Повышение читательской грамотности, приемы работы с текстом


школа № 50 «Фортуна» Создание системы мониторинга уровня читательской компетентности на уроках по разным предметам  Н.Н.Петриченко Пермь. 12. 01.2015 Круглый стол1.Что запланировано?2.Что уже сделано?3.Что планируется?4.Что я могу показать и в какой форме:- мастер-класс, -урок, -обобщение опыта в другой форме, сборник КИМов и/или мониторинговых таблиц по моему предмету



Нормативно-правовая база-ФГОС .-Образовательные программы по предметам.-Рабочие программы.-Мониторинговые таблицы.-Контрольно-измерительные материалы с сайта ФИПИ.-Фонд оценочных средств учителя/школы-Проведение внешней экспертизы.-Результаты цикловой диагностики (таблицы, диаграммы) 





Уровни понимания прочитанного1.Просмотровое, ознакомительное чтение , сканирующее( с пониманием основного содержания)2. С выборочным пониманием /поисковое чтение ( с извлечением специфической/заданной информации)3 Изучающее чтение с полным пониманием, с интерпретацией, анализом, оценкой ЭкпертизаВнешняя . Общая ЕГЭ, ОГЭ и специфическая «Почитай-ка»Внутренняя (единая для предмета)Индивидуальная ( разработанная учителем)


Критериальная база1.Контролировать только то, чему учили.2.Четко представлять себе критерии оценивания уровня понимания.3.Критерии давать обучающимся готовые разрабатывать совместно? Задачи-Систематизация КИМов,( создание фонда оценочных средств) направленных на контроль разных видов чтения и разной степени глубины проникновения в содержание.-Формирование комплекта мониторинговых таблиц Проблемы, связанные с чтением иллюзия понятности,беглое чтение без постоянного мониторинга понимания усиливает эту иллюзию,просмотровое, сканирующее чтение как основной вид чтения в Интернете усиливает тенденцию к псевдо пониманию. ФГОС: Основные группы уменийОбщее понимание текста и ориентация в тексте -определение основной идеи текста, -поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), -формулирование прямых выводов и заключений). ФГОС : Основные группы умений.2 Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста -анализ, -интерпретация- обобщение информации, представленной в тексте, -формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений.
ФГОС : Основные группы умений3. Использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний. Читательская грамотностьОпора на текстОпора на внетекстовое знание3.осмыслить и оценить содержаниетекста формутекста 1.найти иизвлечь (информацию) 2.интегрировать и интерпретировать (сообщения текста) Ромашка «БЛУМА». Приемы работы с текстомПростые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, тоТакие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых. Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...? Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя? Где может пригодиться знание интегралов Разновидности антиципацииа) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу. б) Восстановление текста с пропущенными элементами.в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста. г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор? Виды тестовых заданий ЕГЭ, ОГЭ англ язык1.Сопоставление заголовков и текстов. 2.Восстановление структурно-смысловых связей.3.Множественный выбор.4.»Верно», «не верно», на основании текста нельзя выбрать ни положительного, ни отрицательного ответа, т.е в тексте этой инф-ции нет. Еще возможные тестовые заданияИнтерпретация в устной или письменной форме( от простого устного пересказа до изложения с элементами сочинения) публичной речи на тему , затронутую в тексте,) Преобразование знаковой информации в вербальную и наоборот( интерпретация графика, таблицы, диаграммы в форме развернутого ответа)