Раздельное и дефисное написание частиц

Урок по изучению раздела «Морфология»,
Русский язык. 7 класс.



Урок-практикум.
Тема урока: «Раздельное и дефисное написание частиц».






Цели урока: проверить теоретические сведения по теме, закрепить навыки раздельного и дефисного написания частиц, закрепить навыки отличия в написании частиц с разными частями речи и омонимичных частей речи, умение употреблять частицы в речи.
Наглядность и дидактические материалы:
Сигнальные карточки.
Заметки из местных газет.
Опорная таблица «Модальные частицы».
Опорная запись словарных слов по теме: Запомни!».
«Лист учёта знаний по теме».
Опорная таблица «раздельно – через дефис».

Ход урока
Вступительное слово учителя. Сообщение темы, постановка целей и задач, привлечение помощи ассистентов. Обращается внимание на «лист учёта знаний».

Фронтальный и индивидуальный опрос.
Выполнение индивидуальных заданий по карточкам.
Проверка домашнего задания.
а) словарная диктовка, проводимая учеником (повторение неопределённых местоимений, наречий, союзов, частиц, их раздельное и дефисное написание).
б) Выборочная проверка нескольких работ учащихся. Оценки выставляются на лист учёта.
Вопросы к учащимся:
а) Рассказать о значении и написании частиц –то- и –ка-.
б) Чем отличается частица –то- от суффикса –то-?
Справка: частица –то- относится к существительному, глаголу, наречию, прилагательному и вносит оттенок усиления. Суффикс –то- является частью слова в неопределённых местоимениях и наречиях.
Выполнение дифференцированных заданий.
Задания записаны на доске до урока. К доске вызывается 1 ученик от каждой группы.
I вариант
II вариант
III вариант

Составьте задание «Найти лишнее» по теме урока.
Найти лишнее:
Угадай-ка загадку.
Прочитал-то неплохо.
Когда-то жил.
Кашу – то съел?
Раскрыть скобки:
Подай(ка) тетрадь.
Воды(то) принёс?
Что(же)это такое?
Я то(же) прочитал эту книгу.

Учитель: кто желает, может выполнить задание другого варианта.
Работа с сигнальными карточками «Слитно или раздельно?» (на материале предложений). На доске ассистенты ведут счёт. Сигнальные карточки выполнены на картонной цветной бумаге, размером 5смх8см, синяя – слитно, красная - раздельно.
Учитель: давайте немного поиграем. Играем до 10 (по рядам 1, 2, 3).
Где же это видано?
Мы тоже пойдём в поход.
Чтобы много знать.
Что бы это значило?
И всё же ты неправильно поступил.
Мы ходим в школу, чтобы получать знания.
Много ли у вас работы?
Ты всё также прекрасна.
Далеко ли ещё до места?
Везде одно и то же.
Учитель: подведём итоги игры (выставляются оценки).
Комментируемое письмо. Ученики должны назвать произведение, откуда взято данное предложение. Один ученик работает у доски.
За что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха? (Крылов «Кукушка и петух»)
Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром французу отдана? (Лермонтов «Бородино»)
И царицу в тот же час в бочку с сыном посадили. (Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Подведение итогов по «Листу учета знаний».
Прошу сдать тетради.

Домашнее задание (дифференцированное).
I вариант – составить диалог или написать сочинение миниатюру по теме: «На уроке русского языка»
II вариант - подготовить литературную викторину по произведениям художественной литературы, изученным в 7 классе (по теме: «Частицы»)
III вариант – упражнение 340, повторить §72.