Урок по литературе на тему«Война и мир». История создания. Своеобразие жанра. Художественные особенности: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей (10 класс)

Урок литературы в 10 классе
Тема: «Война и мир». История создания. Своеобразие жанра. Художественные особенности: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей.
Цели урока: 1) Познакомиться с историей создания романа, определить особенности жанра произведения, выявить художественные особенности: специфику композиции и «диалектику души» в раскрытии характеров персонажей
2) Формировать умения, связанные с анализом художественного произведения
3) Развивать любовь к книге, эмоциональное восприятие художественного произведения

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1) Орг.момент. Приветствие учителя. Определение темы и целей урока.
2) Актуализация имеющихся знаний.
ВЫЗОВ: «Мы думаем, как нас выкинет из привычной дорожки, что всё пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье. Впереди много, много»
- Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого? Чему они нас учат? Согласны ли вы с этим утверждением?
3) Повторение. Выполнение тестов по авторству стихотворений
4) Изучение нового материала
- Чтение опорной схемы:
1863-1869

1857 встреча с Пущиным и Волконским

1825 Восстание на Сенатской площади

1812 Отечественная война

1805 война с Наполеоном в союзе
сАвстрией


Вывод: « Я старался писать историю народа» Л.Н.Толстой
«Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько способными к работе. И работа эта есть у меня. Работа эта – роман из времени 1810 и 20-х годов, который занимает меня вполне с осени... Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я еще никогда не писал и не обдумывал».
О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю создания романа.

-Итак, мы с вами познакомились с историей создания романа. А теперь постараемся определить жанровое своеобразие произведения.
Однако в процессе работы над произведением писатель сузил рамки своего первоначального замысла и сосредоточил внимание на первой поре, коснувшись лишь в эпилоге романа начала второй поры. Но и в таком виде замысел произведения оставался глобальным по своему размаху и потребовал от писателя напряжения всех сил. В начале работы Толстой понял, что привычные рамки романа и исторической повести не смогут вместить все богатство задуманного им содержания, и начал настойчиво искать новую художественную форму, он хотел создать литературное произведение совершенно необычного типа. И ему это удалось. "Война и мир", по утверждению Л.Н. Толстого, – не роман, не поэма, не историческая хроника, это – роман-эпопея, новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе.
Какое определение дали бы вы жанру романа-эпопеи?
В словаре: «Крупное, монументальное произведение, воплощающие в себе судьбы народов и сам исторический процесс»

На протяжении первого года работы Толстой напряженно трудился над началом романа. По признанию самого автора, множество раз он начинал и бросал писать свою книгу, теряя и обретая надежду высказать в ней все то, что ему хотелось высказать. В архиве писателя сохранилось пятнадцать вариантов начала романа. В основе замысла произведения лежал глубокий интерес Толстого к истории, к философским и общественно-политическим вопросам. Произведение создавалось в атмосфере кипения страстей вокруг главного вопроса той эпохи – о роли народа в истории страны, о его судьбах. Работая над романом, Толстой стремился найти ответ на эти вопросы.
Для того чтобы правдиво описать события Отечественной войны 1812 года, писатель изучил огромное количество материалов: книг, исторических документов, воспоминаний, писем. «Когда я пишу историческое, – указывал Толстой в статье «Несколько слов по поводу книги “Война и мир”, – я люблю быть до малейших подробностей быть верным действительности». Работая над произведением, он собрал целую библиотеку книг о событиях 1812 года. В книгах русских и иностранных историков он не нашел ни правдивого описания событий, ни справедливой оценки исторических деятелей. Одни из них безудержно восхваляли Александра I, считая его победителем Наполеона, другие возвеличивали Наполеона, считая его непобедимым.
Отвергнув все труды историков, изображавших войну 1812 года как войну двух императоров, Толстой поставил себе цель правдиво осветить события великой эпохи и показал освободительную войну, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Из книг русских и иностранных историков Толстой позаимствовал лишь подлинные исторические документы: приказы, распоряжения, диспозиции, планы сражений, письма и т. д. Он внес в текст романа письма Александра I и Наполеона, которыми русский и французский императоры обменялись перед началом войны1812 года; диспозицию Аустерлицкого сражения, разработанную генералом Вейротером, а также диспозицию Бородинского сражения, составленную Наполеоном. В главы произведения включены также письма Кутузова, которые служат подтверждением характеристики, данной фельдмаршалу автором.
- Самостоятельная работа с текстом учебника о композиции романа. Работа по вопросам.
5) Дом.задание. Прочитать главы, которые раскрывают «мысль семейную» в романе.
6) Рефлексия
- Что можно сказать о романе «Война и мир» только увидев объем этого произведения?
- Можете ли вы после нашего сегодняшнего разговора мотивировать себя на чтение этого романа? Попробуйте это сделать вслух.













15