Рабочая программа элективного курса в 9 классе ПОДГОТОВКА К ОГЭ 2015 г.docx


Рабочая программа курса
дополнительного образования
по русскому языку
«ОГЭ: курс подготовки к экзамену
в новой форме»
9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
Примерной Программы ООО по русскому языку
Федерального перечня учебников по подготовке к экзамену «Русский язык»
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для обучающихся 9 классов и рассчитан на 20часов (по субботам с 13.30 до 14.15ч).Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ОГЭ) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цели и задачи курса
Цель изучения курса:
формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программыосновного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;
обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
Задачи курса:
формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
• использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
• анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
• анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
• анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
• тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
• создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
• редактирование собственного текста;
• применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
• соблюдение в практике письма основных норм языка;
• использование в практике основных приёмов информационной переработке устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Общая характеристика
Данная программа обеспечивает языковое развитие обучающихся, помогает им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Ярко выражена речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи.
Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь обучающимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:
1) признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца);2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.Уточнены и приведены в систему умения связной речи. Они отработаны и сгруппированы с учётом характера учебной ревой деятельности. Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания.
Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.) Предусматривается систематическая работа над орфоэпически грамотной речью.
Помимо указанных особенностей курса, следует отметить следующие:
1.Структура курса формировалась с учётом закономерностей усвоения русского языка 9 класс имеет морфолого-орфографическую направленность, хотя и включает в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование.
2.Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребёнка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).
В связи с усилением внимания к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как «словообразовательная модель», «словообразовательная цепочка», «исходная часть слова».
3. Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у обучающихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
4. Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развитии.
Содержание курса
Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать:
основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел;
вычленять главное в информации;
сокращать текст различными способами;
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Обучающиеся должны знать:
виды морфем;
морфемный и словообразовательный анализы слова.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Обучающиеся должны знать:
систему частей речи в русском языке.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать:
правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь:
подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
Описание места учебного курса в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
Требования к уровню подготовки обучающихся• Знать трудные случаи правописания
• Понимать их роль в общекультурном развитии человека
• Объяснять языковое явление
• Уметь применять знания при тестировании
• Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
• Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
• Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
• Определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
• Работать над расширением словарного запаса;
• Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
• Работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
• Четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
• Выполнять различные типы тестовых заданий;
• Самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
• Четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
• Хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
• Правильно отмечать в бланке вариант ответа;
• Вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
• Сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
• Определять синтаксические конструкции.
Планируемые результаты
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Эффективность программы
Работа по данной программе позволяет ученику проверить свои знания, потренироваться в выполнении различных видов заданий, повторить и систематизировать важнейшие сведения по основным разделам курса русского языка.
Предполагаемый результат
Качественная подготовка обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 9-х классах в новой форме.
Календарно-тематическое планирование

Дата
Тема занятия
Форма
занятий
Виды
Деят-тиПрим
1 30/01 Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.
Мини-лекция, практикум
Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.
50 вариантов Демоверсия 2015
2 6/02 Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.
Мини-лекция, практикум
Работа в группах, анализ сочинений Критерии оценивани Часть 1
3 13/02 Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
Мини-лекция, практикум
Работа с текстом, создание текста.
Презентация
Тексты изложений
4 20/02 Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ Мини-лекция, практикум
Работа с текстом, создание текста.
Тексты изложения
5 26/02 Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.
Мини-лекция, практикум
Работа с текстом, создание текста.
Тексты изложения
6 27/02 Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ Мини-лекция, практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
Тексты изложения
7
5/03
Задание С1. Выбор приемов сжатия.
Практикум, изложение Создание текста, оценивание Тексты изложения
8 12/03 Задание С2.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.
Практикум, изложение Создание текста, оценивание 50 вариантов заданий
9 19/03 Задание С2.1. Учимся формулировать тезис.
Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
50 вариантов заданий
10 26/03 Задание С2.1. Учимся аргументировать.
Мини-лекция, практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
50 вариантов заданий
11 2/04 Задание С2.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.
Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
50 вариантов заданий
12 9/04 Задание С2.2. Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.
Мини-лекция, практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
50 вариантов заданий
13 15/04 Задание С2.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.
Практикум
Самостоятельная работа
50 вариантов заданий
14 16/04 Задание С2.2. Учимся аргументировать.
Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
50 вариантов заданий
15 23/04 Задание С2.2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.
Практикум
Самостоятельная работа
50 вариантов заданий
16 30/04 Задание А1. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
Часть 2
17 7/05 Задание А2. Анализ текста. лексическое значение слова.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
Часть 2
18 14/05 Задание А3. Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
Часть 2
19 21/05 Задание А4. Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
Часть 2
20 28/05 Задание А5. Правописание корней. Правописание словарных слов.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
Часть 2


21
Задание А6. Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
Практикум АС. 68
22
Задание А7. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-). Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
Практикум АС. 74
23
Задание В1. Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
Практикум ВС. 5
24
Задание В2. Словосочетание.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
Практикум ВС. 10
25
Задание В3. Предложение. грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
Практикум ВС. 16
26
Задание В4. Осложнённое простое предложение.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
Практикум ВС. 21
27
Задание В5. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
Практикум ВС. 44
28
Задание В6. Синтаксический анализ сложного предложения.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
Практикум ВС. 52
29
Задание В7 Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
Практикум ВС. 59
30
Задание В8. Синтаксический анализ сложного предложения.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
Практикум ВС. 67
31
Задание В9. Сложные предложения с разными видами связи между частями.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
Практикум ВС. 79
32
Демоверсия 2016. Закрепление знаний на практике.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
ФИПИ
33
Закрепление знаний на практике.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков ФИПИ
34
Закрепление знаний на практике.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков ФИПИ