Папка по самообразованию учителя начальных классов




ЛИЧНАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ
Ф.И.О. учителя: Райкова Надежда Ивановна
Дата рождения: 19.08.1968
Образование: (когда и какое учебное заведение окончил):
Суражское педагогическое училище. 1987год.
Специальность по диплому:учитель начальных классов
Место работы: МБОУ Бобрикская СОШ. Погарский р.
Занимаемая должность:учитель начальных классов
Дата назначения на должность: 15.08.1987г
Общий стаж трудовой деятельности: 26года
Педагогический стаж:26 года
Курсы повышения квалификации:
«Вариативные системы начального образования» 2000 г.
«Актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе», 2007г.
«Основы религиозных культур и светской этики», 2013г.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Школа работает над проблемой: «Освоение новых подходов к образованию как основной способ повышения качества образования».
Тема самообразования:«Повышение качества урока через использование здоровье сберегающих технологий в процессе обучения»
Здоровье сберегающие технологии-
- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции школьного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья.
Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов".
Здоровье человека — тема актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Серьезную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья школьников. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.
Таким образом, необходимо серьезно заниматься формированием культуры здоровья именно в детском возрасте, так как, по мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы:
1. Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы, потребность к физическому совершенствованию, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период.
2. В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых и осознаваемых ребенком в специально проецируемой деятельности.
3. Школьный период в развитии наиболее синзетивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
Конечно, здоровьем детей в основном занимаются родители, но развитию двигательной активности детей самое серьезное внимание должна уделять и школа.
Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Значимость данной работы означается двумя основными положениями, содержащимися в Законе РФ «Об образовании»:
во-первых, это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. (ст. 2);
во-вторых, это обязанность образоват. учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст. 51).
Не будем забывать, о том, что многие родители ошибочно считают: для детей самое важное – это хорошо учиться. По результатам исследований российских психологов в среднем дети начальной школы, которые учатся стабильно на 4 и 5, проводят за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов. А еще добавить уроки в школе.
Поэтому проблему сохранения здоровья детей нужно решать комплексно, а не эпизодически. Два часа в неделю занятий физкультурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья.
Именно поэтому уже в начальной школе важно научить ребенка осознать себя как часть природы и понимать ответственность передобществом за сохранение своего здоровья. Обучение учащихся не может идти в отрыве от обучения и их родителей. Осуществление оздоровительных технологий в образовательном учреждении предполагает совместную деятельность администрации образовательных учреждений, педагогов, медицинского персонала детских амбулаторно-поликлинических учреждений, участие родителей.
Здоровьесберегающая деятельность школы:
- Диспансеризация;
- Профилактические прививки;
- Дни и Недели Здоровья;
- Спортивные школьные праздники;
- Участие в районных спортивных соревнованиях;
- Беседы о здоровье с учащимися;
- Беседы о здоровье с родителями;
- Витаминизация;
- Оформление классных и школьных «Уголков здоровья».

Здоровьесберегающие технологии во внеурочное время:
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются:
- организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
- реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;
- повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
- формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;
- развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни.
Цели и задачи:
• обучение жизненно важным навыкам;
• формирование у детей младшего школьного возраста навыков ответственного поведения;
• воспитание здорового образа жизни.
В основном эти задачи решаются на классных часах, беседах, играх.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.
Цель:внедрение здоровьесберегающих технологий вс целью качества урока.
Задачи:
- изучить литературу о здоровьесберегающих технологиях;
- посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
- проводить самоанализ и самооценку собственных уроков;
- разработать модель образовательного процесса, отвечающего требованиям здоровьесберегающих технологий.
- апробировать данную модель на практике.
Перечень вопросов по самообразованию:
- сущность понятия «здоровьесберегающие технологии» и условия успешного внедрения здоровьесберегающих технологий;
- Сан.пины;
- методы и приёмы здоровье сберегающих технологий;
- комплексный подход к внедрению здоровьесберегающих технологий .Предполагаемый результат:
*Овладение здоровьесберегающими технологиями на уровне построения модели образовательного процесса.
*Повышение качества обучения через повышение качества урока.
*Форма отчета по проделанной работе: сообщение на заседании МО учителей
Форма самообразования:индивидуальная.
Практический план самообразования
 Что изучить
 
   Формы самообразо-вания Используемая литература  Срок
1.Повышение идейно-политического уровня 
 
1.Просмотр  телепередач
 
2. Просматривать периодическую печать  
Самост.
 
 
Самост.
     
Систем.
 
Систем.
 2.Работа с родителями и общественностью
 
1. Участие в организации родительского всеобуча
 
2. Подготовка и выступление с докладами
 
3. Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий
 
4.Педагогическая печать  
 
Самост.
 
 
Самост.
 
 
 
Самост.
 
Самост.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 «Психология в школе»; Школа+ родители»;
«Союз семьи и школы, родительский актив»;
«Родители глазами детей»  
Систем.
 
 
Систем.
 
 
 
Систем.
 
Систем.
3.Пополнение и расширение знаний в области педагогики и психологии. Практика воспитательной работы.
 1. Педагогическая печать
 
2. Труды Сухомлинского
3.  Повышение уровня психологической грамотности  
Самост.
 
 
 
 
Самост.
   «Спутник классного руководителя»,
«Классный руководитель»
«Сердце отдаю детям»
 
«Учитель должен быть и… психотерапевтом» «Психология в школе»  
Систем.
 
 
 
Систем.
Систем.
 
4.Работа по углублению знаний теории и методики своего предмета.Изучение программ, учебников, передового опыта.
1. Методические новинки
 
2. Программы и учебники
3. Материалы лекций курсов учителей начальных классов
 
4. Посещение уроков коллег
 
5. Разработка уроков по темам
 
6.Изучение нормативных документов.
 
7. Совершенствовать речь учителя Самост.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Самост. «Начальная школа»
 
 Методические пособия
 
 
 
 Интернет
 
«Завуч начальной школы» Систем.
 
 
Систем
 
Систем.
 
По плану
 
Систем.
 
 
Систем.
 
Систем.
 
 
5. Повышение общей культуры. Участие в общественной жизни.
1.Новинки
художественной
литературы. Самост.
Систем.
2. Педагогическая и политическая литература.
 
3. Широкое вовлечение учащихся во внеклассную работу по предмету
 
4. Проведение недели математики
 
5. Выступать перед учащимися с докладами, беседами  
Самост.
 
 
 
 
 
 
Самост.  
 
 
Газеты и журналы
 
 
 
 
 
 
 
 
«Путь к доброте»
Интернет  
Систем.
 
 
 
Систем.
 
1 раз в год
 
 
Систем.
Литература
А.И.Белоусов. «Физическое воспитание в специальных медицинских группах (учебно-методическое пособие для учителей физкультуры общеобразовательных учреждений)» Изд. Центр «Учебная книга» 2006г. г.Екатеринбург.
Мининстерство здравоохранения и соц. развития РФ «Перечень профилактических и оздоровительных технологий, реализуемых в образовательных учреждениях. Инструкция по применению». Москва 2004г.
Министрство общего и профессионального образования Свердловской области «Физическое воспитание в специальных медицинских группах. Программа».Центр «Учебная книга» 2006г.
Г.П.Болонов. «Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения».Творческий центр «Сфера» Москва 2003г.
Ред. Н.В.Сократова. Учебное пособие. «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей».Творческий центр «Сфера» Москва 2005г.
Е.В.Советова. «Оздоровительные технологии в школе». Изд. «Феникс» г.Ростов на Дону 2006г.
Ред. В.Н.Касаткина. «Педагогика здоровья». Линка Пресс Москва ЭКСМО 2004г.
Уильям Г.Бейтс. «Улучшение зрения без очков» Москва 1990г.
Л.Г.Татарникова, М.В.Поздеева. «Валеология подростка» С-Петербург 1996г.
А.П.Исаев, Н.Я Прокопьев, В.М.Чимаров и др. «Учение о здоровье». Монография. Изд. Тюменского гос. Университета г.Тюмень 2002г.
Сборник «Йога для детей, родителей и преподавателей» Научно-популярное издание. Изд. «Янус» С-Петербург 2002г.
А.Белоусов, В.Брагина, Л.Зубова. «Культура здоровья». Екатеринбург 2006г.
И.В.Милюкова, Г.А.Евдокимова. «Лечебная физкультура. Новейший справочник». Изд. «Сова» Санкт-Петербург ЭКСМО Москва 1999г.
И.А.Котешева. Нарушение осанки. Лечение и профилактика». Москва ЭКСМО. 2004г.
Адреса сайтов
[1]- Сеть творческих учителей. Здоровьесберегающие технологии в школе.
[2]- Государственное образовательное учреждение Центр образования «Школа здоровья» № 1317
[3]- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"