Мастер-класс. Проектные задачи на уроках окружающего мира
МАСТЕР КЛАСС
Учителя начальных классов
МКОУ «Шербакульский лицей»
Новиковой Надежды Владимировны.
СЛАЙД 1
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу представить свой опыт работы по теме: «Формирование познавательной деятельности при решении проектных задач».
Если мы хотим видеть Россию среди ведущих стран мира, если мы хотим, чтобы наши дети были способны строить не только свою судьбу, но и судьбу России, надо искать и находить пути педагогического решения назревших проблем образования.
Достичь новых образовательных результатов
Решить современные педагогические задачи
Получить новые качества личности школьника, помогут проектная деятельность и система проектных задач.
В основу метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Проблема: низкая мотивация учебной деятельности. Причем, именно внутренняя мотивация, познавательная, наиболее благоприятная для развития личности ученика.
В начальной школе начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться.
Признаки познавательной активности младших школьников:
. Отношение к учению.
2. Качество знаний.
3. Характерные особенности учебной деятельности.
4. Отношение к внеучебной познавательной деятельности.
Эффективность развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира повышается, если основу обучения составляет проектная деятельность.
Проектная задача - система или набор заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта», в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Проектные задачи формируют у младших школьников умение:
- рефлексировать;
- ставить и удерживать цели;
- планировать деятельность;
- моделировать;
- проявлять инициативу;
- вступать в коммуникацию.
Защита проектных задач проводится в определенном порядке:
Выступление – презентация проектов.
Обсуждение.
Подведение итогов.
Сегодня на мастер - классе я постараюсь вам показать, как мы с учащимися 2 класса на уроке окружающего мира закончив курс обучения выполняли проектную задачу на экологическую тему «Земля – наша планета».
И так. Мы начинаем.
Выступление – презентация.
Все мы - жители одного большого дома под названием планета Земля. Наша с вами обязанность беречь и охранять леса, обитающих в них животных, птиц. Леса являются «лёгкими» планеты, так как помогают очищать воздух, вырабатывать кислород. Посмотрите вокруг: какой прекрасный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного - бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхаются от мусора лес, исчезают редкие виды животных и растений. Это глобальная проблема.
- Хотите ли вы спасти свою планету?
- А вы хотите, чтобы жизнь продолжалась?
Обсуждение.
Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Земля наш общий дом, и её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука - экология.
В переводе с греческого языка слово «экология» означает «учение о доме». Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека. Послушайте стихотворение «Земля – наш общий дом»
СЛАЙД 4
Мы речь ведем о том, Что вся Земля – наш дом – Наш добрый дом, просторный дом – Мы все с рожденья в нем живем. Еще о том ведем мы речь, Что мы наш дом должны беречь. Давай докажем, что не зря На нас надеется Земля.
Для защиты должны быть расписаны роли участников проекта:
На каждом столе – табличка с названием группы. ( Астрономы, историки, географы, экологи)
- Перед вами сегодня стоит важный вопрос. Каждый должен рассказать, что такое окружающий мир с вашей точки зрения, астрономы, географы, историки и экологи.
Послушайте стихотворение.
«В защиту природы»
Дымят в городе заводы,Атмосферу засоряя,Отравляют жизнь природы,Стоки в воду, направляя.Прогуляться в лес меж делом?Он же мусором завален,В нём не видно даже белок,Вороньё среди подпален.По отдельности мы каждыйГрудью встанем за природу,А дойдёт до дела скажем:«Не сорил нигде я сроду».Неужели не понятно,Что мы сами дом свой губим.Вон, на Волге грязи пятнаИ в лесу деревья рубим.Сохраним потомкам город,Чистый воздух, реку, лес.Уникальную природуНе погубит наш прогресс!
Возникает проблема:
-У писателя Антуана де Сент-Экзюпери есть произведение «Маленький принц». Там есть такие слова: «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Как вы понимаете такие слова?
Очень часто человек не задумывается о том, какой вред может нанести природе его деятельность. А ведь мы уже сейчас должны думать о том, что останется нашим потомкам. Смогут ли они любоваться лесами, полями, слушать пение птиц.
II этап «Практическая работа. Приведём планету в порядок»
Астрономы собирают физическую карту мира.
Материалы: лист ватмана, клей, фломастеры, ножницы, изображения материков.
- Узнайте материки, найдите их место, подпишите названия.
Расскажите о значении воды и суши на Земле.
Географы : На карте мира расселяют живых обитателей Земли.
Материалы: два круга из ватмана, клей, ножницы, картинки животных и птиц.
- Узнайте и расположите животный мир по Земле.
Расскажите о значении животного мира на судьбе планеты.
Историки: из предложенных заготовок собирают макет Птицы Счастья.
- Объясните, как связана птица Счастья с жизнью планеты.
Экологи: Создают цветущую планету.
Материалы: воздушный шарик, клей, фломастеры, ножницы.
- Украсьте нашу планету Земля цветами.
- Расскажите, что нужно сделать людям для процветания экологического благополучия планеты.
Группы работают одновременно.
После окончания работы группы рассказывают, какую работу они выполнили.
В конце каждого этапа работы проходит обсуждение над данным вопросом проекта, создаётся оценочный лист, в который независимое жюри выставляет баллы за соответствие темы проекта, оригинальность и творческий подход, дизайн и качественную подготовку вопросов к викторине.
Активизация учебного процесса помогает учащимся реализовать в той или иной мере свой скрытый интеллект и творческий потенциал.
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Мы живем на планете Земля, это есть наш общий дом. И сегодня мы будем учиться любить и беречь его - дом, в котором мы живем. У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле.
Природа в нашей жизни Большую роль играет.Если беречь природу,Жизнь красивее станет.
На наш мастер-класс подошел к концу Спасибо за активное участие.
13PAGE 15
13PAGE 14515
Как защитить нашу планету?