Урок по литературе на тему «Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»: от идейного замысла до философско-нравственной позиции автора»


Методическая разработка
урока литературы на тему:
«Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»:
от идейного замысла до философско-нравственной позиции автора»
Пояснительная записка
Разработка охватывает многочисленные вопросы по творчеству Ф.М. Достоевского и его роману «Преступление и наказание», которые звучат на заключительном обобщающем уроке по творчеству писателя.
Преследуя определённые образовательные, развивающие и воспитательные цели, о которых речь пойдёт ниже, здесь представлены разнообразные формы деятельности студентов на уроке.
На уроке обеспечиваются межпредметные связи с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, искусство кинематографии, социальная психология, философия, культурология.
Тема занятия: Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»: от идейного замысла до философско-нравственной позиции автора. (Петербург Достоевского. «Униженные и оскорблённые» в романе «Преступление и наказание». Изображение «маленького человека». Раскольников. Социальные и философские истоки его бунта. Смысл его теории и крушение его идей. Образ Сони Мармеладовой. Роль двойников.)Тип урока: урок обобщения изученного по творчеству Ф.М.Достоевского.
Форма урока: комбинированный урок.
Цели: - образовательная: повторив и обобщив изученные вопросы по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», определить авторскую позицию, а на её основе вывести общую философско-нравственную концепцию его творчества;
- развивающая: продолжать начатое в общеобразовательной школе обучение диалогу, общению при обсуждении вопросов, выражению своих мыслей, их оформлению, аргументации, логике изложения материала;
- воспитывающая: обращение к высокохудожественному тексту писателя-классика способствует выработке литературного вкуса, а психологизм романа Достоевского воспитывает потребность подходить к литературному произведению как к сложному объекту, требующему тщательного читательского анализа. Знакомство со статьёй американского социального психолога Ф. Зимбардо ориентирует студентов на правильное поведение в экстремальных ситуациях, когда необходимо делать выбор между добром и злом, говорит о силе духа, который не позволяет человеку быть равнодушным, о противостоянии эгоизма и действий во благо других людей.
Межпредметные связи: с изобразительным искусством (знакомство с иллюстрациями к роману художников П.М. Боклевского, М.В. Добужинского, Д.А. Шмаринова), с искусством кинематографии (просмотр отрывков к/фильма Л.Кулиджанова, с социальной психологией (знакомство со статьёй американского социального психолога Ф. Зимбардо).Оснащённость: портрет Ф.М. Достоевского работы В.Г. Перова, иллюстративный материал, раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, книжная выставка, текст произведения.
Литература:
1. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. Учебник. Ч. 2. 10 кл. -М.: "Просвещение", 2010.
2. Литература. /Под ред. Обернихиной Г.А. Учебник. В двух частях. Часть 1. –М., Издательский центр «Академия» 2013.
3. Литература. /Под ред. Обернихиной Г.А. Практикум. –М., Издательский центр «Академия».2013.
4. Тексты романа «Преступление и наказание».
Содержание занятия:
1. Приветствие, вступительное слово преподавателя.
2. Проверка домашнего задания (сообщения по заранее заданным темам «Досибирский, сибирский и послесибирский этапы творчества Ф.М. Достоевского», фронтальный опрос).
3. Знакомство с иллюстрациями к роману художников П.М. Боклевского, М.В. Добужинского, Д.А. Шмаринова.
4. Работа группы по распределению в хронологическом порядке высказываний, цитат из романа «Преступление и наказание», принадлежащих Раскольникову (или относящихся к нему). Проверка с комментариями.
5. Чтение отрывка романа о воскресении Лазаря, разбор, ответы на вопросы.
6. Просмотр эпизода фильма Л.Кулиджанова «Преступление и наказание».
7. Общие выводы о духовных, нравственных, социальных идеалах Достоевского.
8. Сообщение студентов о вышедшей в 2007 году книге Ф. Зимбардо «Эффект Люцифера: как хорошие люди становятся плохими».
9. Тестирование
10. Задание на дом.
11. Итоги занятия, выставление оценок.
Ход урока
Преподаватель: Добрый день! Прошу садиться. Сегодня мы проводим открытый урок «Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»: от идейного замысла до философско-нравственной позиции автора». Это обобщающий, заключительный урок по изучению жизни и творчества Ф.М. Достоевского. Мы будем касаться ключевых тем романа и постепенно подойдём к социальным, нравственным, духовным идеалам Достоевского.
Преподаватель: Итак, эпиграфом к сегодняшнему уроку я записала на доске слова Чингиза Айтматова «В сегодняшнем мире…тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму». (записать на доске).
По мнению нашего современника, Достоевский сегодня так же актуален, как и полтораста лет назад. Достоевский показал в своём творчестве современного ему человека во времена острого политического, религиозного, морального кризиса общества. Поэтому так катастрофичны сюжеты его произведений, внутренний мир его героев драматичен. В их душах в постоянном противоречии существуют силы добра и зла, от их борьбы зависят судьбы героев и судьбы человечества. Рисуя драмы в умах и душах героев, Достоевский даёт глубочайший анализ их духовного, психического, личностного состояния. Достоевский прекрасно знал трагические противоречия жизни, но это не мешало ему верить в способность человека постигать красоту, творить добро. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей», - говорит герой рассказа Достоевского «Сон смешного человека».
Давайте проследим, как постепенно, поэтапно Достоевский развивает в своём творчестве взгляд на добро и зло, на человека, пребывающего в мире социальных и духовных противоречий, как постепенно раскрываются перед нами составляющие авторской философии.
Преподаватель:
-На какие 3 периода можно условно разделить творчество Ф.М. Достоевского?
(Творчество Достоевского можно разделить на 3 периода: досибирский, сибирский и послесибирский).
Преподаватель: Далее я предоставляю слово исследователям творчества Ф.М. Достоевского, которые охарактеризуют каждый из периодов творчества Достоевского.
(Звучат сообщения студентов о каждом из 3-ёх этапов творчества Ф.М. Достоевского; по мере заслушивания сообщений в тетрадях студентов записываются главные тезисы).
Записи в тетрадях студентов
Досибирский период творчества Ф.М. Достоевского
(1840-е годы ХIХ века)
1. Человек, по Достоевскому, - самоценное и свободное существо.
2. Зарождение темы двойничества (разрушения личности в герое из-за невозможности соединить противоречивые моральные требования общества).
3. Переход к социально-психологическому роману.
Сибирский период творчества Ф.М. Достоевского
( 1850 – 1859 гг. ХIХ века)
1. Появление темы нравственного распада современного автору общества.
2. Сила, противостоящая распаду, в народе. (Почвенничество Достоевского).
3. Появление типа героя-бунтаря.
Послесибирский период творчества Ф.М. Достоевского
(1860 – 1881 гг. ХIХ века)
1. Появление нового литературного типа – героя- идеолога.
2. Идеи почвенничества. (Необходимо восстановить связь духовной и общественной жизни России с народом, то есть с почвой). (Идея Раскольникова связана с эпохой, когда образованная часть общества утратила связь с народом).
3. Без любви к ближнему невозможна социальная гармония.
Преподаватель:
-Согласны ли Вы с критиком Страховым, утверждавшим, что в Раскольникове борются человек и идея?
(Да, можно. Эпизоды, рассказывающие о сне, в котором Миколкой забивается лошадь, о помощи Раскольникова Мармеладовым, о помощи пьяной девушке, голодному студенту и его отцу, о спасении детей из пожара, говорят о том, что Раскольников, конечно же, человечен по отношению к ближним. Но, с другой стороны, его идея – это верх бесчеловечности).Преподаватель:
-Что лежало в основе идеи Раскольникова? На что эта идея опиралась?
( В основе лежала мысль о делении людей на муравейник, «тварей дрожащих», и на властелинов. Опиралась идея на чрезмерное самолюбие Раскольникова и его озлобленность по отношению ко всему).Преподаватель: Рассмотрим иллюстрации к роману художников Шмаринова и Боклевского на стр. 10185 - 186. (Литература. /Под ред. Обернихиной Г.А. Практикум. –М., Издательский центр «Академия».2012.)
- Какие черты характера Раскольникова акцентированы на иллюстрациях?
(Гордость, эгоизм, самолюбие, решительная злоба).
Преподаватель: Эти черты, безусловно, отрицательные, являющиеся грехом, смягчаются наличием такого качества в Раскольникове, как рефлексия.
(Далее следует самостоятельная работа студентов по распределению в хронологическом порядке цитат, принадлежащих Раскольникову).
(проверка с обоснованием)
Преподаватель: Кульминацией романа является сцена прочтения Раскольниковым и Соней притчи о воскресении Лазаря.
-Почему Раскольников приходит к Соне? Как он ведёт себя по отношению к ней?
(Он считает, что Соня тоже преступила черту. Ведёт себя с ней жестоко)-Откройте эпизод (4 часть, глава 4). (чтение преподавателем).
Преподаватель:
-С какой целью Раскольников задаёт вопросы Соне о Боге? К какому выводу приходит он относительно Сони?
(Изначально он пытается уязвить Соню, говоря, что Бог немилосерден к ней самой, но убеждается, что Соня – истинно верующий человек).
Преподаватель:
-Почему Раскольников просит Соню почитать ему притчу о воскресении Лазаря?
(Он начинает размышлять о возможности возрождения души в случае, если ты откроешь сердце Богу).
Преподаватель:
-Вспомните сцену убийства процентщицы и Лизаветы. Как эта сцена связана с тем, что Евангелие Соне дала именно Лизавета?
(Лизавета будто бы дважды спасает Раскольникова: в первый раз, когда остриём топора она была убита, в отличие от старухи процентщицы, которая была убита обухом – в этом случае Раскольников образно убивает себя, направив остриё на себя; второй раз, когда Лизавета даёт Евангелие Соне, которое потом попадает к Раскольникову).
Преподаватель: Предлагаю посмотреть отрывок из кинофильма Льва Кулиджанова «Преступление и наказание», который рассказывает о второй встрече Сони и Раскольникова.
(просмотр эпизода)
Преподаватель:
-Совпадают ли представления о героях в литературной и киноверсиях?
(Могут быть варианты ответов)
-Трудно ли снимать фильмы по произведениям Достоевского?
(Да, так как они глубоко психологичны).
Преподаватель:
-Какое решение подсказывает Раскольникову Соня?
(Принять страдание)
Преподаватель:
-Кто ещё из героев говорит по сути то же самое?
(Порфирий Петрович. По мнению Сони и Порфирия Петровича, искупить свою вину можно, приняв страдание).Преподаватель: Итак, основные тезисы философско-религиозных, нравственных, социальных идеалов Достоевского:
1. Любовь к ближнему – путь к социальной гармонии.
2. Страдание даётся человеку во благо, через страдание он обретает душевный покой.
3. Христианское смирение – альтернатива эгоизму и гордыне.
4. Глубокий психологизм творчества Достоевского.
5. Противоречивость философии Достоевского. (Призывает к смирению, а герои показаны бунтарями).
Преподаватель:
-Проблема выбора между добром и злом является философской, к ней обращаются во все времена. Предлагаю Вашему вниманию обзор книги американского социального психолога Ф. Зимбардо «Эффект Люцифера: как хорошие люди становятся плохими».
(выступление двух студентов с кратким обзором книги)
Преподаватель:
-Какое решение предлагает автор для ответа на вопрос «Как вести себя в экстремальных ситуациях?» при выборе между добром и злом?
(В любых ситуациях нужно оставаться человеком!).
Преподаватель:
- Заканчивая знакомство с творчеством Ф.М. Достоевского, предлагаю Вам выполнить тест.
(тестирование)
Преподаватель:
Итак, познакомившись с личностью Ф.М. Достоевского, поговорив о философии и эстетике писателя, изучив его роман «Преступление и наказание», предлагаю Вам темы сочинения, над черновиком которого Вы будете работать дома, а писать мы его будем на следующем уроке.
(студенты записывают темы сочинений)
Преподаватель:
-Благодарю всех за сегодняшнюю работу, студенты… получили оценки…
(выставление оценок с комментариями)
Приложение 1
Текст раздаточного материала для самостоятельной работы
1. «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного… Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»
2. «Смирись, гордый человек!»
3. «Я не человека убил, я принцип убил!»
4. « Я себя убил, а не старушонку! Тут-таки разом и ухлопал себя, навеки!»
5. «Прочь, миражи, прочь, привидения, есть ещё жизнь!»
6. «Если о сю пору я так боюсь, что же было бы, если б и действительно как-нибудь случилось до самого дела дойти?..»
( 1. – 6.; 2. – 5.; 3. – 1.; 4. – 4.; 5. – 3.; 6. – 2.)
Приложение 2
Темы сочинения по творчеству Ф.М. Достоевского
1. Смысл названия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
2. Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
3. Значение снов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
4. Раскольников и его двойники в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
5. Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
6. «Униженные и оскорблённые» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
7. Крах теории Раскольникова.