахунбаев

21
Как удалось Ване вернуться к разведчикам после второго побега от ефрейтора Биденко?
Рассказал офицеру, не зная, что говорит с капитаном Енакиевым, свою историю, свою обиду и Енакиев решил оставить мальчика у себя

22
Как Ваня попал суворовское училище?


23
Как вы понимаете выражение «сын полка»?


24
Почему писатель дал своему герою такое имя и такую фамилию?



Задание 3. БЛИЦ-ОПРОС
1 команда
1.Куда приказал отправить мальчика капитан Енакиев? (тыл)
3.Воинское звание разведчика Егорова. (сержант)
5.В советское время все равно что друг. (товарищ)
6. «И фамилия у него такая подходящая» (Солнцев)
7.Фамилия богатыря: гладкий, упитанный, круглолицый сибиряк. (Горбунов)
9.Фамилия разведчика, который проводил Ваню в Суворовское училище. (Биденко)
11. Предмет, который служил оружием для Вани, когда он еще бродил по лесам один. (Гвоздь)
13.Козырь против разведчиков. (баян)
15.Звание разведчика от которого смог убежать Ваня, перехитрив его. (ефрейтор)
17.Кого обещал отдать под суд капитан Енакиев, если не найдется мальчик Ваня. (Седых)
19. Воинское подразделение, обычно входящее в состав батальона. (рота)
21. Войсковое подразделение из 3-4 рот и специальных взводов. (батальон)
23.Рессорная четырехколесная парная повозка с легким кузовом. (тачанка)
25. Семейный статус Вани Солнцева, пока его не усыновил Енакиев? (сирота)
2 команда
2.Звание разведчика Седых. (лейтенант)
4.За каждым кустом мог притаиться. (враг)
6.Этот предмет Ваня всегда носил при себе, чтобы не разучиться грамоте. (букварь)
8. «прекрасное, солидное сооружение, крытое толстыми бревнами в четыре наката и обложенное сверху дерном». (блиндаж)
10.основное тактическое соединение в различных видах вооруженных сил. (дивизия)
12.Фамилия бойца, который решил усыновить Ваню. (Енакиев)
14.Фамилия разведчика, который без Вани решил не возвращаться в расположение. (Егоров)
16.Чем без спроса занялся Ваня и чуть не поплатился за это жизнью. (Топография)
18.Фамилия друга и товарища, командующего стрелковым батальоном. (Ахунбаев)
20.Начальник войск крепости или укрепленного района. (комендант)
22.Холщевая сумка в которой Ваня носил букварь. (торба)
24.Столовый предмет особой гордости разведчиков, он же источник вечной зависти. (чайник)
26.Название правильно завернутой портянки. (куколка)

Учитель: Великая Отечественная война была самой страшной войной в истории нашей страны. Но и сегодня в мире неспокойно, и даже маленькие войны, которые иногда называют «вооруженными конфликтами», приносят людям страшное горе, разрушают семьи, делают детей сиротами, инвалидами, калечат их души.
Книги о войне помогают нам увидеть и понять глубину чужого горя, хотя бы немного пережить его, вспомнить погибших в годы Великой Отечественной войны, других войн, в которых участвовали граждане нашей страны.
Подведение итогов.

Задание 4. (подготовить фильм)
Учитель:Прототипом главного героя Вани Солнцева послужили сразу несколько реальных героев. Один из них был Исаак Платонович Раков-Солнцев. Когда-то его, крошечного пацаненка, оставили возле порога московского детдома. Он знал лишь, что родом - из Брянской области, и верил, что его отец - красный командир - погиб, а мама скончалась. К его ручке была привязана записка: «Исаак, еврей... Не дайте умереть». Фамилию «Солнцев» шустрому ребенку дали в детдоме за его лучезарную улыбку и в надежде, что небесное светило будет озарять жизненный путь мальчика.
В 1946 г. был снят художественный фильм «Сын полка». Дети с удовольствием смотрели этот фильм. Они снова встретились с любимым литературным героем, снова переживали вместе с ним и сочувствовали ему. Давайте и мы посмотрим отрывки из этого фильма:
просмотри отрывок из фильма, прокомментируй его: назови героев, озаглавь, расскажи, что будет дальше.
Дети рассказывают о Сталинградской битве.
Сталинградская битва - одна из крупнейших во Второй мировой войне. Она продолжалась около 200 дней (17 июля 1942г.- 2 февраля 1943г.). По характеру боевых действий она делится на два периода: оборонительный, продолжавшийся до 19 ноября 1942 года, и наступательный, завершившийся разгромом крупной стратегической группировки врага в междуречье Волги и Дона.
С июля 1942 года фашистская авиация подвергла город массированной бомбардировке. Город пылал как гигантский костер. Перестала функционировать вся система городского обеспечения: остановился транспорт, прекратилась подача воды и электроэнергии, остановились заводы, телефонная связь с Москвой тоже была прервана. 25 августа 1942 года в городе было введено осадное положение. Город был превращен в груду пылающих развалин, битого кирпича и камня, искореженных металлоконструкций. В этом аду гибли тысячи мирных жителей, в основном женщины, дети и старики. Более 50 тысяч жителей Сталинграда вступили в ряды народного ополчения. 150 тысяч рабочих Сталинградских заводов в условиях непрерывных бомбардировок с воздуха и под жесточайшим артобстрелом давали фронту танки, пушки, минометы, «катюши» и выпускали боеприпасы.
В середине ноября 1942 года в тяжелых оборонительных боях наши войска обескровили группировку немецких войск – их наступательные возможности окончательно иссякли. Контрнаступление началось 19 ноября 1942 года мощной артиллерийской подготовкой и вводом в сражение танковых и механизированных корпусов. Значительная группировка противника, насчитывающая более 250 тысяч фашистских захватчиков, оказалась в окружении.
Утром 10 января 1943 года советские войска приступили к осуществлению операции «Кольцо» - к плану ликвидации окруженной группировки. В результате окружения группировка была расчленена на две части – южную и северную. Бои в городе продолжались еще несколько дней. 31 января южная группировка во главе с командующим 6-й немецкой армии генерал-фельдмаршалом Ф. Паулюсом сдалась в плен.
2 февраля 1943 года последние немецкие части капитулировали.В этой битве, зарегистрировано наибольшее число людских потерь за всю историю сражений – 2 млн. 100 тыс. человек.
О тяжелых боях на Мамаевом кургане говорит такой факт: после Сталинградской битвы на одном квадратном метре земли можно было насчитать от 500 до 1250 осколков. Весной 1943 года на Мамаевом кургане не взошла даже трава. Именно с этой высоты началась победа в Великой Отечественной войне.
Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла все предшествовавшие ей сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тыс. кв.км. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало более 2 миллионов человек.
Советские Вооруженные силы разгромили пять армий врага: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Немецко-фашистские войска и союзники потеряли в общей сложности около 1,5 млн. человек убитыми, ранеными, пленными. Было уничтожено свыше 2 тыс. танков, 10 тыс. орудий и минометов, 3 тыс. самолетов противника.
Мамаев курган – один из самых величественных монументов, воздвигнутых в честь героев войны и в память об их подвиге. На стенах Пантеона славы имена более 7000 бойцов, погибших за Сталинград.
В память о героической обороне волжской твердыни в декабре 1942 года была учреждена медаль «За оборону Сталинграда». Ее удостоились 754 тысячи участников битвы на Волге – воинов Армии и Флота, партизан, трудящихся города и области.
Сталинград назван в числе первых городов-героев. Сталинграду было присвоено звание «Город-Герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Великая Победа на Волге стала символом мужества, героизма, самопожертвования и силы духа солдат Красной Армии.
Сталинградская битва - одна из героических страниц в истории нашего народа. В жестоком сражении люди проявили личный и коллективный героизм. Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувства страха. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе, воли, мужеству. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу.
Во время Великой Отечественной войны на фронт уходили добровольцами не только сильные, здоровые воины, но и люди, зачастую совершенно не приспособленные к бою, никогда не державшие в руках оружие. Это были учителя, писатели, художники, вчерашние школьники
И зачастую они проявляли в нечеловеческих условиях невероятный героизм. Сотни удивительных судеб обрели особое, бессмертное звучание в горниле Великой войны.
«Разобьем эту сволочь увидимся, а если не придется, так знай, что твоя дочь трусихой не была и честно отдала жизнь за Родину», писала отцу с фронта 23 октября 1942 года ровно за месяц до своей гибели двадцатилетняя Марионелла Королева. В мирное время она была довольно известной киноактрисой и за свою недолгую жизнь успела сняться в пяти кинокартинах.
Среди многих книг о героях Отечественной войны повесть Ильиной «Четвёртая высота»о Гуле Королёвой, участнице Отечественной войны, погибшей под Сталинградом, - занимает особое место.

Викторина по «Четвертая высота» (каждый отвечает на листе)
1. Папа и мама Гули были людьми творческими. И к выбору имени для дочери тоже подошли творчески. Как же они назвали новорожденную дочь? ( Марионелла)
Марионелла Владимировна -полное имя Гули Королевой. Гуля - детское прозвище. А родилась она в семье режиссера Владимира Даниловича Королева и актрисы Варвары Метлиной.

2. В детстве Гуля очень дружила с одним весьма симпатичным пареньком. Вы помните, как его звали?
( Эрик)
Паренька этого звали Эрик, а Гуля называла его ласково, Эрастик.

3. Какой фильм стал кинодебютом юной Гули Королевой?
('Каштанка')
Это был фильм "Каштанка" режиссера Ольги Преображенской. Девочке было тогда три года. Маленькая актриса так понравилась режиссеру, что она взяла ее сниматься в свою картину "Бабы рязанские". Так Гуля сыграла самую маленькую из этих самых баб. Потом, позже, были съемки в картине "Дочь партизана", где Гуля исполнила роль крестьянской девочки Василинки и в картине "Я люблю", где ей досталась роль Варьки, внучки шахтера.

4. Как называли Гулю маленькие испанцы в санатории?
( Мадресита)
Гуля так нежно и внимательно ухаживала за детьми, что они прозвали ее "мадресита", что в переводе означает маленькая мама

5. Путевкой в какой пионерский лагерь была награждена Гуля после окончания седьмого класса? ( 'Артек')
За роль в картине "Дочь партизана" Гулю наградили путевкой в самый лучший пионерский лагерь, "Артек".

6. Гуля рано вышла замуж и рано стала мамой. Как она ласково называла маленького сынишку? ( 'Ёжик')
Сына Сашеньку, который родился в эвакуации в Уфе, куда Гуля уехала с мамой и отчимом, она ласково называла Ёжик - за его светлый хохолок.

7. В каком городе родился ребёнок Гули?
Это радостное событие случилось в 1941 году, в столице Башкирии Уфе

8. Когда Гуля ушла на фронт? ( В мае 1942 года)
Это случилось 1 мая 1942 года. Выучившись на санинструктора, Гуля сначала поработала в госпитале, где в том числе организовавала для раненых спектакли и концерты, ну а потом отправилась в действующую армию.

9. Какой подвиг совершила Гуля Королева?
( Повела в атаку подразделение, оставшееся без командира)
Гуля служила в 780-м стрелковом полку. В бою близ хутора Паншино (на Дону) она повела в атаку оставшееся без командира подразделение и пала смертью храбрых. Шел 1942 год..

10. Какую награду получила посмертно Гуля Королева?
( Орден Красного Знамени)

За беззаветную храбрость и героизм в борьбе с захватчиками - именно так звучала формулировка - Марионелла Владимировна Королева была посмертно награждена Орденом Красного Знамени.

Учитель: «Улица младшего сына»  повесть, написанная в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (совместно с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) о жизни и смерти юного партизана [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  героя Великой Отечественной войны.
Сюжет. Мальчик Володя Дубинин живёт в городе Керчь жизнью обыкновенного советского мальчишки. Оккупацию Керчи гитлеровскими захватчиками Володя встречает в рядах партизанского отряда. Сражаясь в его рядах совместно с другими пионерами наравне со взрослыми, он проявляет образец подлинного героизма и мужества. Книга состоит из двух частей.
Интересные факты. В главе «Берег пионеров» упоминаются три артековских лагеря: «Верхний», «Нижний» и «Лагерь № 3». Однако в описываемый период «Лагеря № 3» в Артеке не существовало. Он был присоединён к Артеку в 1944 году, а наименование лагерей по номерам было введено ещё позже в 1948 году

(Обсуждение повести и отрывка из фильма)
Учитель: Война и дети, что может быть страшнее? Ведь дети рождаются для того, чтобы жить, а не умирать. Война эту жизнь отнимает.
- Стихотворение о детях – героях. Булат Окуджава.До свидания, мальчики!
Аx, воина, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили и ушли за солдатом солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
 
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите... И все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб разлуки и дым!
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги... Ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
 
Вы наплюйте на сплетников, девочки!
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад...
 
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад!
***
Минута молчания (музыка).
Читают ученики из команды:
Держу в ладонях огонёк
Как символ той войны далёкой,
Где незнакомый паренёк
Закрыл собою мир жестокий.
Он навсегда остался там,
Чтоб мы сегодня в мире жили
И солнце чтоб светило нам,
Солдаты головы сложили.
Пылай, гори, не затухай,
Ты вечного огня частица!
Забыть войну сердцам не дай!
Забвению не дай случиться!
Мы в двухтысячных родились
И знаем о войне от дедов.
Они 4 года шли,
Чтоб, наконец, сказать: «Победа!»

И здесь у Вечного огня,
Клянёмся в этот день весенний,
Что память о военных днях
Мы пронесём сквозь поколенья!




Єђ Заголовок 315