Открытый урок по чтению и развитию речи на тему И.С.Тургенев «Осенний день в берёзовой роще» (отрывок из рассказа «Свидание»)


КСКОУ ОО «Болховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Открытый урок
по чтению и развитию речи
Тема: И.С.Тургенев «Осенний день в берёзовой роще» (отрывок из рассказа «Свидание»)
6 «Б» класс
Учитель: Клюзова Елена Алексеевна
2015 – 2016 уч. год
Цели:
1. познакомить детей с новым произведением, формировать навык правильного сознательного выразительного чтения целыми словами;
2. развивать зрительно – слуховое восприятие, воссоздающее воображение, вербальную память, умение анализировать и делать выводы, устную речь детей, расширять словарный запас детей;
3. корректировать внимание, зрительно - пространственное восприятие;
4. воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, любовь к чтению. любовь к природе родного края, положительную мотивацию к обучению.
Оборудование: осенние листья, портрет И.С. Тургенева; записи поговорок и примет осени; грамзапись (голос синицы); иллюстрация с изображением осенней березовой рощи; выставка книг писателя; презентация.
Ход урока.
I.Оргмомент.
Учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.
- Из глубокого колодца (руки «О») - Солнце медленно встает (руки над головой),
- Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх.)
- Луч его нам улыбнется ( руки параллельно вытянуты)
- Новый день она начнет (руки вниз широко).
У. С наступлением нового дня, ребята! Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.
У.Сели девочки. Повторим правила посадки. Проверьте, как вы сидите. Спина касается спинки стула, ноги опущены вниз или стоят ровно. Нам предстоит интересная работа.
На сегодняшнем уроке
Будем думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
1.Целеполагание: ребята, как вы понимаете «выразительно читать»?
Ответы детей (выделять голосом главные слова, выбрать правильный темп чтения, делать паузы).
У. Правильно. А почему надо уметь выразительно читать? Для чего вам это нужно? (Кто выразительно читает, тот представляет картину, написанную в произведении, учится видеть прекрасное вокруг себя. Кто умеет выразительно и красиво говорить - хороший, приятный собеседник, его приятно слушать.)
У. Я бы добавила, что выразительное чтение помогает заглянуть в удивительный мир книг. А что значит удивляться? Как сказать по-другому: восхищаться, радоваться, восторгаться.
2.Дыхательная гимнастика.
А)  Есть еще один рассказ,
    Замечательный, для вас.
    Вы вдохните – не дышите,
    Ветра в поле не будите,
    А тихонько выдыхайте,
Подул ветер – У_У_У!
Пожелтели, задрожали  листья – Ф_Ф_Ф!
Полетели на землю – П_П_П!
Б.) Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали.
Повторяем 3 раза.  
II. Проверка домашнего задания.
1. Соотнесение иллюстраций с текстом рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы» со стр. 23, 26, 28.
2. Выборочный пересказ «Найдите в рассказе примеры, которые говорят о доброте и отзывчивости людей»
III. Сообщение темы урока, постановка учебной цели.
1) Работа с загадкой.
Послушайте загадку  и скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке чтения?
Солнцу теплому не верьте -
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень)
- Назовите осенние приметы.
2) У. Сегодня на уроке мы отправимся на экскурсию в березовую рощу, посмотрим, как меняется роща с приходом осени. Поможет нам в этом отрывок из рассказа "Свидание", написанный Иваном Сергеевичем Тургеневым. (сл. 1)-Кто будет на занятии самым внимательным, тот узнает сегодня много нового и интересного.
IV.Работа по теме урока.
1) Вступительная слово учителя об авторе.
У. Иван Сергеевич Тургенев (сл. 2) родился 28 октября 1818 года. Как видите, тоже осенью. Детство его прошло в селе Спасском в нашей Орловской области. Маленький Ваня очень любил сад рядом со своим домом. Он любил слушать птичье пенье, с интересом слушал рассказы садовника, лесных сторожей о жизни зверей и птиц. С детства он полюбил природу.
Учитель показывает слайды с видами Спасского-Лутовинова.(сл. 3)
– Тургенев был страстным охотником, ездил по полям, степям, лугам, лесам. Там, бродя с ружьём, любознательный и проницательный охотник много видел и наблюдал. Из богатого запаса своих охотничьих встреч и наблюдений он отобрал самое интересное для своих рассказов. Серию таких рассказов он назвал "Записки охотника". В этот сборник вошли такие рассказы, как "Бежин луг", "Лес и степь", "Малиновая вода" и много-много других.
2) Работа с выставкой книг И.С.Тургенева
Учитель показывает книгу.
– Рассказ "Свидание", отрывок из которого мы прочитаем сегодня, тоже входит в "Записки охотника".
-Ребята, а приходилось ли вам бывать в осенние дни в березовой роще?
У. Какая она? Опишите ее.( Березы стоят все желтые, под ногами шуршит листва. Если нет дождя, то в роще тихо и спокойно. Под березами можно увидеть грибы подберезовики.)
Учитель показывает иллюстрацию с изображением осенней березовой рощи.(сл. 4)
У. А вот какой увидел Тургенев березовую рощу, мы с вами узнаем из рассказа "Осенний день в березовой роще", который является отрывком из рассказа "Свидание".Я прочитаю вам этот отрывок, а вы слушайте внимательно и подумайте, о каком периоде осени рассказывает писатель.
3) Чтение текста учителем (первичное восприятие текста)
Учитель зачитывает отрывок.
"Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая…
Я сидел, и глядел кругом, и слушал, листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком, она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбнулось…то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли … и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.
Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела, лишь кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая...
Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы."
4) Беседа по первичному восприятию.
- Какое настроение возникло у вас во время моего чтения?
– Итак, о каком же периоде осени рассказывается в этом отрывке? (Ранняя осень)
5) Словарная работа (сл. 5)
У. Какие трудные и непонятные слова встретились нам в тексте?( чтение слов хором по одному, выяснение их лексического значения)
Д.  Говор, трепет, шущуканье, лепетанье, болтовня.
Заволакивалось, дремотно ,лукаво, лазурь.
У. Кто из вас может объяснить значение этих слов?
6) Чтение текста детьми по цепочке. (сл. 6 – пустой))
У. Ребята, давайте внимательно рассмотрим всё, что окружало автора в роще. Для этого прочитаем теперь текст и найдём ответ на вопрос: с какого времени дня начинается описание рощи?
Дети читают отрывок по «цепочке».
7) Беседа по прочитанному.
– Итак, с какого же времени дня начинается описание? (С утра.)
У. Что происходило в роще утром? ( Перепадал мелкий дождик.)
У. Что, по-вашему, означает слово перепадал? ( Шел мелкий дождь. Перепадал – то шел, то прекращался.)
У. Когда дождь прекращался, что приходило ему на смену?( Теплое солнечное сияние.)
У. Как пишет об этом Тургенев, как он называет смену дождя солнечным сиянием?( "Была непостоянная погода".)
У. Прочитайте, каким было небо, когда перепадал дождь? ( "Небо... все заволакивалось рыхлыми белыми облаками...")
У. Как вы думаете, почему Тургенев использовал глагол заволакивалось, а не закрывалось? ( Потому что облака были рыхлыми.)
У. Как выглядело небо, когда светило солнце?( Тучи раздвигались, и показывалась лазурь ясная и ласковая, как прекрасный глаз).
У. Посмотрите, какие сравнения использует Тургенев при описании неба. (Небо в белых облаках. Лазурь ясная и ласковая. Сравнение: как прекрасный глаз.)
У. Подумайте, почему лазурь автор называет ясной и ласковой? (Ясная, потому что светит солнце. Ласковая, потому что тепло и хорошо.)
У. Что означает выражение "как прекрасный глаз"? ( Было приятно смотреть: красиво и тепло от "взгляда" лазури.)
У. Итак, какие две картины, описанные в рассказе Тургеневым, мы увидели в роще?
Первая картина: идет дождь. Вторая картина: дождь прекращается, и роща озаряется солнцем.
У. Как вы думаете, в целом погода хорошая или плохая? (Да, хорошая. Ведь даже когда идет дождь, небо не темное и пасмурное, а светлое, так как оно закрыто белыми облаками.)
У. Действительно, несмотря на дождь, в роще было прекрасно. Наверное, поэтому и не хотел ее покидать писатель.У.Чем же занимался Тургенев, находясь в роще? ( Он сидел и глядел кругом, слушал, как шумят листья.)
У. А почему листья шумели?
-Давайте послушаем шум осенней листвы (листики в вазе)
7.  Физминутка «Листики осенние».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим,
Дунул ветер — полетели,
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
8. Выборочное чтение текста о шуме листьев.
У. Прочитаем этот фрагмент текста и посмотрим, с чем сравнил шум листьев ранней осенью в роще Тургенев?
Дети зачитывают от слов "Я сидел и глядел..." до слов "...едва слышная, дремотная болтовня".
– С чем же сравнил шум листьев Иван Сергеевич? ( С едва слышной, дремотной болтовней.)
У. Как вы думаете, почему? ( Едва слышная – потому что ветра почти нет.– Дремотная болтовня – потому что листочки как бы дремали, то есть не спали, но уже и не бодрствовали.)
У. Как еще написал Тургенев об этом? (Листья чуть шумели.)
У. Всегда ли в роще листья шумит одинаково? ( Нет.)
У. Прочитайте эти предложения ещё раз и заполните таблицу "Шум листвы".
На экране (сл.7):
Время года Шум листвы
весной
летом
ранней осенью
поздней осенью Учащиеся выполняют задание на карточках.
– Давайте проверим, что у вас получилось.
На экране открывается заполненная таблица.
На экране (сл. 8):
Время года Шум листвы
весной
летом
ранней осенью
поздней осенью
весёлый смеющийся трепет
мягкое шушуканье, долгий говор
едва слышная, дремотная болтовня
робкое и холодное лепетанье
У. Как вы понимаете смысл каждого выражения?
У. В какой период жизни листья трепещут? (Когда листочки молоденькие, только появились на свет весной)
У. Когда слышен их говор? ( В полном расцвете летом.)
У. Когда листья издают едва слышную дремотную болтовню? ( Ранней осенью: едва слышная – потому что ветра почти нет.– Дремотная болтовня – потому что листочки как бы дремали, то есть не спали, но уже и не бодрствовали.)
У. Когда слышно лепетанье? ( Поздней осенью, когда листья умирают. Поздней осенью очень холодно, ветрено, иногда морозно, листьев на деревьях почти нет, поэтому они лепечут (невнятно говорят) "робко и холодно".)
У. Давайте проследим, как меняются действия листвы в роще. (сл. 9)
Трепет --> шушуканье --> говор --> болтовня --> лепетанье.
У. В какой период жизни листья трепещут? (Когда листочки молоденькие, только появились на свет.)
У. Когда слышен их говор, шушуканье? ( В полном расцвете.)
У. Когда слышна болтовня? (В процессе увядания.)
У. Когда слышно лепетанье? ( Когда листья умирают.)
У. Видите, как все эти процессы от рождения листьев до их смерти смог описать Тургенев. А что же все-таки объединяет эти слова: говор, шушуканье, болтовня, лепетанье? ( Их общее значение – разговор.)
У. Что обозначают эти слова у Тургенева в тексте? ( Обозначают одно и то же – шум листвы.)
У. Тургенев был настоящим охотником и знатоком природы.  По одному шуму листьев он мог узнать, какое стояло время года.  Видите, не по цвету листьев, а только по шуму. Не каждый из нас сможет сделать это.
9. Беседа по содержанию с опорой на выборочное чтение текста. (сл.10)
А) Выборочное чтение отрывка о роще и дожде.
У. Продолжим нашу экскурсию в берёзовую рощу по отрывку из рассказа И.С.Тургенева.
У. Что пишет о ветре Тургенев? Найдите прочитайте. (Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам.)
У. Итак, ветер был слабый.Внутренность рощи тоже беспрестанно изменялась. Посмотрим, какие картины изображает Иван Сергеевич. Что происходит с рощей, когда светит солнце? Для этого прочитайте текст от слов «Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно менялась…» до слов «Ни одной птицы…»
У. Что происходит с рощей, когда светит солнце? (Она озаряется, даже улыбается.)
Дети зачитывают фрагмент текста.
– Вот как выглядит роща во время солнечного сияния. Вам нравится? ( Да.)
У. Но вдруг опять дождь. Что тогда меняется в роще?( Яркие краски гаснут, березы уже стоят без блеска, белые, как снег.)
У. Как пишет о дожде писатель?("...Украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь".)
У. Почему Тургенев использует при описании дождя слово «мельчайший»?
У. Что значит это прилагательное?( Очень-очень мелкий, почти незаметный.)
У. Какие ещё слова использует автор для описания дождя?( Украдкой, лукаво шептал.)
У. С кем сравнивает дождь писатель с живым существом или неживым? (С человеком.)
У. Очень часто природа у Тургенева "оживает", то есть описывается как живое существо.
У. Как описывает листву Тургенев? (Почти еще зеленая, но уже побледнела, кое-где красная или золотая. Когда светило солнце, ярко вспыхивала.)
У. Итак, какие картины мы увидел глазами Тургенева в берёзовой роще?
Д. Небо, закрытое облаками; небесная лазурь. Пестрая листва. Стволы берез: белые, как только что выпавший снег. Сверкающий дождь.
10. Физкультминутка – релаксация под музыку «Времена года. Осень» Вивальди. (сл. 10)
У тучек сегодня плохие причёски
(круговые движения руками над головой)
Тучки рыдают и капают слёзки:
(наклоны головы вправо – влево)
А – а – а! А – а- а!
Плачут берёзки,
(руки поднять вверх, плавные движения вправо – влево)
С листиков капают, капают слёзки:
(опускание рук, встряхивание кистями)
А – а – а! А – а - !
Грустно на свете.
(повороты туловища влево – вправо)
Печально на свете.
Плачут деревья, и тучки и ветер.
(руки поднять вверх и расслабленно опустить вниз со встряхивающими движениями кистей)
А – а – а! А – а – а!
11.Выборочное чтение текста о голоске синицы (последнее предложение)
У. Расскажите, а какие звуки, кроме шума листвы, услышал Тургенев в роще?
Д. Голос птицы.
У. Зачитайте последнее предложение.
У. Голос какой птицы услышал автор? Почему только голос синички звучал в берёзовой роще? (Остальные птицы улетели или притаились из-за дождя)
У. Как вы думаете, случайно ли в тексте использованы слова с ласковым значением – колокольчиком, голосок?
Д. Нет. Автор хотел передать нежное и трепетное отношение к природе.
12. Прослушивание записи голоса синички. (сл. 11)
У. Давайте представим себе, что мы находимся в берёзовой роще и слышим голосок синички.( Прослушивание голоса синички.)
У. Какие чувства вызывают у вас эти звуки? А у автора? Почему вы так думаете?
У.  Мы с вами уже сказали, что природа у Тургенева описывается как живое существо. Таким образом, Тургенев, используя различные изобразительно-выразительные средства, смог так мастерски передать красоту и силу осенней природы.
13. Работа над особенностями текста-описания.
У. О чем говорилось в отрывке «Осенний день в берёзовой роще»? Какова его тема? ( Об описании изменчивого осеннего дня в березовой роще.)
У. Выделите главную мысль рассказа.( Главная мысль – погода осенью непостоянна, может меняться даже в течение дня.)
У. Все это описание помог нам увидеть автор. Тургенев всегда мастерски описывал природу в своих рассказах. Тургенев замечает тончайшие оттенки цвета, световые изменения. Как вы думаете, а почему это удавалось писателю? ( Он мог часами наблюдать за природой. Он "сидел и глядел вокруг, слушал". Если прийти в лес, рощу и просто поверхностно любоваться, то нельзя подметить все оттенки цвета, увидеть краски, заметить запахи.)
У. Действительно, только такому чуткому человеку была подвластна красота и тайна природы, ее душа, понять которую удается не каждому из нас.
V. Работа с поговорками, приметами.
У. Осень – любимое время года многих писателей, поэтов, художников, да и русского народа. И в таких видах устного народного творчества как поговорки , пословицы отображены осенние изменения в природе, приметы. Прочитайте поговорки.
У. Какие из представленных поговорок подходят к рассказу "Осенний день в березовой роще"? На экране (сл. 12)
1.Осень короткая – зима будет долгая.2.Осень – припасиха, а зима – подбериха.3.Осень – перемен восемь.
Учащиеся выбирают третью поговорку и объясняют ее связь с рассказом.
VI..Соотнесение репродукций картин с содержанием прочитанного отрывка.
- У. Родная природа вдохновляет и русских художников. Рассмотрите репродукции картин. Какая из них подходит к нашему произведению. (сл. 13) Почему? (№ 2) (сл. 14)
- Какими красками художник изобразил осень?
- Какая пора осени здесь изображена?
-Какие строки можно отнести к этой репродукции?
- Зачитайте строки, которые это подтверждают. (Дети зачитывают строки из текста)
VII. Обобщение. Итог урока.
У. Какое произведение мы читали сегодня на уроке?
У. Какие звуки и краски наблюдал Тургенев в роще?
Дети отвечают, опираясь на текст.
– Какие описания рощи особенно понравились вам, ребята? Зачитайте.
Выслушиваются ответы детей.
– О чем говорится в тексте-описании?
-Молодцы, ребята! Вы хорошо сегодня потрудились. (Выставление отметок за урок)
VIII. Домашнее задание:
1. читать отрывок И.С.Тургенева «Осенний день в берёзовой роще»;
2. пересказать близко к тексту. (сл. 15)