Опыт работы руководителя ШМУ


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №4 города Асино
Региональный конкурс для педагогических работников «Учитель-методист»
Центр организационно-методической работы ТОИПКРО
Номинация: «Лучшее описание методического опыта»
Опыт работы руководителя ШМУ.
Адресуется учителям-наставникам
Автор – составитель:
Петрова Валентина Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
руководитель ШМУ 2012-2015гг.
МАОУ СОШ №4 г. Асино
Дата издания - 2015
Осуществление учителем в различных формах сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей.
Школа – это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознаёт, что знания, полученные в университете, безусловно, хороши, но только теоретически, а в жизни всё – иначе! В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определёнными трудностями. Чтобы преодолеть эти трудности, нужен опытный наставник. В нашей школе накоплен богатый позитивный опыт в работе с молодыми специалистами.
Сопровождение молодого специалиста в школе - дело всех: начиная от директора школы, заканчивая учителем-коллегой. Педагог в узком смысле слова рождается не в учебном заведении, а в практической жизни. Старшие коллеги выступают в роли учителя учителей, который всегда подскажет, как правильно спланировать этапы урока, подобрать формы работы, как наладить ту самую пресловутую дисциплину в классе, которая является камнем преткновения для всех молодых преподавателей. Такая поддержка просто необходима начинающему учителю. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист.
На протяжении 3 лет я была руководителем школы молодого учителя (2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 уч.г.)
Остановимся подробно на работе ШМУ в 2014-2015 у.г.
Молодой специалист третьего года обучения.
№ Ф.И.О. молодого
специалиста
Преподаваемый предмет Где, когда и какое ОУ
закончил Нагрузка
(классы) Наставник
1
Карпова Елена
Николаевна Физическая
культура,
ОБЖ педагогическое училище
г. Колпашево
2012г.
Ф.К. –2,3,4кл.
ОБЖ – 7 Мельник С.Е,
учитель физкультуры высшей
категории
Молодые учителя.
№ Ф.И.О. молодого
специалиста
Преподаваемый предмет Где, когда и какое ОУ
закончил Нагрузка
(классы) Наставник
1 Козлов Вячеслав
Олегович Математика,
информатика ТГПУ 2011
7, 8, 9кл. Романова И.В,
учитель математики
1-й категории
2 Шаблеева Екатерина
Викторовна
Математика ТГПУ2011 7,8 кл. Пальцева Л.Е.,
учитель математики
1-й категории
3 Савченко
Елена
Юрьевна История,
ОРКиСЭТГПУ 2010 4,6, 7
Захарушкина Е.Е., учитель истории высшей
категории.
4 Смирнова
Юлия
Ивановна Английский
язык ТГПУ2008 3,5,7 Евсюкова Н.И.,
учитель анл.яз.
1-й категории.
5 ЗыбинскаяГалина
Александровна История ТГПУ 2008 7,8,9 Захарушкина Е.Е., учитель истории высшей
категории.
6 Зорина
Ольга
Николаевна Математика ТГПУ 2008 6А-Г Анопова Т.В.,
учитель математики высшей категории
План работы с молодыми учителями
2014-2015 уч.г.
Основная тема года: «Современные технологии деятельностного типасогласно требованиям ФГОС»
тема Содержание, количество занятий Формы, методы проведения дата ответственные
Организация образования в школе -нормативно-правовая база: закон об образовании в ПМР, положение об учебно-воспитательном учреждении системы образования, концепция развития школы;
-правила внутреннего распорядка школы. Беседа сентябрь администрация школы
Организация учебно-воспитательного процесса -структура образовательных программ по учебным предметам;
-календарно-тематическое планирование;
-критерии оценивания образовательных, учебных достижений учеников;
-ведение школьной документации по учебным предметам Практическое занятие октябрь Администрация школы, руководитель школы молодого учителя
Участие в районном конкурсе молодых специалистов «Формула успеха» -визитная карточка,
-конкурс импровизации, - творческое выступление,
- конкурс-занятие Очный конкурс «Формула успеха» октябрь Шаблеева Е.В.
Завуч, учителя- наставники, руководитель ШМУ.
Процесс обучения -принципы и правила обучения;
-формы организации учебного процесса; Теоретический семинар ноябрь Зам.директора по УВР, учителя-наставники
Участие в областном конкурсе «Рыцарь в образовании»
ТОИПКРО -эссе «Рыцарь в образовании».
-творческая презентация.
-мастер - класс Семинар,
презентация,
мастер-класс декабрь Козлов В.О.
Завуч, учителя- наставники, руководитель ШМУ
Участие в областном конкурсе «Молодые учителя -2014»
РЦРО
-самопрезентация,
-«круглый стол» (импровизированный конкурс),
-мастер-классы. Семинары,
конкурс декабрь Смирнова Ю.И.
руководитель ШМУ
Познавательная деятельность школьников -психологические особенности познавательной деятельности школьников;
-способы формирования познавательных интересов;
- мотивы обучения; Семинар-тренинг декабрь Психолог, руководители предметных м/о
Методы обучения Занятие 1.
-суть и функции методов обучения;
-классификация методов обучения; семинары-практикумы Январь, февраль Учителя-наставники, руководители предметных м/о, зам.директора
по УВР.
Занятие 2.
-разные способы обучения;
-практические методы обучения; Занятие 3.
-логические методы обучения. Методы контроля знаний учащихся. Занятие 4.
-игровые методы обучения. Методы самоуправления учебно-воспитательным процессом. Формы обучения школьников Занятие 1.
Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса функции урока. Цели урока. Типы уроков. Требования к современному уроку.
Технологическая карта урока согласно требованиям ФГОС Теоретический семинар, практическое занятие февраль
март
апрель Учителя-наставники, зам.
по УВР, руководитель
ШМУ
Занятие 2.
-конструирование урока по целям, дидактическим заданиям, по содержанию программного материала;
-выбор метода обучения. Открытые уроки молодых учителей, обсуждение.
Занятие 3.
-открытый урок – особенности подготовки и проведения; развитие УУД,
-анализ и самоанализ проведенного урока. администрация
Занятие 4.
-разные формы обучения: экскурсии, семинары, факультативы, элективные курсы…
-анализ их проведения;
-цели и задачи форм обучения. Семинар-практикум Воспитательный процесс в школе -суть и содержание процесса воспитания;
-формы и виды воспитательных мероприятий;
-методы воспитания школьников;
-критерии воспитанности личности;
-особенности ориентированного обучения и воспитания школьников. Проблемный семинар апрель Зам.директора по ВР
Роль учителя в учебно-воспитательном процессе -личность учителя-творца;
-требования к учителю;
-самообразование и самовоспитание учителя;
-роль личности учителя в современном учебном процессе. Конференция март Руководитель
ШМУ
Подведение итогов Калейдоскоп педагогических находок молодых учителей «Будем знакомы, молодой коллега!» Калейдоскоп находок май Администрация школы
Результаты наставнической деятельности.
«Учитель живёт до тех пор, пока учится, если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель». Эти слова великого педагога К. Ушинского – лейтмотив работы Школы молодого учителя. Всегда стараемся понять, как рационально использовать способности учителя – новичка. Своеобразным итогом работы молодого учителя является участие в конкурсах, на которые был богат 2014-2015 учебный год.
Победителем районного конкурс «Формула Успеха», который направлен на развитие новых проектов в области молодежной политики и освоение новых форм работы, выявление талантливой, инициативной молодежи, стала молодой учитель математики нашей школы Шаблеева Екатерина Викторовна.
Для развития творческой деятельности педагогических работников-мужчин по обновлению содержания образования, утверждения приоритетов образования в обществе был проведён ТОИПКРО в декабре 2014 региональный конкурс «Рыцарь в образовании». В конкурсе приняли участие 26 педагогов- мужчин. По итогам первого тура определились финалисты конкурса – 10 учителей, среди них был наш молодой специалист Вячеслав Олегович Козлов.
20 декабря закончился региональный конкурс «Молодой учитель года», направленный на выявление талантливых учителей до 30 лет и повышения престижа учительской профессии. Возглавила пьедестал почёта данного конкурса учитель английского языка нашей школы Смирнова Юлия Ивановна.
Также результаты наставнической деятельности видны в динамике закрепляемости: никто из 7 молодых учителей не покинул стены нашей школы. Начинающие педагоги в своих отзывах отмечают, что «в школе царит атмосфера уважения, взаимопонимания и взаимопомощи, наставники помогают поверить в свои силы».


На базе нашей школы в 2014 прошел обучающий районный семинар для молодых учителей по теме «Готовность молодого учителя к работе в соответствии с новым стандартами». (Присутствовало 12 педагогов, Анучина Е.А.- специалист УО)
Каждый из присутствующих получил файл с набором методических рекомендаций. Педагоги познакомились с опытом работы ШМУ, изучили методическую накопительную папку, посетили открытые уроки, построенные по требованиям ФГОС, попытались сделать анализ современного урока, прослушали моё сообщение «Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Требование к современному уроку».
В 2015 г. с 11 по 20 февраля в нашей школе прошёл конкурс педагогического мастерства по теме «Современные технологии и методики обучения». В конкурсе приминали участие 6 молодых педагогов школы. Мероприятие проходило в два этапа:
-заочный этап (11-15 февраля 2014 года), оценка портфолио;
- очный этап (18-20 февраля), оценка открытого занятия.
Участники конкурса предоставили: папку-портфолио с описанием самоанализа своей педагогической деятельности, результатами применения используемых технологий, материалами диагностики; открытое занятие, с последующим самоанализом.
Портфолио жюри оценивало по следующим критериям: эссе, результат успеваемости (ГИА), курсы, выступления, семинары, педагогические конкурсы, публикации, авторские программы, внеклассная работа, общественное признание (грамоты, благодарности), открытые уроки, работа по теме самообразования, участие детей в олимпиадах, конкурсах.Оценочная карта урока (мастер-класса) в рамках проведения школьного конкурса педагогического мастерства «Современные технологии и методики обучения»
ФИО учителя Постановка целей и задачи урока Обоснованность выбора технологии и методов обучения Формирование предметных, метапредметных и личностных результатов Формирова- ние УУД Соответствие результатов урока целям, формы - содержанию
Итоги заочного конкурса «Портфолио молодого учителя»
ФИО учителя Баллы
Савченко Е. Ю. – учитель истории. 22. 1 место
Смирнова Ю.И. - учитель английского языка. 19. 2 место
Зыбинская Г.А.- учитель истории. 18. 3 место
Зорина О.И. - учитель математики. 16
Козлов В.О. - учитель математики. 16
Шаблеева Е.В.- учитель математики 13
Карпова Е.Н.- учитель физической культуры и ОБЖ 8
2. Итоги конкурса педагогического мастерства
№ ФИО
учителя Средний балл Место Приз зрительских симпатий
(средний балл)
1 Козлов В.О.
29,4 1 29, 6
2 Смирнова Ю.И.
29,2 2 29,8
3 Зыбинская Г.А.
28,8 3 29,3
4 Зорина О.Н.
27,4 27,3
5 Савченко Е.Ю.
26,8 25,8
6 Карпова Е.Н.
24,2 26,5

Мы, старшие коллеги молодых специалистов, гордимся ими, все они творческие состоявшиеся личности, ищущие свой путь в профессии. Нам вдвойне приятно, что почти все молодые педагоги являются выпускниками нашей школы. Есть будущее у школы, когда в ней трудятся такие молодые учителя, готовые работать по-новому, понимающие важность своего непростого дела.
Проект "Школа молодого учителя "
Учитель живёт до тех пор, пока учится,
если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель.
Эти слова великого педагога К. Ушинского – лейтмотив работы «Школы молодого учителя».
Целью работы «Школы молодого учителя» является обучение молодых педагогов для их успешной адаптации к работе в школе.
Основными задачами «Школы молодого учителя» являются:
-обеспечение профессионального роста молодых специалистов;
-оказание методической помощи в становлении молодого специалиста как профессионала.
Организация работы Школы молодого учителя
1. Руководство работой «Школы молодого учителя» осуществляется заместителем директора по методической работе, руководителем ШМУ.
2. План заседаний «Школы молодого учителя» составляется в октябре на основе анализа посещенных уроков и выявленных педагогических затруднений.
3. К молодым специалистам прикрепляется наставник из наиболее опытных учителей школы.
Занятия в «Школе молодого учителя» проводятся не реже 1 раза в месяц в форме:
-открытых и закрытых заседаний;
-практикумов;
-круглых столов;
-дискуссий;
-конкурсов;
-открытых уроков.
Организуются консультации по оформлению журналов, составлению тематических и поурочных, воспитательных планов.
3. Алгоритм работы с молодыми специалистами
2.1 Консультации по календарно - тематическому планированию (до 10.09).
2.2 Посещение уроков молодых специалистов с целью изучения педагогических затруднений (сентябрь - октябрь).
2.3 Диагностирование молодых специалистов на основе самооценки (сентябрь).
2.4 Посещение уроков молодыми специалистами у наставников, аттестующихся учителей (в течение года)
2.5 Участие молодых специалистов в творческих группах по организации и проведению внеклассных и внешкольных мероприятий (в течение года).
2.6 Открытые уроки молодых учителей (февраль).
2.7 Анализ деятельности молодых специалистов (май)
Молодым педагогам выдаются памятки и методические разработки по темам:
-«Технологическая карта урока согласно требованиям ФГОС»
-«Основные компоненты современного урока»
- «Подготовка учителя к уроку»
- « Типы и формы урока»
- «Самоанализ современного урока»
В нашей школе накоплен богатый позитивный опыт в работе с молодыми специалистами. Прежде всего, мы красиво встречаем их в коллективе. На заседании педсовета директор приветствует их, вручает цветы, знакомит с коллективом, с традициями школы, её достижениями и проблемами. В общении с молодыми администрация и опытные учителя выясняют их увлечения, желания, интересы. Стараемся понять, какой помощи потребуется каждому, как рациональнее использовать их способности.
Первым шагом в адаптации является знакомство учителя с методическими материалами по предмету, библиотекой, учебными кабинетами. Психологи знакомят начинающих с классными коллективами, в которых им предстоит работать, дают характеристику классам, отдельным ученикам. Заместители директора знакомят со структурой (планами, расписанием, графиками) учебной, методической, воспитательной работы в школе, документацией, основными требованиями по её ведению.
Молодому специалисту необходима постоянная товарищеская помощь. Вторым шагом в адаптации является организация наставничества. Работу учителей-наставников рассматриваем как одно из ответственейших общественных поручений. Это опытные, творчески работающие учителя. Они составляют индивидуальный план работы с молодым специалистом.
В профессиональном становлении молодого учителя в современной школе имеет место наличие педагогических способностей. Они состоят из таких компонентов:
– дидактичные – искусство передавать знания в доступной форме;
– конструктивные – когда педагог не использует готовых рецептов, а сам создает их для каждой конкретной ситуации;
– экспрессивные – умение в своё объяснение включить уместно юмор, доброжелательную иронию, шутку;
– коммуникативные – правильный подход к ученикам в процессе обучения и воспитания;
– способность распределять внимание – широкий обзор внимания, умение легко переключаться по необходимости с одного объекта на другой;
– актерские – умение в зависимости от обстановки и воспитательных задач быть то добрым, то строгим, то спокойным, но всегда объективным, справедливым; – умение контролировать все свои слова, поступки, действия, настроение.
Следует отметить, что все компоненты педагогических способностей тесно связаны между собой, дополняют и предполагают друг друга. Отсутствие одного или нескольких можно компенсировать активным развитием других компонентов.
Каждый молодой учитель с первых дней своей педагогической деятельности все вместе со своим наставником готовит «Портфолио молодого учителя». Эта папка – «настольная книга», в которой собраны самые необходимые советы, рекомендации и материалы, нужные в становлении учителя.
В портфолио входят:
--общие сведения об учителе;
--нормативные документы;
-открытые уроки;
-доклады, публикации, творческие наработки;
-памятки начинающему учителю;
-работы учащихся;
-дидактические материалы;
Портфолио постоянно пополняется необходимыми материалами. Постепенно это становится «центром самообразования» учителя.
Значительную роль отводим работе в школе молодого учителя таким направлениям:
- планирование работы учителя, организация рабочего времени;
-культура общения учителя с классом, учащимися, родителями;
-углубление психолого-педагогических знаний, методологии бучения;
-изучение нормативных, инструктивно-методических материалов;
-основные требования к календарно-тематическому планированию, к ведению школьной документации, журналов;
-современные подходы к воспитательному процессу, к формированию развитой личности на основе национального воспитания и особенностей, традиций школы.
Опытные учителя, планируя открытые уроки для молодых коллег, учитывают их пожелания относительно проведения разных типов уроков, на которых можно конкретно увидеть, научиться использованию таких направлений:
- формирование УУД
- индивидуальный подход в обучении слабых, мотивированных на учёбу, сильных учащихся;
– дифференцированный подход в бучении;
– интерактивные формы и методы обучения;
– нестандартные ситуации на уроках;
– нетрадиционные, интегрированные уроки с применением компьютерных технологий…
Это помогает учителю рационально выбирать тип урока, его структуру, правильно определять задания, цели (учебную, воспитательную, развивающую) выбирать рациональные методы обучения, объединять разные формы коллективной и индивидуальной работы, знакомиться с современными образовательными технологиями, интерактивными методами.
Важную роль в планировании, составлении индивидуальных планов, планов работы наставников, участии в работе методических объединений, творческих микро-групп играет диагностика молодых учителей. Через 4 месяца работы молодого учителя администрация школы проводит анкетирование.
Результаты анкеты свидетельствуют о том, каких успехов, достижений достиг учитель, какие проблемы возникли в процессе работы, какую методическую помощь ему необходимо дать. На основании этих результатов составляется план самообразования, изучения основных направлений его деятельности.
Беседа «Барьеры восприятия информации»
Цель: научиться правильно подавать информацию на уроке, преодолевая барьеры восприятия информации.
Ведущий: Существует несколько барьеров восприятия человеком информации, из-за которых возникает непонимание:
– фонетический уровень (информация подаётся слишком громко или тихо, невнятно);
– семантический уровень (слушатель вкладывает одно значение в слово, а говорящий другое, например: вешалка – приспособление для одежды и грубое слово, вызывающее смех у подростков);
– стилистический уровень (одну и ту же информацию можно представить в научном стиле, а можно в разговорном, избыток терминов приводит к тому, что ученик перестаёт понимать, о чём речь);
– логический уровень (логика ребенка отличается от логики взрослого, ребёнок склонен воспринимать всё более буквально, необходимо это учитывать).
При подаче информации важно также помнить о двух правилах:
Правило рамки – информация должна иметь чёткое начало и конец.
Правило цепи – должна прослеживаться логика, что за чем следует, что из чего следует. Можно располагать информацию по степени важности, можно по порядку, во-первых, во-вторых и т.д.
Упражнение: «Комок проблем»
Цель: проанализировать проблему, осуществить поиск путей её решения, избавиться от негативных эмоций, которые мешают при решении конфликтной ситуации.
Оборудование: листы бумаги формата А5 по количеству участников, большая картонная коробка.
Участники рассаживаются по кругу. По желанию на протяжении 10-15 мин. Учитель рассказывает о сложной ситуации в его педагогической практике. Ведущий обращает его внимание на то, что он предпринимал, что при этом чувствовал, а также каких результатов добился тем или иным способом. Происходит обмен мнениями в группе.
Ведущий: подводя итог нашей беседе, я хочу обратить ваше внимание на то, что отрицательные эмоции, которые мы испытываем во время конфликтов, мешают нам быть объективными и тем самым препятствуют преодолению нашей проблемы. Я прошу вас написать на листе бумаги все отрицательные эмоции, которые вы испытываете во время конфликта, например: гнев, обида, тревога и т.д. А теперь вы можете скомкать эти листы и бросить их в эту коробку, сейчас вы избавитесь от накопившегося негатива (коробка устанавливается по центру круга).
Заключительный этап
Цель: сделать выводы, диагностировать динамику эффективности в общении с учениками. Обсуждение: что каждый вынес из занятия? Чему научился? Что хотел бы проанализировать в следующий раз? Что понравилось, а что нет?