Рабочая программа по биологии для 7 класса ФГОС «Биология: Многообразие живых организмов: Бактерии, грибы, растения. Авторы Н.И. Сонин , В.Б. Захаров


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 7"
«Согласовано»
Руководитель МО
Волкова А.А.
Ф.И.О.
«02» сентября 2016года
«Утверждено»
Директор МКОУ «СОШ № 7»
Фаттахова Н.И.
Ф.И.О.
«05» сентября 2016 года
Приказ № -од
«Согласовано»
Руководитель МО
Остапенко С.П.
Ф.И.О.
«02» сентября 2016года
«Утверждено»
Директор МКОУ «СОШ № 7»
Фаттахова Н.И.
Ф.И.О.
«05» сентября 2016 года
Приказ № -од
«Согласовано»
Руководитель МО
Остапенко С.П.
Ф.И.О.
«02» сентября 2016года
«Утверждено»
Директор МКОУ «СОШ № 7»
Фаттахова Н.И.
Ф.И.О.
«05» сентября 2016 года
Приказ № -од
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
_БИОЛОГИЯ
(наименование учебного предмета (курса)7 «А,Б»
(класс)
2016-2017 учебный год
(период реализации программы)
Арнаутова Т. Н., высшая
Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу, категория
Составлена на основе примерной программы к УМК Н.И. Сонина "Биология.
5-9 классы ( линейный курс)". Авторы: Н.И. Сонин , В.Б. Захаров
2016
Пояснительная записка
Автор - В.Б.Захаров Рабочая программа по биологии для 7-х классов средней школы составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения 2012 года, Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Закона «Об образовании» от 29.12.2012 за № 273-ФЗ,, на основе Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения» автора В. Б. Захарова полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Учебно-методическое обеспечение
Учебник:
Н.И.Сонин, В.Б. Захаров, «Биология: Многообразие живых организмов: Бактерии, грибы, растения», 7 кл.: учебник - М.: Дрофа,2014 – 126 с.
Общая характеристика учебного предмета
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделено знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию. В основу данного курса положен системно-деятельный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Место предмета в базисном учебном плане:
Поурочное планирование разработано на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 7 классе выделено 70 часов.
Учебный план МКОУ СОШ № 7 на 2016-2017 учебный год определяет на изучение биологии в 7 классе 68 часов - 2 часа в неделю.
Цели и задачи учебного курса
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих
целей и задач:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностные результаты обучения
Соблюдение учащимися правил поведения в природе;
осознание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
осознание значения образования для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
привитие любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, развитие эстетических чувств от общения с растениями;
признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;
готовность учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на благо природы;
умение аргументировано и обоснованно отстаивать свою точку зрения;
критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;
понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объём и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия в наименовании вида;
— определять аспект классификации и проводить классификацию;
выстраивать причинно-следственные связи;
работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;
готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
пользоваться поисковыми системами Интернета.
выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
находить информацию о растениях в дополнительных источниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
объяснять необходимость ведения хозяйственной деятельности человека с учётом особенностей жизнедеятельности живых организмов;
под руководством учителя оформлять отчёт о проведённом наблюдении, включающий описание объектов наблюдения, его результаты и выводы;
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Учащиеся должны знать:
существующую программу курса;
учебники и другие компоненты учебно-методического комплекта;
иллюстративный и вспомогательный учебный материал (таблицы, схемы, муляжи, гербарии и т. д.);
осознавать целостность природы; взаимосвязанность и взаимозависимость происходящих в ней процессов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся будут знать:
— основные понятия и термины: «искусственный отбор», «борьба за существование», «естественный отбор»;
— основные уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный;— подразделение истории Земли на эры и периоды;
— искусственную систему живого мира; работы Аристотеля, Теофраста; систему природы К. Линнея;
— принципы построения естественной системы живой природы;
— основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток;
— строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;
— особенности организации шляпочного гриба;
— меры профилактики грибковых заболеваний;
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
определение понятия «фитоценоз»;
видовую и пространственную структуру растительного сообщества, ярусность;
роль растений в жизни планеты и человека;
необходимость сохранения растений в любом месте обитания.
Учащиеся научатся:
— в общих чертах описывать механизмы эволюционных преобразований;
— объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни;
— иметь представление о естественной системе органической природы;
— давать аргументированную критику ненаучных мнений о возникновении и развитии жизни на Земле;
строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
разнообразие и распространение бактерий и грибов;
роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
методы профилактики инфекционных заболеваний;
давать общую характеристику бактерий;
характеризовать формы бактериальных клеток;
отличать бактерии от других живых организмов;
—объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
— давать общую характеристику бактерий и грибов;
— объяснять строение грибов и лишайников;
— приводить примеры распространённости грибов
лишайников;
— характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;
— определять несъедобные шляпочные грибы;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
давать общую характеристику царства Растения;
— объяснять роль растений в биосфере;
— характеризовать основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые);— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
— характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;
— объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.
определять тип фитоценоза;
выявлять различия между естественными и искусственными фитоценозами;
обосновывать необходимость природоохранительных мероприятий.

1 Знание названий систематических таксонов не является обязательным для учащихся.
Учащиеся получат возможность научиться:
• проводить естественно-научные и социальные измерения;
• анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов;
• сформировать интеллектуальные, гражданские, коммуникационные, информационные компетенции;
• овладеть научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни;
• сформировать научное мировоззрение, освоить общенаучные методы (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование).
Содержание учебного предмета
Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс
(70 ч, 2 ч в неделю). Автор В. Б. Захаров.
Раздел 1. От клетки до биосферы (11 ч)
Тема 1.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ СИСТЕМ (3 ч)
Разнообразие форм живого на Земле. Понятие об уровнях организации жизни: клетки, ткани, органы, организмы. Виды, популяции и биогеоценозы. Общие представления о биосфере.
Демонстрация
Таблицы, иллюстрирующие особенности организации клеток, тканей и органов. Организмы различной сложности. Границы и структура биосферы.
Тема 1.2. Ч. ДАРВИН О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ (2 ч)
Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и изменчивости. Искусственный отбор, породы домашних животных и культурных растений. Понятие о борьбе за существование и естественном отборе.
Демонстрация
Породы животных и сорта растений. Близкородственные виды, приспособленные к различным условиям существования.
Тема 1.3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (4 ч)
Подразделение истории Земли на эры и периоды. Условия существования жизни на древней планете. Смена флоры и фауны на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм.
Демонстрация
Представители фауны и флоры различных эр и периодов.
Тема 1.4. СИСТЕМАТИКА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 ч)
Искусственная система живого мира; работы Аристотеля, Теофраста. Система природы К. Линнея. Основы естественной классификации живых организмов на основе и родства. Основные таксономические категории, приняты в современной систематике.
Демонстрация
Родословное древо растений и животных.
Лабораторные и практические работы
Определение систематического положения домашних животных.
Раздел 2. Царство Бактерии (4 ч)
Тема 2.1. ПОДЦАРСТВО НАСТОЯЩИЕ БАКТЕРИИ (2 ч)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий.
Демонстрация
Строение клеток различных прокариот.
Лабораторные и практические работы
Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий.
Тема 2.2. МНОГООБРАЗИЕ БАКТЕРИЙ (2 ч)
Многообразие форм бактерий. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот, их распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение. Профилактика инфекционных заболеваний.
Раздел 3. Царство Грибы (8 ч)
Тема 3.1. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГРИБОВ (4 ч)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов.
Демонстрация
Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.
Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора.
Тема 3.2. МНОГООБРАЗИЕ И ЭКОЛОГИЯ ГРИБОВ (2 ч)
Отделы Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы.1 Особенности жизнедеятельности и распространение грибов, их роль в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Болезнетворные грибы, меры профилактики микозов.
Демонстрация
Схемы, отражающие строение и жизнедеятельность различных групп грибов; муляжи плодовых тел шляпочных грибов, натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Тема 3.3. ГРУППА ЛИШАЙНИКИ (2 ч)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников. Особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.
Демонстрация
Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.
Раздел 4. Царство Растения (34 ч)
Тема 4.1. ГРУППА ОТДЕЛОВ ВОДОРОСЛИ;
СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ЭКОЛОГИЯ (6 ч)
Водоросли как древнейшая группа растений. Oбщая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водород Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация
Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего вида и строения водорослей.
Тема 4.2. ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ (2 ч)
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Демонстрация
Схема строения и жизненный цикл мхов. Различные представители мхов.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего вида и строения мхов.
Тема 4.3. СПОРОВЫЕ СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ: ПЛАУНОВИДНЫЕ, ХВОЩЕВИДНЫЕ, ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ (6 ч)
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.
Демонстрация
Схемы строения и жизненные циклы плауновидных и хвощевидных. Различные представители плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротников.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща.
Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников (на схемах).
Тема 4.4. СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ (8 ч)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация
Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.
Изучение строения хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов).
Тема 4.5. ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ (10 ч)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Представители различных семейств покрытосеменных растений.
Схема строения цветкового растения, строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение).
Лабораторные и практические работы
Изучение строения покрытосеменных растений*.
Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения*.
Тема 4.6. ЭВОЛЮЦИЯ РАСТЕНИЙ (2 ч)
Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде обитания. Выход растений на сушу и формирование проводящей сосудистой си« темы. Основные этапы развития растений на суше.
Демонстрация
Изображение ископаемых растений, схемы, отображающие особенности их организации.
Лабораторные и практические работы
Построение родословного древа царства Растения.
Раздел 5. Растения и окружающая среда (8 ч)
Тема 5.1. РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА. МНОГООБРАЗИЕ ФИТ0ЦЕН030В (4 ч)
Растительные сообщества — фитоценозы. Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность. Роль отдельных растительных форм в сообществе.
Демонстрация
Плакаты и видеоролики, иллюстрирующие разнообразие
фитоценозов.
Лабораторные и практические работы
Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе.
Тема 5.2. РАСТЕНИЯ И ЧЕЛОВЕК (2 ч)
Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребности человека в растительной пище. Кормовые ресурсы для животноводства. Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека.
Демонстрация
Способы использования растений в народном хозяйстве и в быту.
Лабораторные и практические работы
Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе.
Тема 5.3. ОХРАНА РАСТЕНИЙ И РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ (2 ч)
Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений.
Демонстрация
Плакаты и информационные материалы о заповедниках заказниках, природоохранительных мероприятиях.
Лабораторные и практические работы
Разработка схем охраны растений на пришкольной территории.
Резервное время — 5 ч.
Тематическое планирование по курсу
"Биология. Многообразие живых организмов. Растения, грибы, бактерии. 7 класс",
(70 часов, 2 ч в неделю)
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Характеристика видов деятельности учащихся В том числе
Лабора-торная работа Контроль-ная работа Экскур-сияПракти-ческая работа
Раздел 1. От клетки до биосферы 12 1 0 0 0
1 Многообразие живых систем 3 Определяют и анализируют понятия «биология», «уровни организации», «клетка», «ткань», «орган», «организм», «биосфера», «экология». Определяют значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Составляют краткий конспект текста урока, готовятся к устному выступлению 2 Ч. Дарвин о происхождении видов 3 Определяют и анализируют основные понятия: «наследственность», «изменчивость». Знакомятся с основными этапами искусственного отбора в сельском хозяйстве и в быту. Анализируют логическую цепь событий, делающих борьбу за существование неизбежной. Строят схемы действия естественного отбора в постоянных и изменяющихся условиях существования. Составляют развёрнутый план урока 3 История развития жизни на Земле 4 Знакомятся с историей Земли как космического тела. Анализируют обстоятельства, приведшие к глобальным изменениям условий на планете. Характеризуют растительный и животный мир палеозоя, мезозоя и кайнозоя. Анализируют сходство и различие в организации жизни в разные исторические периоды. Составляют картины фауны и флоры эр и периодов (работа в малых группах) 4 Систематика живых организмов 2 Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения», «царство Животные». Проводят анализ признаков живого: клеточного строения, питания, дыхания, обмена веществ, раздражимости, роста, развития, размножения. Характеризуют принципы искусственной классификации организмов по К. Линнею. Учатся приводить примеры искусственных классификаций живых организмов, используемых в быту. Составляют план параграфа 1 Раздел 2. Царство бактерии 4 2 0 0 0
5 Подцарство Настоящие бактерии 2 Выделяют основные признаки бактерий, дают общую характеристику прокариот. Определяют значение внутриклеточных структур, сопоставляют его со структурными особенностями организации бактерий. Выполняют зарисовку различных форм бактериальных клеток. Готовят устное сообщение по теме «общая характеристика прокариот» 2 6 Многообразие бактерий 2 Характеризуют понятия «симбиоз», «клубеньковые, или азотфиксирующие бактерии», «бактерии деструкторы», «болезнетворные микроорганизмы», «инфекционные заболевания», «эпидемия». Оценивают роль бактерий в природе и жизни человека. Составляют план-конспект темы «Многообразие и роль микроорганизмов» Раздел 3. Царство Грибы 8 2 0 0 0
7 Строение и функции грибов 4 Характеризуют современные представления о происхождении грибов. Выделяют основные признаков строения и жизнедеятельности грибов. Распознают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Дают определение понятия «грибы-паразиты растений и животных» (головня, спорынья и др.) 1 8 Многообразие и экология грибов 2 Готовят микропрепараты и проводят наблюдение строения мукора и дрожжевых грибов под микроскопом. Проводят сопоставление увиденного под микроскопом с приведёнными в учебнике изображениями. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Составляют план параграфа 1 9 Группа лишайники 2 Характеризуют форму взаимодействия организмов — симбиоз. Приводят общую характеристику лишайников. Проводят анализ организации кустистых, накипных, листоватых лишайников. Распознают лишайники на таблицах и в живой природе. Оценивают экологическую роль лишайников. Составляют план — конспект сообщения «Лишайники». Раздел 4. Царство Растения (34 ч) 34 9 0 0 0
10 Группа отделов Водоросли; строение, функции, экология 6 Характеризуют основные черты организации растительного организма. Получают представление о возникновении одноклеточных и многоклеточных водорослей. Дают общую характеристику водорослей, их отдельных представителей. Выявляют сходство и отличия в строении различных групп водорослей на гербарном материале и таблицах. Характеризуют роль водорослей в природе и жизни человека. Составляют план-конспект темы «Многообразие водорослей», готовят устное сообщение об использовании водорослей в пищевой и микробиологической промышленности 1 11 Отдел Моховидные2 Дают общую характеристику мхов. Различают на гербарных образцах и таблицах различных представителей моховидных. Проводят сравнительный анализ организации различных моховидных. Характеризуют распространение и экологическое значение мхов. Составляют конспект параграфа 1 12 Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные 6 Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Дают общую характеристику хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных. Проводят сравнение высших споровых растений и идентифицируют их представителей на таблицах и гербарных образцах. Зарисовывают в тетрадь схемы жизненных циклов высших споровых растений. Характеризуют роль мхов, хвощей, плаунов и папоротников в природе и жизни человека. Составляют план-конспект по темам «Хвощевидные», «Плауновидные» и «Строение, многообразие и экологическая роль папоротников» 2 13 Семенные растения. Отдел Голосеменные. 8 Знакомятся с современными представлениями на возникновение семенных растений. Дают общую характеристику Голосеменных растений, отмечают прогрессивные черты сопровождавшие их появление. Описывают представителей Голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Зарисовывают схему цикла развития сосны. Рассказывают о значении Голосеменных в природе и жизни человека 2 14 Покрытосеменные (цветковые) растения 10 Получают представление о современных научных взглядах на возникновение Покрытосеменных растений. Дают общую характеристику Покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление. Описывают представителей Покрытосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Составляют таблицу «сравнительная характеристика классов однодольных и двудольных». Зарисовывают схему цикла развития цветкового растения. Характеризуют растительные формы и объясняют значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека. 2 15 Эволюция растений 2 Знакомятся с материалистическими представлениями о возникновении жизни на Земле. Характеризуют развитие растений в водной среде обитания. Объясняют причины выхода растений на сушу. Дают определение понятию «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растений на суше. Составляют конспект параграфа. 1 Раздел 5. Растения и окружающая среда 10 3 0 0 0
16 Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов 4 Дают определение понятия «фитоценоз». Характеризуют различные фитоценозы: болото, широколиственный лес, еловый лес, сосновый лес, дубраву, луг и другие. Объясняют причины и значение ярусности. Составляют план-конспект параграфа и готовят устные сообщения (работа в малых группах) 1 17 Растения и человек 2 Объясняют экологическую роль растений, их значение как первичных продуцентов органической биомассы. Характеризуют роль растений в удовлетворении пищевых потребностей человека. Определяют понятие «агроценоз» и сравнивают его с естественными сообществами растений. Анализируют значение растений в строительстве, производстве бумаги, других производственных процессах. Обосновывают необходимость выращивания декоративных растений, пользу разбивки парков, скверов в городах. Составляют план урока и готовят
устное сообщение (работа в малых группах) 1 18 Охрана растений и растительных сообществ 4 Обосновывают необходимость природоохранной деятельности. Описывают специальные природоохранительные территории: парки, заповедники, заказники и т. д. Разрабатывают планы мероприятий по защите растений на пришкольной территории (работа в малых группах). Составляют конспект параграфа и готовят устные сообщения об охране растений 1 Итого 68 17 0 0 0
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.
Практическая часть:
Виды работ I
четверть II
четверть III
четверть IV
четверть Всего
Лабораторные работы 3 4 5 5 17
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в три основных блока:
сформированность основ гражданской идентичности личности;
готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, связанных с формированием регулятивных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, познавательных универсальных учебных действий. Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностно- и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального проекта.
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Формирование этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Оценка знаний учащихся
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.
Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.
Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Список литературы
Основной
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М. Педагогика, 2009
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. От 27.12.2009).
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/Под ред. А.М. Кондакова , А.А.Кузнецова. М.: Просвещение,2008.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Электронный документ).
Приказ министерства и образования науки РФ от 24.11.2011 №МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся.
Примерные программы по учебным предметам. Биология.5-9 классы: проект. - М: Просвещение,2012,-54с. - (Стандарты второго поколения).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение,2011.
Приоритетный национальный проект «Образование» :(Электронный документ)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( СанПин 2.4.2.2621-10).
Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М. Пальдяева. – 3-е изд., стереотип. - М: Дрофа, 2014.-382 с.
Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (Электронный документ)
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг (Электронный документ)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
Формироване универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий. Пособие для учителя./ Под ред. А.Г.Асмолова. .М.: Просвещение, 2010.
Фундаментальное ядро содержания общего образования /Под ред. В.В.Козлова. М.: Просвещение, 2011
Дополнительный
1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики /Лидеры образования.2007.№7.
2 Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского общества //Вопросы образования.2008.№1.
3. Асмолов А.Г., СеменовА.Л. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее тысячилетие.М.:НексПринт,2010.
4.Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов /Под общей редакцией М.Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург,2010.
5.Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфер наук и высоких технологий. М.:Просвещение,2007.
6.Журналы «Стандарты и мониторинг образования,2011-2012.
7.Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». (Электронный документ)
8. «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов». (Электронный документ)
9. «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра». (Электронный документ)
10. «Образовательные ресурсы сети Интернет». (Электронный документ)
11. «Сеть творческих учителей». (Электронный документ)
12. «Федеральный государственный образовательный стандарт». Электронный документ)13.Сайт Министерства образования и науки РФ. (Электронный документ)
Сайт ФГУ «Государственный научно- исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций. (Электронный документ)
14.Современные образовательные технологии/Под ред. Н.В.Бордовской.М.:Кнорус,2011
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Многообразие живых организмов»
Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2010
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф»,2012
Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс (электронное учебное издание), ООО "Дрофа", 2011.
Календарно-тематическое планирование по биологии для 7 класса (2 ч в неделю), всего 68 часов.
Автор - В.Б.Захаров. 2016-2017 учебный год
Номер
урока Дата проведения Тема урока Планируемые результаты обучения Домашнее задание
План Фактически Предметные Метапредметные универсальные учебные действия 1 2 3 4 5 6 7
Раздел 1. От клетки до биосферы (12 ч)
Тема 1.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ СИСТЕМ (3 ч)
1/1 Разнообразие форм живого на Земле. Понятие об уровнях организации жизни.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих особенности организации клеток, тканей и органов. Учащиеся должны:
называть основные царства живых организмов
и уровни организации жизни. Знать разнообразие форм жизни, взаимосвязи живых организмов во времени и пространстве; понятия «биология», «уровни организации», «клетка», «ткань», «орган», «организм», «биосфера», «экология». Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества.
Учащиеся должны соблюдать правила поведения и работы в кабинете биологии. Учащиеся должны уметь:
— работать с текстом и иллюстрациями учебника, тетрадью, дидактическими
материалами; составлять опорный конспект темы урока. Записи в тетради, изучить структуру учебника.
Стр. 5-6, рис на стр.7.
2/2 Виды, популяции и биогеоценозы.
Демонстрация
таблиц, иллюстрирующих организмы различной сложности Называть основные царства живых организмов
и уровни организации жизни. Знать разнообразие форм жизни, взаимосвязи живых организмов во времени и пространстве; знать термины. Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, терминами, дидактическими материалами;
— адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
— пользоваться поисковыми системами Интернета. Стр. 6-8, рассмотреть рис. на стр. 7.
3/3 Общие представления о биосфере.
Демонстрация
Границы и структура биосферы.
Называть основные
уровни организации жизни.
Знать понятия «биология», «уровни организации», «клетка», «ткань», «орган», «организм», «биосфера», «экология». Учащиеся должны уметь:
— аргументировано отстаивать свою точку зрения; готовить устные сообщения или письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников. Стр. 5-8, рис на стр. 7; учить по конспекту.
Тема 1.2. Ч. ДАРВИН О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ (3 ч)
4/1 Причины многообразия живых организмов. Знать причины многообразия живых организмов.
Называть причины многообразия живых организмов в природе. Учащиеся должны уметь:
— работать с текстом и иллюстрациями учебника, тетрадью, дидактическими
материалами. Стр. 9-10, рассмотреть рисунки к тексту.
5/2 Искусственный отбор.
Демонстрация
Породы животных и сорта растений.
Знать определения «искусственный отбор».
Называть причины многообразия пород животных и сортов растений Учащиеся должны уметь:
—выстраивать причинно-следственные связи;
— формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работы на уроке;
— проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Стр. 11-12, рассмотреть рисунки к тексту.
6/3 Понятие о борьбе за существование и естественном отборе Знать определения «искусственный отбор», «естественный отбор».
Уметь анализировать логическую цепь событий, делающих борьбу за существование неизбежной.
Учащиеся должны уметь:
— формировать навыки построения алгоритма и реализации новых знаний; работать с учебником, тетрадью, дидактическими материалами;
—составлять таблицу и конспект параграфа учебника. Стр. 11-12, рассмотреть рисунки к тексту.
Тема 1.3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (4 ч)
7/1 Подразделение истории Земли на эры и периоды.
Называть эры развития жизни на Земле.
Находить сходство и различие в организации жизни в разные исторические периоды. Учащиеся должны уметь:
—работать с текстом, таблицами и рисунками учебника, тетрадью, дидактическими материалами;
—составлять конспект параграфа учебника. Стр. 13, выучить таблицу на стр. 14-15. Вопросы
№ 1-4 на стр. 16.
8/2 Условия существования жизни на древней планете.
Называть эры развития жизни на Земле.
Характеризовать растительный и животный мир палеозоя, мезозоя и кайнозоя.
Учащиеся должны уметь:
— работать с текстом, таблицами и рисунками учебника, тетрадью, дидактическими материалами; готовить устные сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников. Стр. 13, изучить таблицу на стр. 14-15 и использовать при ответе на вопросы
№ 5-12 (стр. 16). Сообщения по теме урока.
9/3 Смена флоры и фауны на Земле.
Демонстрация
Представители фауны и флоры различных эр и периодов.
Знать разнообразие форм жизни, взаимосвязи живых организмов во времени и пространстве.
Называть причины смены флоры и фауны на Земле.
Знать представителей различных эр и периодов.
Учащиеся должны уметь:
— слушать и слышать друг друга;
— с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
— работать по плану, сверять свои действия с целью.
— преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и наоборот) Стр. 13, таблица на стр. 14-15; выписать систематические группы растений и животных в порядке их возникновения на Земле (по эрам).
10/4 Обобщение по теме «История развития жизни на земле» Называть эры развития жизни на Земле; причины смены флоры и фауны на Земле.
Знать представителей различных эр и периодов. Учащиеся должны уметь:
— адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, обобщать, делать выводы, аргументировано отстаивать свою точку зрения; готовить устные сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета. Повторить стр. 13, таблица на стр. 14-15. Вопросы на стр. 16.
Тема 1.4. СИСТЕМАТИКА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 ч)
11/1 Искусственная система живого мира. Основы естественной классификации живых организмов на основе родства. Знать определения «систематика», «классификация»; понятия «искусственная система» живого мира, «естественная классификация» живых организмов. Характеризовать принципы искусственной классификации организмов по К. Линнею.
Знать вклад ученых в систематику. Учащиеся должны уметь:
— адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения;
— работать с учебником, тетрадью, дидактическими материалами;
аргументировано отстаивать свою точку зрения;
— пользоваться поисковыми системами Интернета. Стр. 17-18. Вопросы
№ 1,2 на стр. 20.
12/2 Основные таксономические категории, принятые в современной систематике.
Лабораторная работа №1
«Определение систематического
положения домашних животных».
Знать определения «систематика», «классификация», «вид». Объяснять значение классификации живых организмов.
Знать основные систематические (таксономические) единицы (категории): вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство. Учащиеся должны знать и соблюдать правила поведения и работы в кабинете биологии. Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторную работу под руководством учителя;
—различать родовое и видовое названия в наименовании вида;
—определять критерии классификации и проводить классификацию.
Стр. 18-19. Вопросы
на стр. 20. Выучить материал таблицы на стр. 18.
Раздел 2. Царство Бактерии (4 ч)
Тема 2.1. ПОДЦАРСТВО НАСТОЯЩИЕ БАКТЕРИИ (2 ч)
13/1
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства и строение прокариотических организмов. Лабораторная работа №2
«Зарисовка схемы строения прокариотической клетки». Распознавать и описывать строение бактериальной клетки
Знать общую характеристику прокариот; определение терминов «прокариоты», «эукариоты».
Учащиеся должны знать и соблюдать правила поведения и работы в кабинете биологии. Учащиеся должны уметь:
—работать с учебником, тетрадью, дидактическими материалами;
— использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировано отстаивать свою точку зрения. Стр.21-24, зарисовать и выучить схему спорообразования на стр. 24.
14/2 Размножение бактерий. Лабораторная работа №3
«Зарисовка схемы размножения бактерий». Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий: питания, размножения, спорообразования.
Уметь работать с микроскопом, делать схематические рисунки. Учащиеся должны уметь:
—выполнять лабораторную работу под руководством учителя;
—работать с учебником, тетрадью, микроскопом. Стр.24-26, зарисовать и выучить схему размножения бактерий на стр. 24.
Тема 2.2. МНОГООБРАЗИЕ БАКТЕРИЙ (2 ч)
15/1 Многообразие форм бактерий.
Особенности организации и жизнедеятельности прокариот, их распространённость и роль в биоценозах. Знать систематику бактерий, их распространение и роль в биоценозах.
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, тетрадью, дидактическими материалами;
— адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, делать выводы и обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета. Стр. 25-26, вопросы № 1-9 на стр. 30.
16/2 Экологическая роль и медицинское значение бактерий. Профилактика инфекционных заболеваний. Знать экологическую роль и медицинское значение бактерий; меры профилактики бактериальных заболеваний. Учащиеся должны уметь:
— слушать и слышать друг друга;
— с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
— преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу);
— готовить устные сообщения или письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета. Стр. 27-29, вопросы на стр.30.
Сообщения о болезнетворных бактериях и мерах профилактики заболеваний.
Раздел 3. Царство Грибы (8 ч)
Тема 3.1. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГРИБОВ (4 ч)
17/1 Происхождение и эволюция грибов.
Особенности строения клеток грибов.
Знать происхождение и эволюцию грибов. Распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки.
Сравнивать грибы с растениями и животными Учащиеся должны уметь:
—работать с учебником, тетрадью, дидактическими материалами;
—адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировано отстаивать свою точку зрения. стр. 31-34, вопросы № 1-3 на стр. 42.
18/2 Основные черты организации многоклеточных грибов.
Знать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки.
Называть способы питания и размножения многоклеточных грибов. Учащиеся должны уметь:
— формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работы на уроке;
— уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, составлять опорный конспект. стр. 35-36, вопросы на стр. 42 по выбору.
19/3 Основные черты организации многоклеточных грибов.
Знать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки.
Называть способы питания и размножения многоклеточных грибов. Учащиеся должны уметь:
— формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работы на уроке;
— уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, — составлять опорный конспект. Составить таблицу «Значение грибов в природе и жизни человека» по тексту (стр. 35-36) и дополнитель-ной литературе; вопросы № 4-7 на стр. 42.
20/4 Лабораторная работа №4
«Строение плесневого гриба мукора».
Знать особенности строения плесневых грибов.
Уметь работать с микроскопом и готовыми микропрепаратами.
Учащиеся должны знать и соблюдать правила техники безопасности и поведения во время работы в кабинете биологии. Учащиеся должны уметь:
— проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении;
—выполнять лабораторную работу под руководством учителя;
—работать с учебником, тетрадью, микроскопом.
Повторить стр. 32-36, синквейн по терминам темы.
Тема 3.2. МНОГООБРАЗИЕ И ЭКОЛОГИЯ ГРИБОВ (2 ч)
21/1 Отделы: Хитридио-микота, Зигомикота, Аскомикота.
Знать особенности строения грибов разных отделов.
Объяснять роль грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать рабочие отношения в группе; самостоятельно обнаруживать учебную проблему, работать по составленному группой плану; выделять, анализировать, сравнивать факты Учить - стр. 36-38, закончить и выучить таблицу.
22/2 Отделы: Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы. Болезнетворные грибы, меры профилактики микозов.
Лабораторная работа №5
«Распознавание съедобных и ядовитых грибов». Объяснять роль грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны знать и соблюдать правила поведения и работы в кабинете биологии. Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторную работу под руководством учителя;
—работать с муляжами, учебником, тетрадью.
Учить - стр. 39-42; сообщение по теме «Болезнетворные грибы, меры профилактики микозов».
Тема 3.3. ГРУППА ЛИШАЙНИКИ (2 ч)
23-24/
1-2 Общая характеристика лишайников. Особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.
Характеризовать форму взаимодействия организмов — симбиоз. Приводить общую характеристику лишайников. Проводить анализ организации кустистых, накипных, листоватых лишайников. Распознавать лишайники на таблицах и в живой природе. Оценивать экологическую роль лишайников. Учащиеся должны уметь:
— достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
— выдвигать версии решения проблемы, работать по плану;
анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации. стр.43-48; повторить стр. 35; вопросы к параграфу на стр. 48; сообщение по теме урока.
Раздел 4. Царство Растения (34 ч)
Тема 4.1. ГРУППА ОТДЕЛОВ ВОДОРОСЛИ; СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ЭКОЛОГИЯ (6 ч)
25/1 Oбщая характеристика водорослей.
Характеризовать основные черты организации растительного организма. Иметь представление о возникновении одноклеточных и многоклеточных водорослей. Давать общую характеристику водорослей, их отдельных представителей. Учащиеся должны уметь:
— слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
— работать по плану, сверять свои действия с целью;
— преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу) стр.49-57; выучить опорный конспект к параграфу.
26/2 Многообразие водорослей: отдел Зелёные водоросли.
Выявлять сходство и отличия в строении различных групп водорослей на гербарном материале и таблицах. Характеризуют роль водорослей в природе и жизни человека.
Готовить устное сообщение об использовании водорослей в пищевой и микробиологической промышленности. Учащиеся должны уметь:
— устанавливать рабочие отношения в группе; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
— работать по плану, сверять свои действия с целью;
— преобразовывать информацию из одного вида в другой стр.58; повторить общую характеристику водорослей; вопросы к параграфу на стр. 62; сообщение по теме урока.
27/3 Отдел Бурые водоросли.
Выявлять сходство и отличия в строении различных групп водорослей на гербарном материале и таблицах. Характеризовать роль водорослей в природе и жизни человека. Составлять план-конспект темы «Многообразие водорослей», готовить устное сообщение об использовании водорослей в пищевой и микробиологической промышленности Учащиеся должны уметь:
— формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работы на уроке;
— уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, составлять план-конспект темы;
— пользоваться поисковыми системами Интернета. стр.60-61; вопросы к параграфу на стр. 62; сообщение по теме урока.
28/4 Отдел Красные водоросли. Выявлять сходство и отличия в строении различных групп водорослей на гербарном материале и таблицах. Характеризовать роль водорослей в природе и жизни человека. Составлять план-конспект темы «Многообразие водорослей», готовить устное сообщение об использовании водорослей в пищевой и микробиологической промышленности Учащиеся должны уметь:
— проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; — пользоваться поисковыми системами Интернета. стр.59; повторить общую характеристику водорослей; вопросы к параграфу на стр. 62; сообщение по теме урока.
29/5 Лабораторная работа № 6
«Изучение внешнего вида и строения водорослей».
Выявлять сходство и отличия в строении различных групп водорослей на гербарном материале и таблицах. Характеризовать роль водорослей в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь:
—выполнять лабораторную работу под руководством учителя;
—работать с учебником, тетрадью, микроскопом.
Повторить общую характеристику водорослей; вопросы к параграфу на стр. 62.
30/6 Обобщение по теме
"Группа отделов Водоросли" Учащиеся должны уметь:
— адекватно аргументировать свою позицию, сравнивать различные точки зрения, обобщать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения; готовить устные сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться Интернетом. Повторить общую характеристику водорослей. Составить синквейн по теме «Водоросли»
Тема 4.2. ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ (2 ч)
31/1 Отдел Моховидные.
Демонстрация
Схема строения и жизненный цикл мхов. Различные представители мхов. Давать общую характеристику мхов. Характеризовать распространение и экологическое значение мхов.
Характеризовать роль мхов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь:
— формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работы на уроке;
— проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
— уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, составлять таблицу. Стр.63-68; вопросы к параграфу на стр. 69; сообщение по теме урока.
32/2 Лабораторная работа №7
«Изучение внешнего вида и строения мхов».
Различать на гербарных образцах и таблицах различных представителей моховидных.
Проводить сравнительный анализ организации различных моховидных Учащиеся должны уметь:
—выполнять лабораторную работу под руководством учителя;
—работать с учебником, тетрадью, микроскопом.
Повторить стр.63-68. Синквейн по теме урока.
Тема 4.3. СПОРОВЫЕ СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ: ПЛАУНОВИДНЫЕ, ХВОЩЕВИДНЫЕ, ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ (6 ч)
33/1 Отдел Плауновидные.
Выделять существенные признаки высших споровых растений. Давать общую характеристику плауновидных. Проводить сравнение высших споровых растений и идентифицируют их представителей на таблицах и гербарных образцах.
Зарисовывать в тетрадь схемы жизненных циклов высших споровых растений. Характеризовать роль плаунов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, тетрадью, дидактическими материалами;
— адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировано отстаивать свою точку зрения; готовить устные сообщения или письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета. Стр.70-73; сообщение по теме урока.
34/2 Отдел Хвощевидные. Выделять существенные признаки высших споровых растений. Давать общую характеристику хвощевидных. Проводить сравнение высших споровых растений.
Зарисовывать в тетрадь схемы жизненных циклов высших споровых растений(хвоща). Характеризовать роль хвощей в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь:
— адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, обобщать, делать выводы, аргументировано отстаивать свою точку зрения; готовить устные сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться Интернетом. Стр.72-74; вопросы к параграфу на стр. 75; сообщение по теме урока.
35/3 Лабораторная работа №8
«Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща». Учащиеся должны знать и соблюдать правила поведения и работы в кабинете биологии. Учащиеся должны уметь:
—выполнять лабораторную работу по инструкции;
—работать с учебником, тетрадью, гебрарием. Повторить строение хвощевидных по опорному конспекту.
36/4 Отдел Папоротнико-видные.
Демонстрация
Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Различные представители папоротников.
Выделять существенные признаки папоротниковидных. Давать общую характеристику папоротниковидных. Характеризовать роль папоротниковидных в природе и жизни человека. Составлять план-конспект по теме «Строение, многообразие и экологическая роль папоротников» Учащиеся должны уметь:
— сравнивать различные точки зрения, обобщать, делать выводы, аргументировано отстаивать свою точку зрения; готовить устные сообщения из дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.
Стр.76-77; вопрос №1 к параграфу на стр. 81; сообщение по теме урока.
37/5 Лабораторная работа № 9
«Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников (на схемах)». Уметь работать с гербарным материалом. Зарисовывать в тетрадь схемы строения папоротниковидных. Учащиеся должны уметь:
—выполнять лабораторную работу под руководством учителя;
—работать с учебником, тетрадью, таблицами. Повторить по опорному конспекту строение папоротника – стр.76.
38/6 Жизненный цикл папоротников. Демонстрация
Схема цикла развития папоротника. Зарисовывать в тетрадь схемы жизненных циклов папоротниковидных. Составлять опорный конспект по теме Учащиеся должны уметь:
— формировать навыки алгоритма построения и реализации новых знаний;
— составлять план изучения темы и следовать ему; уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей. Стр.78-89; вопросы
№2-6 к параграфу на стр. 81; сообщение по теме урока.
Тема 4.4. СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ (8 ч)
39/1 Происхождение и особенности организации Голосеменных растений.
Давать общую характеристику Голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление. Учащиеся должны уметь:
— формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работы на уроке;
— проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
— уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, составлять таблицу. Стр.82-84; вопросы №1-3 к параграфу на стр. 89; сообщение по теме урока.
40/2 Строение тела голосеменных.
Зарисовывать и пояснять схему цикла развития сосны.
Учащиеся должны уметь:
— адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; обобщать, делать выводы, аргументировано отстаивать свою точку зрения; работать с таблицами;
— пользоваться поисковыми системами Интернета. Стр.84-88; вопросы
№ 6 и 7 к параграфу на стр. 89; сообщение по теме урока.
41/3 Жизненные формы голосеменных. Описывать представителей Голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Учащиеся должны уметь:
— работать с таблицами;
обобщать, делать выводы, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
— пользоваться поисковыми системами Интернета. Стр.86-88; рассмотреть рисунки; вопросы
к параграфу на стр. 89; сообщение по теме урока.
42/4 Многообразие голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Знать значение Голосеменных в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь:
— составлять план изучения темы и следовать ему; — формировать навыки алгоритма построения и реализации новых знаний; — уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей. Стр.88; выучить цикл развития сосны; вопросы
к параграфу на стр. 89; сообщение по теме урока.
43/5 Распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Знать значение Голосеменных в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь:
— уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей; — составлять план изучения темы и следовать ему; Стр. 88, составить таблицу «Роль голосеменных в биоценозах и практическое значение».
44/6 Лабораторная работа №10
«Изучение строения и многообразия голосеменных растений». Уметь работать с гербарным материалом.
Зарисовывать в тетрадь схемы строения голосеменных. Учащиеся должны уметь:
—выполнять лабораторную работу под руководством учителя; —работать с учебником, тетрадью, микроскопом. Повторить стр.84-88.
45/7 Лабораторная работа №11 «Изучение строения хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов)». Уметь работать с гербарным материалом.
Зарисовывать в тетрадь схемы строения хвои и шишек голосеменных растений. Учащиеся должны уметь:
—выполнять лабораторную работу по инструкции;
—работать с учебником, тетрадью, гербарием.
Повторить стр.84-88.
46/8 Роль голосеменных в биоценозах и их практическое значение. Составлять опорный конспект и таблицу по теме урока. Учащиеся должны уметь:
— адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, обобщать, делать выводы, аргументировано отстаивать свою точку зрения; готовить устные сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета. Сообщения по теме урока, составить синквейнТема 4.5. ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ (10 ч)
47/1 Происхождение и особенности организации Покрытосеменных растений.
Зарисовывать схему цикла развития цветкового растения.
Давать общую характеристику Покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление. Учащиеся должны уметь:
— адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, обобщать, делать выводы, аргументировано отстаивать свою точку зрения; готовить устные сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета. Стр.90-93, 95-98; рассмотреть рисунки; вопросы
№1-2
к параграфу на стр. 102.
48/2 Лабораторная работа №12
«Изучение строения покрытосеменных растений».
Проводить сравнение высших семенных растений и идентифицировать их представителей на таблицах и гербарных образцах. Описывать представителей Покрытосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Учащиеся должны уметь:
— устанавливать рабочие отношения в группе (паре) в процессе выполнения лабораторной работы, проявлять интерес к исследовательской деятельности;
—работать с учебником, тетрадью, гербарием.
Стр.93-95; рассмотреть рисунки; вопросы
к параграфу на стр. 102.
49/3 Классы Однодольные и Двудольные. Знать признаки классов. Составлять таблицу «сравнительная характеристика классов однодольных и двудольных». Учащиеся должны уметь:
— уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей; — адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; составлять таблицы и опорный конспект. Стр.98-99; рассмотреть таблицы и рисунки; вопросы
к параграфу на стр. 102.
50/4 Класс Однодольные, семейство Лилейные.
Проводить сравнение высших семенных растений и идентифицировать их представителей на таблицах и гербарных образцах. Знать признаки класса и семейства. Учащиеся должны уметь:
— формировать навыки алгоритма построения и реализации новых знаний;
— составлять план изучения темы и следовать ему;
— уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей. Стр.98-99; рассмотреть таблицы и рисунки; выучить опорный конспект. Сообщения по теме урока.
51/5 Класс Однодольные, семейство Злаковые.
Проводить сравнение высших семенных растений и идентифицировать их представителей на таблицах и гербарных образцах. Учащиеся должны уметь:
— адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, отстаивать свою точку зрения;
— пользоваться поисковыми системами Интернета. Стр.98-99; рассмотреть таблицы и рисунки; выучить опорный конспект. Сообщения по теме урока.
52/6 Класс Двудольные, семейство Крестоцветные.
Проводить сравнение высших семенных растений и идентифицировать их представителей на таблицах и гербарных образцах. Учащиеся должны уметь:
— называть и сравнивать признаки классов, сравнивать различные точки зрения, обобщать, делать выводы; готовить устные сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников. Стр.98-99; рассмотреть таблицы и рисунки; выучить опорный конспект. Сообщения по теме урока.
53/7 Класс Двудольные, семейство Бобовые.
Проводить сравнение высших семенных растений и идентифицировать их представителей на таблицах и гербарных образцах. Учащиеся должны уметь:
— адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, анализировать, обобщать, делать выводы, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
— пользоваться поисковыми системами Интернета. Стр.98-99; выучить опорный конспект. Сообщения по теме урока.
54/8 Класс Двудольные, семейство Пасленовые.
Проводить сравнение высших семенных растений и идентифицировать их представителей на таблицах и гербарных образцах. Учащиеся должны уметь:
— формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работы;
— проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые формы сотрудничества;
— уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, составлять таблицу. Стр.98-99; рассмотреть таблицы и рисунки; выучить опорный конспект. Сообщения.
55/9 Многообразие цветковых, их роль в биоценозах и в жизни человека.
Идентифицировать представителей цветковых на таблицах и гербарных образцах. Составлять таблицу по теме урока. Характеризовать растительные формы и объясняют значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь:
— уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей;
— аргументировать свою позицию, анализировать, обобщать, делать выводы;
— пользоваться поисковыми системами Интернета. Повторить стр.90-99; составить таблицу, подготовить
сообщения по теме урока.
56 /10 Лабораторная работа №13
«Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения».
Проводить сравнение высших семенных растений и идентифицировать их представителей на таблицах и гербарных образцах. Учащиеся должны знать и соблюдать правила
поведения и работы в кабинете биологии. Учащиеся должны уметь:
— устанавливать рабочие отношения в группе (паре) в процессе выполнения лабораторной работы, проявлять интерес к исследовательской деятельности;
—работать с учебником, тетрадью, гербарием.
Повторить стр.90-99; подготовить
сообщения по теме урока.
Тема 4.6. ЭВОЛЮЦИЯ РАСТЕНИЙ (2 ч)
57/1 Возникновение жизни и появление первых растений.
Лабораторная работа №14
«Построение родословного древа царства Растения». Знать материалистические представления о возникновении жизни на Земле.
Характеризовать развитие растений в водной среде обитания. Учащиеся должны уметь:
— устанавливать рабочие отношения в группе (паре) в процессе выполнения лабораторной работы, проявлять интерес к исследовательской деятельности;
—работать с таблицами учебника, тетрадью;
— пользоваться поисковыми системами Интернета. Повторить стр.90-99; подготовить
сообщения по теме урока.
58/2 Основные этапы развития растений на суше.
Демонстрация
Изображение ископаемых растений, схемы, отображающие особенности их организации. Объяснять причины выхода растений на сушу. Давать определение понятию «риниофиты». Характеризовать основные этапы развития растений на суше. Учащиеся должны уметь:
— отстаивать свою точку зрения; аргументировать свою позицию, сравнивать различные точки зрения; обобщать, делать выводы, готовить устные сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета. Стр.104-105, рассмотреть рисунки; вопросы
к параграфу на стр. 106. Выучить опорный конспект.
Раздел 5. Растения и окружающая среда (8 ч)
Тема 5.1. РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА. МНОГООБРАЗИЕ ФИТОЦЕНОЗОВ (4 ч)
59/1 Растительные сообщества - фитоценозы.
Давать определение понятию «фитоценоз». Характеризовать различные фитоценозы: болото, широколиственный лес, еловый лес, сосновый лес, дубраву, луг и другие. Учащиеся должны уметь:
— устанавливать рабочие отношения в группе (паре) ;— работать по плану, составленному группой; анализировать информацию, обобщать, делать выводы. Стр.108, рассмотреть рисунки; вопросы
№1-2
к параграфу на стр. 110.
60/2 Структура растительного сообщества. Объяснять причины и значение ярусности. Учащиеся должны уметь:
— формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работы на уроке. и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
— выдвигать версии решения проблемы, работать по плану. Стр.109-110, рассмотреть рисунки; выучить определения по теме урока; вопросы
к параграфу на стр. 110.
61/3 Роль отдельных растительных форм в сообществе. Составлять план-конспект параграфа и готовят устные сообщения (работа в малых группах) Учащиеся должны уметь:
— устанавливать рабочие отношения в группе; самостоятельно обнаруживать учебную проблему, работать по составленному группой плану; выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации Стр.111-116, рассмотреть рисунки; выучить определения по теме урока; вопросы
к параграфу на стр. 117.
62/4 Лабораторная работа №15
«Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе». Составлять таблицы, отражающие состав и значение отдельных организмов в фитоценозе. Учащиеся должны уметь:
— проявлять интерес к исследовательской деятельности; устанавливать рабочие отношения в группе (паре) в процессе выполнения лабораторной работы;
—работать с таблицами учебника, тетрадью;
— пользоваться поисковыми системами Интернета. Повторить стр.111-116, рассмотреть рисунки; вопросы
к параграфу на стр. 117.
Тема 5.2. РАСТЕНИЯ И ЧЕЛОВЕК (2 час)
63/1 Значение растений в жизни планеты и человека.
Лабораторная работа №16
«Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе». Объяснять экологическую роль растений, их значение как первичных продуцентов органической биомассы. Характеризовать роль растений в удовлетворении пищевых потребностей человека.
Работать в малых группах Учащиеся должны уметь:
— формировать навыки учебного сотрудничества в ходе выполнения лабораторной работы на уроке;
— проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
— пользоваться поисковыми системами Интернета. Стр.118, рассмотреть рисунки; выучить определения по теме урока; вопросы
к параграфу на стр. 120.
64/2 Строительство и другие потребности человека.
Определят понятие «агроценоз» и сравнивать его с естественными сообществами растений. Анализировать значение растений в строительстве, производстве бумаги, других производственных процессах. Обосновывать необходимость выращивания декоративных растений, пользу разбивки парков, скверов в городах. Составлять план урока и готовить устное сообщение Учащиеся должны уметь:
— адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, обобщать, делать выводы, аргументировано отстаивать свою точку зрения; готовить устные сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.
Стр.119, рассмотреть рисунки; составить таблицу «Значение растений в природе и жизни человека»;
вопросы
к параграфу на стр. 120.
Тема 5.3. ОХРАНА РАСТЕНИЙ И РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ (4 ч)
65/1-66/2 Методы и средства охраны природы.
Обосновывать необходимость природоохранной деятельности.
Описывать специальные природоохранительные территории: парки, заповедники, заказники и т. д. Учащиеся должны уметь:
— аргументировано отстаивать свою точку зрения;
адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, обобщать, делать выводы; готовить устные сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета. Стр.121-122, вопрос №1
к параграфу на стр. 125. подготовить сообщения о заповедниках, заказниках, природоохранительных мероприятиях
67/3
Лабораторная работа №17
« Разработка схем охраны растений на пришкольной территории». Учащиеся должны знать и соблюдать правила поведения и работы в кабинете биологии. Составлять и зарисовывать в тетрадь схемы охраны растений.
Учащиеся должны уметь:
— проявлять интерес к исследовательской деятельности; устанавливать рабочие отношения в группе (паре) в процессе выполнения лабораторной работы и подготовки домашнего задания;
—работать с таблицами учебника, тетрадью;
составлять схемы
— пользоваться поисковыми системами Интернета. Стр.122-125, вопросы
к параграфу на стр. 120; сообщения о законах РФ в области охраны растений.
68/4 Законодательство в области охраны растений.
Проводить анализ материала и выделять существенные статьи законодательства РФ. Давать общую характеристику статей.
Составлять план-конспект по теме урока Учащиеся должны уметь:
—работать с, тетрадью;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.