Русская литература в отечественном кинематографе


«Русская литература в отечественном кинематографе».
«Каждый настоящий писатель,
конечно же, психолог, он же режиссёр». 
Русская классическая литература подарила миру великолепные образцы поэтического и прозаического творчества. А лучшие произведения стали подлинными шедеврами и в кинематографии .Таковы «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Война и мир» А. Н. Толстого и т. д. Одной из главных тем для этих великих мастеров стала проблема самоопределения человека в жизни, роли его личности в обществе. Но разве эта тема волновала только великих прошлого? Конечно, она актуальна и в наши дни. Душевные искания современного человека талантливые художники всех видов искусства стараются отразить душевные поиски современного человека
Кинематограф  на протяжении всей своей карьеры утверждал единство поэзии и реальной жизни. Для него писатель являлся человеком, наделенным божественным даром. Творчество В. Шукшина как писателя, актера, драматурга не может оставить равнодушным ни одного человека. Каждый, кто писал и говорил о его произведениях, не мог без удивления и какого-то чувства растерянности не сказать о его почти невероятной разносторонности.
«Но чем же берут за душу и сердце произведения Шукшина?»
Ответ, как ни странно, прост: ведь Шукшин не только кинематографист, но и крестьянский сын, которому как никому были известны все тонкости сельской жизни, которую он умело отображал в своих работах.
Хочу обратить внимание на один из захватывающих фильмов 90х, который был снят по мотивам повести Василия Шукшина – «Калина Красная». В произведении рассказывается о глубоко переживающем человеке из темного воровского мира, шагнувшем в новое светлое. О воре Егоре, освободившемся из последней отсидки, к женщине Любе, которая писала ему письма весь срок. В то время был такой метод перевоспитания – заключенным, твердо ставшим на путь исправления, предоставляли адреса одиноких женщин. Егора тянет к «мирной» жизни, к березкам. Вероятно, именно эти стройные красавицы - все, что есть чистого и светлого в его жизни. Израненная жизненными перипетиями душа осталась чистой. Он не хочет возвращаться в прошлое. Автор показывает нам, что истинная доброта и нравственность не могут исчезнуть.
А Егор душой - с родной землей, но увы, бандитский мир, не оставляет его в покое и не дает дожить своей век спокойно и продолжают тянуть его на дно. Губошлеп сказал: «Что, я буду в тюрьме сидеть, а он землю пахать?». И бандиты приговорили Егора к смерти. «Чего его жалеть? Ведь человеком он никогда не был, а был мужиком». Сам того не подозревая, уголовник награждает убитого Егора высшим званием и почётом, именуя мужиком, землеробом того, в ком вся сила и правда земли. Шукшин и как психолог, и как писатель, и как режиссер заставляет поверить в эту силу.
Самый замысел истории о подобном герое вызывал сомнения у кинематографического начальства: не увлечется ли Шукшин экзотикой «малины». Но сам Шукшин определял так жанр фильма: «Картина будет поближе к драме». «Калина красная» и в самом деле решена в жанре драмы, причем не только психологической, но и социальной.
В произведениях Шукшина часто встречаются образы «своеобразных» людей из народа. Одним из таких людей и оказался Егор Прокудин, который из грязи и пустоты уголовной жизни попытался вырваться к свету. Героя играет сам Василий Шукшин. В намеренно долгом показе первых шагов Егора на свободу видно стремление и режиссера, и актера Шукшина выразить нечто большее, чем радость обретения свободы . Человек на экране словно бы рывком уходит прочь от собственного прошлого. Желание поспорить с судьбой , решительно изменить свою жизнь вызрело у него, по-видимому, еще в колонии.
«Заочницу» Любу Байкалову сыграла его жена Лидия Федосеева-Шукшина, причем с такой мерой психологической убедительности, будто все произошло с ними на самом деле.
Внутренне очищение Егора от скверны словно бы поддержано ясной красотой северной природы. Оператор Анатолий Заболоцкий талантливо воплотил эту задумку режиссера. Картину снимали под Белозерском, и на экране – раздолье, которым мог насытиться Егор. Тихая многооконная церквушка в разливе половодья; белые чайки на пашне возле трактора Егора, задумчивое озеро, бревенчатые избы, белые стволы берез. Все напоминает малую родину Шукшина – село Сростки на Алтае.
В. Шукшин знал и прекрасно понимал жизнь. Его знания складывались из личного опыта, наблюдений. Он принадлежит к разряду писателей ,талант которых, отмеренный природой ,позволяет заглянуть в будущее и в дальнейшем снять фильм, для того чтобы зритель смог еще раз пережить все тревожные моменты с его героями.
Считается, что фильм, снятый по произведению только дополнение к первоисточнику. Яркое, зрелищное, но всего лишь дополнение. Может быть, …но не в отношении фильмов В. А Шукшина, где он в трех ипостасях. Его решение взять на роль матери Егора крестьянку из местных стало гениальным психологическим ходом . Синхронно записали беседу со старушкой и включили в фильм. В результате впечатление усилилось пронзительной правдой документа.
Поразительно, что в условиях тотальных запретов все же вышла на экраны прекрасная картина с вековечной идеей Спасения.
Добро воспитывает и возвеличивает человека, злость и равнодушие унижают его. Литературные герои не умирают, а продолжают свою жизнь на экранах телевизоров на протяжении длительного времени.