Комплексный анализ текста (Подготовка к ОГЭ )


МБОУ Туголуковская СОШ Комплексный анализ текста(Подготовка к ГИА) Урок подготовилаучитель русского языка и литературы Хворостова Раиса Ивановна « Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». Н.В.Гоголь ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ ПЕСКОВ писатель, журналист, путешественник и ведущий телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1990 год. Свои книги он посвящает героическим судьбам людей, родной природе. Песков радуется всему окружающему: встрече с человеком, вечерней зорьке, птице в зелёном лесу. Никто и ничто не ускользнёт от внимательного взора художника, всё рождает в нём волну преданности, признательности и любви к простым людям, родному краю. Ключевыми понятия:ТекстТема текстаПроблема текстаСтиль текстаТип речи Бескорыстие.Когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.Отец взял меня в город. (3) Помню, мы зашли в книжный магазин. (4) Я там увидел книжку… (5) Я не выпускал её из рук и умоляюще глядел на отца. (6) Отец полистал, заглянул на угол задней обложки и сказал: «В другой раз купим». (7) Книжка была дорогой. (8) Но дома я целый вечер говорил только о ней. (9) И отец сказал: «Собирай пузырьки…» (10) За два дня я собрал и вымыл целую корзину мелкой посуды. (11) Отец занёс её в аптеку и вручил мне четыре с половиной рубля.(12) Сердце колотилось, пока мы с тёткой шли к магазину: «А вдруг продали?» (13) Нет, книжка лежала на прежнем месте. (14) И я стал её обладателем.(15) Когда мы сели в вагон дачного поезда, все сразу заметили, какое сокровище я везу. (16) То были «Басни Крылова»…(17) Поезд тронулся. (18) Побежал мимо окон сосновый и берёзовый лес. (19) Я загляделся и поставил книжку на подоконник. (20) Толчок после стоянки. (21) И – ужас! – книжки на подоконнике не было. (22) Она исчезла между двойной обшивкой вагона. (23) Ещё не понимая серьёзности положения, я испуганно глядел на тётку, на соседа-лётчика, попытался просунуть руку. (24) Через минуту уже весь вагон участвовал в спасательных работах… (25) Поезд бежал, и вот уже скоро будет наша станция…(26) Лётчик обнял меня за плечи.(27) – Ничего. (28) Поезд ещё долго будет идти. (29) Мы достанем и пришлём обязательно…(30) На другой день, вернувшись с работы, отец, не раздеваясь, прошёл к моей постели на сундуке.(31) – Не спишь? (32) Ну вот держи…(33) – Достал? (34) – Достал, достал… - отец засмеялся и пошёл к умывальнику.(35) В руках у меня была та самая книжка. (36) Я засыпал, не выпуская её из рук…(37) А дней через десять к нам зашёл почтальон. (38) Мать удивилась, принимая большой пакет. (39) Развернули. (40) Книжка! (41) И листок: «Я же говорил, что мы достанем её…»(42) А через день – опять почтальон, и опять пакет. (43) Потом ещё один. (44) Ещё… (45) Семь одинаковых книжек!(46) С той осени прошло более тридцати лет. (47) Книжки в войну потерялись. (48) Но осталось самое главное – хорошая память о людях. (49) Осталась подтверждённая жизнью уверенность: хороших людей больше, чем плохих. (50) И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего. (51) Я знаю человека, который двадцать лет, с первого года войны, прос..дел на чердаке и почти пот..рял человеческий облик. (52) На этот шаг его, (не)опытного и трусливого, толкнула корысть: пусть ум..рают другие, а я хочу жить. (53) И все мы знаем ровесника этого дезертира – Александра Матросова. (54) Во имя других жизней человек отдал самое дорогое. (55) Если говорить о высоких примерах бескорыстия, то это самый высокий пример.(56) Наша победа в минувшей войне добыта не только оружием, но и силой нравственности, бескорыстным служением Родине.(57) Вспомним узбекские семьи, приютившие сотни сирот. (58) Вспомним дорогу через Ладогу в Ленинград. (59) Погибая под бомбами, проваливаясь под лёд, шофёры везли хлеб измождённому блокадой, голодному Ленинграду. (60) Колонны танков были построены на средства уральцев, сибиряков, горьковчан, воронежцев. (61) Последний рубль, варежки со своих рук, хлеб, кровь, сон, здоровье – всё отдано было на общее дело…(62) Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград. (По В. Пескову) Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.Толковые словари Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе. Бескорыстие – это когда человек делает доброе дело незаметно, не ради признания и наград РАБОТА С ТЕКСТОМ 1). Какое утверждение не соответствует содержанию текста?а) Хороших людей больше, чем плохих;б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего;в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград;г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия. Найдите в тексте предложение, подтверждающее ваш выбор. 2) Среди предложений 51 -55 найдите сложноподчинённое предложение. Запишите это предложение, составьте схему, определите тип придаточных. 3) Среди предложений 31 – 37 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Чем выражено обособленное обстоятельство? 4) Выпишите из предложений 51 – 53 слова с пропущенными буквами; объясните правописание. Какие орфографические правила вспомнили, вставляя пропущенные буквы? Я знаю человека, который двадцать лет, с первого года войны, прос...дел на чердаке и почти пот..рял человеческий облик. На этот шаг его, (не)опытного и трусливого, толкнула корысть: пусть ум..рают другие, а я хочу жить. И все мы знаем ровесника этого дезертира – Александра Матросова. Назовите среди предложений 17 -23 односоставное предложение с главным членом - подлежащим - Назовите грамматическую основу из 56 предложения.- Чем выражено подлежащее и сказуемое?.- Объясните пунктуацию этого предложения.- Объясните пунктуацию 23 предложения. 5). Укажите ошибочное суждение:а) В слове ЖИТЬ первый звук твёрдый; б) В слове ДВАДЦАТЬ мягкость согласного [ т ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).в) В слове ПРОСИДЕЛ гласная И является проверяемой.г) В слове ДРУГИЕ букв столько же, сколько звуков. 6) Поработаем по вариантам:1-в. Из предложений 22 – 41 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.2-в. Из предложений 46 – 50 выпишите слово, в котором правописание –НН- и –Н- определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое слово, пишется –НН» 1-в. Укажите способ связи в словосочетании память о людях(предложение 48)(управление), замените его синонимичным словосочетанием со связью согласования. 2-в. Укажите способ связи в словосочетании человеческий облик (предложение51), (согласование), замените его синонимичным словосочетанием со связью управления.