Тезисы по теме Сборник игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения у обучающихся 3 класса во внеурочной деятельности


Сборник игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения у обучающихся 3 класса во внеурочной деятельности
Гурдюмова Яна,
студентка 4кп группы,
специальность 44.02.05
Коррекционная педагогика в начальном образовании
ГБПОУ СО "Камышловский педагогический колледж"
Кочнева Г.Н.,
преподаватель психолого- педагогических дисциплин
ГБПОУ СО "Камышловский педагогический колледж"
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема поиска средств нивелирования детской агрессивности. Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи сейчас все меньше и меньше общаются друг с другом, что дома многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором. У многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. В результате, количество разводов растет, и все большее число детей живет с одним из родителей. Все меньше становится детских учреждений, целенаправленно занимающихся развитием детей вне школы. Нельзя также не вспомнить и об ухудшении физического и психического здоровья детей. Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа младших школьников с различными нарушениями поведения.
Актуальность темы агрессивности младшего школьника подтверждается Федеральным государственным образовательным стандарте начального общего образования. Во втором разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» в пункте 10 говорится, что личностные результаты отражают развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; метапредметные результаты должны отражать формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Проблеме агрессивного поведения личности посвящено большое количество работ как в отечественной, так и зарубежной психологии: в работах Г.С.Абрамовой[1], А.Л.Венгер, В.В.Давыдова, Л.Б.Ительсон, Я.Л.Коломенского, Д.Б.Эльконина[2] и других в качестве основного новообразования младшего школьного возраста называется новая система экзистенциальных отношений ребенка к себе, к миру, к деятельности, в которой он участвует, что обуславливает развитие его мотивационно-потребностной, морально-нравственной, операционной и других сфер. Но несмотря на большое количество исследований проблем агрессии, данная проблема остается недостаточно решена в практической деятельности.
В связи с этим нами был разработан исследовательский проект, представляющий из себя сборник игр для организации внеурочной деятельности у обучающихся 3 класса.
Цель: теоретически обосновать, разработать и провести пробацию сборника игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения у обучающихся 3 класса во внеурочной деятельности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) изучить основные особенности агрессивного поведения у обучающихся 3 класса;
2) обосновать структуру и содержание сборника игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения у обучающихся 3 класса во внеурочной деятельности;
3) проанализировать ресурсы и условия реализации проекта в МКОУ "Храмцовская ООШ" Слободо-Туринского района
4) осуществить пробацию с учетом педагогических условий реализации проекта;
5) дать оценку результативности проектной разработки.
В психологическом словаре М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович приводится следующее определение понятия агрессия: «Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт в виде отрицательных переживаний, напряжения, страха и подавленности» [3].
Агрессивное поведение младших школьников может быть вызвано массой причин. Это и болезнь нервной системы, и стремление к лидерству, и желание доставить боль. Своевременная коррекция поможет снизить уровень агрессивности у детей. 
Мы считаем, что только лишь целенаправленная работа по коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возрасте, организованная посредством игр, позволит достичь высоких результатов. Целесообразнее систематизировать игры в виде сборника, так как сборник - издание, содержащее ряд произведений одного или нескольких авторов, а также различные официальные, научные и информационные материалы.
Разработанный нами сборник состоит из следующих частей: титульный лист, аннотация, предисловие, основная часть, рекомендуемая литература.
Основная часть сборника включает в себя игры, которые классифицируются по следующим направлениям: игры на обучение работы с гневом ("Волшебные подушки", "Ласковые лапки", "Дракон"); игры на обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева ("Слушай команду", "Толкалки", "Зайчики"); игры на формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию ("Замри", "Прогулка с компасом", "Рубка дров"). Данная классификация основывается на подходах, разработанных Лютовой Е.К и Мониной Г.Б.
Список литературы
Абрамова Г.С. Практическая психология: учеб. для вузов. М. : Академический проект, 2003.
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы: психологический словарь-справочник. М.: Харвест, 2004.Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника. М.: 2000.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с изменениями от 18.05. 2015
Эльконин Д.Б. Детская психология: уч.пособие для студ.высш. учеб. завед. М.: Издательский центр «Академия», 2007.