Конспект урока Раздельное и дефисное написание частиц (7 класс)


14.04.15. Урок русского языка в 7А классе по теме
"Раздельное и дефисное написание частиц"
Учебно-методический комплект: учебник "Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2008, М.
Цели урока:
Обучающие: познакомить с написанием частиц, закрепить у учащихся понимание необходимости усвоения данной темы.
Развивающие: развивать речь за счет обогащения словарного запаса, смыслового построения текста, через воображение, фантазию, логическое мышление
Воспитывающие: способствовать нравственному воспитанию, учить видеть прекрасное в обычных предметах, выражать свои чувства
Задачи
- развитие навыков самоконтроля, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике;
- развитие умения анализировать собственный уровень знаний, создание мотивации в учебе путем постановки учебной задачи и поиска способов ее решения.
Оборудование: раздаточный материал для каждого ученика
Ход урока
Организационный момент (настрой на работу).
Здравствуйте, ребята! Вы чувствуете, какой сегодня хороший день?! За окном – весна: вы слышите, как оживленно щебечут птицы, вы чувствуете, как нежно пахнет зелень, вы видите, как бушует за окном весна?! Закройте на мгновение глаза и… представьте: вы в лесу. Вы идете по лесной дороге, и вдруг... дорогу перегородил большой камень: не пройдешь и не проедешь!
- Знаете, как он называется? – Камень преткновения.
- А почему он так называется кто-нибудь знает?
Камень преткновения (лат. petra scandali) — крылатое выражение, обозначающее препятствие на пути к достижению какой-то цели или решению какой-либо задачи.
На уроке по пути к нашей цели – новым знаниям – мы встретим много таких камней, но я уверена, что вы всё сможете их преодолеть!
Создание образовательной напряженности (подготовка к восприятию нового материала и систематизации имеющихся знаний на основе сведений, полученных ранее в 5–7 классах).
Каждый ученик получает карточку со словами, которые нужно сгруппировать по частям речи и вписать в таблицу, тем самым решив орфографическую задачу, связанную с темой урока. (Тема урока пока не сообщается). На выполнение задания дается 3 минуты.
(1 ученик выполняет данное задание на доске.)
Карточка № 1.
- Распределите слова по группам, впишите их в таблицу, раскрыв скобки:
(из)за, (чудо)машина, (мало)помалу, кто(либо), (в)течение часа, (юго)западный, (не) у кого, вовсе (не)веселый; (не) друг, а враг; отнюдь (не) весело.
Раздельно Части речи Через дефис
  Имя существительное   Имя прилагательное  
  Наречие   Местоимение   Предлог   Частицы  
Взаимопроверка, диагностика
- Ребята, поменяйтесь листочками, на проверку дается 3 минуты. В ходе взаимопроверки каждый ученик видит ключ и с его помощью исправляет допущенные ошибки.
- Оцените уровень знаний по следующей шкале: 0 ошибок – “5”, 2 ошибки – “4”, 3– 5 ошибок – “3”, более 5 ошибок.…Поставьте оценку карандашом внизу листа. Верните лист автору.
Ребята, поднимите, пожалуйста, руки те, у кого “5”.., “4”.., “3”... (Диагностика)
- На основе примеров из задания сформулируйте правила, регламентирующие слитное, раздельное и дефисное написание слов и представьте классу. За каждый правильный ответ отвечающий прибавляет к своей первоначальной оценке 0,5 балла
- Что получилось? Поднимите руки те, у кого “5”.., “4”.., “3”... (Диагностика)
- Проверьте!
Раздельно Части речи Через дефис
 не друг, а враг Имя существительное чудо-машина
 вовсе не веселый Имя прилагательное  юго-западный
 отнюдь не весело Наречие  мало-помалу
не у кого Местоимение кто-либо
 В течение часа Предлог из-за
  Частицы  
Уточнение образовательного объекта.
- Какие графы остались незаполненными? Как вы думаете почему?
- Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока.
(Учащиеся предлагают, уточняют тему урока.)
Тема урока: “Раздельное и дефисное написание частиц”.
- А зачем нам нужно знать, где в тексте раздельное написание слов, где дефисное?
Не все ли равно, как писать? Как вы думаете? Ребята отвечают.
Работа с культурно-историческим материалом (подготовка к осознанному восприятию новых знаний).
А вы знаете, что однажды из-за неправильно разделенного на слова текста “родился” человек! И его звали…подпоручик Киже.
В свое время эта таинственная личность была прославлена в знаменитом историческом анекдоте эпохи правления Павла I. В чем загадочность подпоручика Киже? Она в том, что... его никогда не существовало в действительности.
На этот сюжет, достаточно известный во второй половине XIX века, Ю. Н. Тынянов в 1928 году написал повесть “Подпоручик Киже”, где описано “рождение” псевдогероя. Это мнимый герой, которого долгое время принимали за реально существовавшего человека из-за недоразумения, возникшего при переписке текста.
Работа с карточками № 2, № 3
Карточка № 2 Словарная работа.
АДЪЮТАНТ– (нем. Adjutant, слово происходит из латинского языка, где означало помощник) — ранее воинское звание, а в дальнейшем должность обер-офицера, который состоял при военачальнике или при штабе той или иной воинской части для исполнения служебных поручений или для выполнения штабной работы.
АНЕКДОТ – в переводе с греческого обозначает "неизданное" и у древних служило для обозначения произведений, не получивших огласки. Позднее под Анекдотом стали понимать неизвестные факты из какого-либо интересного периода истории или "сокровенные" подробности из жизни примечательного лица.
ПОДПОРУЧИК – офицерский чин в русской армии (c 1703 г.). В кавалерии ему соответствовал чин корнета, в казачьих войсках – хорунжего. В Войске Польском и некоторых других армиях первичное воинское звание младшего офицера.
Карточка № 3 
- Прочитайте текст и завершите последнее предложение.
Нужно было кончить перепиской приказа по полку ровно к шести часам, для того чтобы дежурный адъютант отвез его во дворец и там адъютант его величества, присоединив приказ к другим таким же, представил императору в девять. Опоздание было преступлением.
Полковой писарь встал раньше времени, но испортил приказ и теперь делал другой список. В первом списке сделал он две ошибки: поручика Синюхаева написал умершим, так как Синюхаев шел сразу же после умершего майора Соколова, и допустил нелепое написание – вместо “Подпоручики же Стивен, Рыбин и Азанчеев назначаются” написал: “Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин и Азанчеев назначаются”. Когда он написал слово “подпоручики”, вошел офицер, и он вытянулся перед ним, остановясь на к, а потом, сев снова за приказ, напутал и написал: “подпоручик Киже”. Вот так, в результате ошибочного разделения текста на слова (подпоручики же — подпоручик Киже) при переписке текста, и возник человек, которого никогда не было. Подписав этот приказ с ошибкой, Павел I дал герою жизнь, “описка стала подпоручиком, без лица, но с фамилией”.
Так началась биография преуспевающего подпоручика Киже, наполненная бурными событиями: он был строго наказан и сослан в Сибирь, а затем великодушно помилован государем; за короткий срок благополучно сделал военную карьеру, став капитаном, полковником и, наконец, генералом. Павел I даже выразил желание встретиться с этим легендарным человеком и очень огорчился, когда узнал о его “смерти”: “У меня умирают лучшие люди!”
Блистательно прожил свою сомнительную жизнь подпоручик Киже, дослужившийся до генерала! И “жизнь” эта — свидетельство того, что безобидная ошибка, даже обыкновенная описка может ….__________
- Ваши варианты завершения предложения.
Читаем…
Безобидная ошибка, даже обыкновенная описка может иметь самые неожиданные последствия. История знает множество подобных подпоручиков Киже. Очень часто причина их незаконного появления связана с неправильным чтением (а значит, и неверным пониманием) не разделенного на слова текста.
- А теперь давайте вернемся во времени на 9–10 веков назад:
Новгородская грамота на бересте,написанная в XII в., открыта во времяархеологических раскопок в г. Новгороде в 1951 гПисьмо “От Гостяты к Василию”. Лист из Изборника Святослава 1073 г.,созданного в Киеве. Эта книга являетя своеобразной энциклопедией  знаний того времени в разных областях жизни.
- В чем сходство этих текстов? – Слитное написание слов, отсутствие членения текста (Попробуйте прочитать!)
А вы знаете, что…
слитноеписьмогосподствоваловплотьдоизобретенияпечатногостанкаиучреждениявовторойполовине 16векапервойкрупнойтипографиивМоскве
- Сложно ли было читать? Почему?
Сравнивая старое и современное письмо, мы видим преимущество последнего.
Современное письмо – письмо смысловое, четко указывает на начало и конец слова.
Раздельное написание слов позволяет – точно передать смысловую сторону речи, – избежать непонимания и двусмысленности, – помогает быстро и осмысленно читать текст
Демонстрация образовательного продукта
Частицы
Раздельно пишутся: бы, ли (ль), же (ж)
Через дефис пишутся: -то, -либо, -нибудь, -таки, -ка -де, –с.
Запомните:
Бывает, бессильна и логика. Пугаться ж, постой, не спеши. То, либо, нибудь, кое, таки, ка Ты только с дефисом пиши!
- Посмотрите П. 65 на стр. 176 в учебнике.
- Попробуйте создать интеллект-карту, изученной темы, условными знаками (один ученик работает у доски)
Закрепление
- Впишите слова с частицами в карточку № 1
Все (таки), подумал(ли), все(же), пошел(бы), расскажите(ка), тот (же), ну(ка), он (де) сказал, слушаю (с).
После выполнения задания карточки № 1 сдаются, проводится анализ работы на следующем уроке.
(Дополнительный материал  А вы знаете, что…)
Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например: “Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала”. А кто не знает знаменитого “Уж небо осенью дышало...”?)Рефлексия
- Ребята, на следующем уроке мы продолжим изучение темы “Раздельное и дефисное написание частиц”. А сейчас ответьте на вопросы. - Что вы нового вы узнали на уроке? - Какие камни преткновения преодолели? - Что больше всего запомнилось?
Постановка домашнего задания
В зависимости от подготовленности класса (от времени, оставшегося до окончания урока) Притча зачитывается или не зачитывается на уроке, но обязательно каждый учащийся получает Карточку № 4
По карточке каждый учащийся выполняет разноуровневое домашнее задание.
Карточка № 4.
Каждый наш друг — это целый мир для нас, мир, который мог бы и не родиться и который родился только благодаря нашей встрече с этим человеком. Анаис Нин.
Притча.
Давным-давно в одном городе жили друзья.
В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощечину другому. Последний же, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину".
Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, начал тонуть и утонул бы, но его друг спас. Когда он пришел в себя, то написал на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".
Тот, который дал ему пощечину, а потом спас жизнь, спросил eго:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь-то ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это. Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.
Задание
Если бы ты был другим человеком, хотел бы ты быть своим другом? Почему?Используя частицы, составьте текст из 4-5 предложений.
Выделите прямоугольником все частицы в тексте.