План работы наставника по адаптации педагогической деятельности

План работы наставника по адаптации педагогической деятельности.


Содержание мероприятия
Срок
Форма отчётности

1.
1.1
Подготовительная часть
Изучение должностной инструкции учителя музыки

сентябрь

совещание

1.2
Подготовка информационных материалов ( списки администрации, ФИО, телефоны, № кабинета
сентябрь
совещание

1.3
Составление плана работы по адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности
сентябрь


2
2.1
Общая часть
Вводное ориентационное собеседование
сентябрь


2.2
Ознакомление со школой и её сотрудниками
сентябрь


2.3
Ознакомление с учебным кабинетом
сентябрь


2.4
Собеседование с председателем методического объединения и администрацией школы
сентябрь


3
3.1
Индивидуальная часть
Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока, внеклассного мероприятия

октябрь


3.2
Совместная подготовка и отбор дидактического материала для уроков
октябрь


3.3
Посещение уроков, внеклассных мероприятий и их последующий подробный анализ
октябрь


3.4
Беседы с молодым специалистом по определённым разделам педагогики, научному содержанию предмета, частной методике преподавания
ноябрь


3.5
Обмен мнениями о новых изданиях по общепедагогическим вопросам и предметам.
ноябрь


3.6
Консультация по частным вопросам методики проведения внеклассного мероприятия
декабрь


3.7
Отчёт о проделанной работе на заседании МО
декабрь


3.8
Подготовка характеристики с оценкой работы молодого специалиста за весь период адаптации
декабрь




Учитель – наставник_____________________________________________-









Заключение по итогам адаптации к педагогической деятельности молодого специалиста.

____________________________________________________________________
( Ф.И.О. , должность)

Период адаптации с ________________по__________________________


Выполнены следующие виды работ:

посещено________________занятий,____________внекл. мероприятий;
проведено________тематич. консультаций,_____________бесед;
_________________________________________________________

Оценка прохождения первичной адаптации

Примерные критерии оценки
Комментарии, отзыв

Уровень соответствия профессиональной подготовки, квалификационным и должностным требованиям


Степень освоения основных технологических процессов, уровень знания нормативных документов


Освоение практических методов работы


Эффективность взаимодействия с руководителем, коллегами




Заключение:
Период адаптации прошёл успешно.
Требуется дополнительная профподготовка по следующим направлениям.

а)_________________________________________________________
б)____________________________________________________________
в)___________________________________________________________



Наставник __________________________________________________








План
профессионального становления молодого специалиста.
_________________________________________________________________
Ф.И.О.

Наставник_____________________________________________________
Ф.И.О.
МО учителей математики и информатики.

Раздел 1
Вхождение в должность


Планируемые мероприятия
Сроки исполнения
Форма отчётности
Отметка наставника
о выполнении


1
Изучение правил трудового распорядка, устава школы и должностных обязанностей
Сентябрь
Запись в рабочей тетради


2
Изучение правил ведения школьной документации
Сентябрь
Запись в рабочей тетради


3
Изучение принципов перспективного и текущего планирования учебно – воспитательного процесса в школе
Сентябрь
Запись в рабочей тетради


4
Изучение календарно – тематического планирования по предмету в закреплённых классах
Сентябрь
Запись в рабочей тетради


5
Изучение психолого – педагогической характеристики класса
Сентябрь
Запись в рабочей тетради


6
Выбор темы по самообразованию
Сентябрь
Запись в рабочей тетради



Раздел 2
Работа в должности


Планируемые мероприятия
Срок исполнения
Форма отчётности
Отметка наставника о выполнении

1 Учебная работа

1
Изучить следующие материалы:
Психология и педагогика. Под редакцией А.В. Барабанщикова М. Просвещение , 1989г, Трифонов В.В. Учебный процее и его методическое обеспечение М., Просвещение , 1993г
Февраль, ноябрь
Конспект


2
Участие в заседаниях педагогического совета
В течение учебного года
Конспект


3
Изучение современных информационных технологий и методов их использования в образовательном процессе
В течение учебного года
Доклад


4
Подготовка и проведение учебных занятий
В течение года
Планы мероприятий


5
Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по предмету в форме фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися
В течение уч. года
Планы мероприятий


6
Участие в организации и проведении
элективных курсов
В течение учебного года
План


7
Проведение индивидуальных занятий с учащимися
В течение учебного года
План


8
Участие в оформлении учебного кабинета
В течение года
Паспорт кабинета


9
Участие в организации общешкольных мероприятий по предмету
В течение года
План


10

Изучение порядка работы со школьной документацией, соблюдение правил единого орфографического режима
В течение учебного года
Запись в рабочей тетради



2 Методическая работа

1
Участие в заседаниях методического объединения
В течение учебного года
Конспект


2
Подготовка реферата по выбранной теме самообразования
Апрель
Доклад на МО


3
Изучение технических средств обучения и наглядных пособий
с последующим использованием их в учебной работе
В течение учебного года
Запись в рабочей тетради


4
Посещение уроков опытных учителей по своему предмету, участие в их анализе
В течение учебного года
Запись в рабочей тетради


5
Изучение педагогического опыта одного из высококвалифицированных учителей школы
В течение учебного года
Запись в рабочей тетради


6
Регулярное ознакомление со статьями, опубликованными в журналах» Математика в школе», « Информатика в школе», педагогической и методической литературой и участие в её обсуждении
В течение учебного года
Конспект в рабочей тетради


7
Участие в разработке учебно – дидактических материалов
В соответствии с планом МО
Доклад на заседании МО


3 Воспитательная работа

1
Изучение состава класса и индивидуальных особенностей учащихся




2
Составление психолого – педагогической характеристики класса




3
Проведение классных собраний




4
Проведение мероприятий, направленных на расширение культурного кругозора и укрепления здоровья учащихся




5
Работа с родителями





Учитель__________________________________________________"___"200_г
предмет подпись ФИО

Наставник__________________________________________________"___"200_г
предмет подпись ФИО

Выводы по результатам наставничества ( руководитель МО)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Председатель МО____________________________________________ "_______" 200_г
предмет подпись ФИО

« Утверждаю»
Директор МОУ СОШ п. Тарбагатай
Першикова Л.С.________________________

Положение о наставничестве
1 Общие положения.
1.1 Школьное наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной работы с впервые принятыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник –опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист – начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе вуза, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.
1.2 Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
1.3 Правовой основой института школьного наставничества являются настоящее Положение, другие нормативные акты Минобрнауки России, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений.
2. Цели и задачи наставничества.
2.1 Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также в формировании в школе кадрового ядра.
2.2 Основными задачами школьного наставничества являются:
- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в ОУ;
- ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
- адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива и првил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
3 Организационные основы наставничества
3.1 Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
3.2 Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы по учебно – воспитательной работе и председатели МО, в которых организуется наставничество.
3.3 Председатель МО подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делится жизненным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы, стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету.
Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.
Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях МО, согласовываются с заместителем директора по методической работе и утверждаются на заседании Методического совета.
Основанием для утверждения наставника является выписка из заседания МО , согласованная с заместителем директора по методической работе. Назначение наставника производится при обоюдном согласии приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.

Приказ о закреплении наставника издаётся не позднее 2-х недель с момента назначения молодого специалиста на определённую должность
Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения
- впервые принятыми учителями ( специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях по распределению;
- выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательное учреждение по распределению;
- выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
- учителями, переведёнными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;
- учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определённых классов ( по определённой тематике)
3.7 Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу подшефного или наставника;
- привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;
психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.8Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
3.9 Для мотивации деятельности наставнику устанавливается надбавка к заработной плате из надтарифного фонда учреждения в размере 5% от тарифной ставки учителя ( классного руководителя)
За успешную многолетнюю работу наставник отмечается директором ОУ по действующей системе поощрения.
По инициативе наставников они могут создавать орган общественного самоуправления – Совет наставников

4 Обязанности наставника
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
- разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношения к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
- знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
- вводить в должность ( знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю - предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
- проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
- разрабатывать совместно с молодым специалистом План профессионального становления; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения, контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
- оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
- вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю МО о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
- подводить итоги его труда;
- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5 Права наставника:
- с согласия заместителя директора по УВР подключать для обучения молодого сотрудника других сотрудников ОУ;
- требовать рабочие отчёты у молодого специалиста как в устной форме, так и в письменной форме.
6 Обязанности молодого специалиста.
6.1 Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на заседании МО с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом директора ОУ.
6.2 В период наставничества молодой специалист обязан:
- изучать Закон РФ « Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру , штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем МО.
7 Права молодого специалиста.
Молодой специалист имеет право:
- вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
- защищать профессиональную честь и достоинство;
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
- посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью;
- повышать квалификацию удобным для себя способом;
- защищать свои интересы самостоятельно или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики;
- требовать конфидициальности дисциплинарного ( служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
8 Руководство работой наставника.
8.1 Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора ОУ по учебно – воспитательной работе
8.2 Зам. директора по УВР обязан:
- представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закреплённым за ним наставником;
- посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
- организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
- изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;
- определить меры поощрения наставников.
8.3 Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут председатели методических объединений.
Председатель МО обязан :
- рассмотреть на заседании МО индивидуальный план работы наставника;
- провести инструктаж наставника и молодых специалистов;
- обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
- осуществлять систематический контроль работы наставника;
- заслушать и утвердить на заседании МО отчёты молодого специалиста и наставника и представить их заместителю директора ОУ по УВР.
9 Документы, регламентирующие наставничество.
9.1 К документам, регламентирующим деятельность наставника , относятся:
- настоящее Положение;
- приказ директора ОУ об организации наставничества;
- план работы педагогического, НМС, МО.
- протоколы заседаний педагогического совета, НМС, МО;
- методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству;
- переписка по вопросам деятельности наставников.о специалиста, его отношения к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечен








13PAGE 15


13PAGE 141015




15