Лингвистические игры на уроках русского языка


ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Я проводила игры-соревнования по подбору однокоренных слов с чередующимися «и» - «е» в корнях –пир-/-пер-/, -мир-/-мер-/, и др.; слов с полногласием и неполногласием: -оро-/-ра-/, -оло-/-ло-/; слов с приставками пре- и при-, раз- и рас-, роз- и рос-, из- и ис- и т.д. Если игра проводится письменно, целесообразно сочетать записи на доске с работой в тетради.
К «лингвистическому бою», строящемуся по схеме вопрос – ответ, учащиеся должны готовиться основательно. Учитель сам заранее дает список или предлагает ребятам самостоятельно составить вопросники, включая в них не только серьезные, но и занимательные, шуточные и даже провокационные задания.
Ход игры. Команды, пользуясь учительскими или самостоятельно составленными заданиями, поочередно задают их соперникам, за каждую ошибку засчитывается штрафное очко, и победитель определяется по их минимуму.
В каждой команде установлена строгая очередность ответов, игра приобретает характер эстафеты. В основе такого соревнования может быть таблица, в которой нужно заполнить пустые клетки или заменить имеющиеся в ней примеры самостоятельно найденным языковым материалом. Каждая команда, передавая как эстафетную палочку мел или любой другой условный предмет, стремиться выполнить задание.
Целесообразно использовать таблицы не только репродуктивного и проблемно-поискового типа. Например:
ОТКУДА ТВОЯ ФАМИЛИЯ?
Барабан ___ барабанщик --- Барабанщиков / ?--?-- Каретников булка --- булочник --- Булочников / ?--?-- Кожевников ? --- ? --- Ведерников / ?--?-- Кожемякин ? --- ? --- Воинов / ?--?-- Косарев ? --- ? --- Дворников / ?--?-- Пушкарев ? --- ? --- Дегтярев / ?--?-- Стрельцов
По этой таблице можно предложить задания: Назовите слова, от которых образованы перечисленные фамилии. Продолжите список распространенных фамилий, образованных от названий профессий. Попытайтесь разобраться в истории своей фамилии. Назовите русские фамилии, образованные от личных имен, от названий животных и т.д.
Всякое обучение, чтобы быть эффективным, должно носить аналитико-синтетический характер. Поэтому при планировании различных лингвистических «боев» необходимо привлекать не только упражнения с заданиями по морфемному словообразовательному анализу, но и по словообразовательному синтезу /задается производное слово и требуется определить его значение, либо предлагается значение, которое нужно выразить, пользуясь словообразовательными средствами, и т.д.
Следует иметь в виду, что здания первого типа /упражнения для словотолкования/ осложняются двумя факторами: составляющие слово морфемы могут быть многозначными и значение производного слова может содержать «приращенные» смыслы.
Объясните значение слов по одной из формул «женщина/кто?/» (учительница, портниха, полковничиха, городничиха, франтиха, поэтесса, профессорша, попадья, пловчиха) Можно предложить такие упражнения:
Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? Переправа, переводчик, перина, периодический.
Найдите в каждом ряду лишнее слово или выражение. Объясните свой выбор.
Поседела от старости, седая борода, посидел с удочкой, серебряная седина.
Снегопад, снежинка, подснежник, снегоуборочный.
Синева, синеть, синька, просинь.
Попробуйте по данным определениям догадаться, какие слова имели в виду А. С. Шишков и В. И. Даль.
Мокроступы – обувь для сырой погоды. Тихогром – музыкальный инструмент. Мироколица, или колоземица, - газообразная оболочка Земли. Себятник, или самотик, - человек, думающий только о себе, преследующий лишь собственные интересы.
Интересно проходят и ролевые игры, если учащиеся почувствуют себя «спортсменами», пришедшими на «тренировку» по русскому языку, «экспертами» станут ненадолго учителями.
Но, к сожалению, не всегда ролевые игры на уроке русского языка удаются..Очень важно, чтобы в ходе ролевых игр учащиеся привыкли задавать друг другу вопросы типа «почему», предлагать задания типа «докажите».