Устный журнал «Россия – Родина моя».


Устный журнал «Россия – Родина моя».
Цель: 1) осознание понятия «Родина»; использование полученных знаний
для поиска дополнительной информации об историческом прошлом
страны;
2) развитие исследовательских способностей учащихся;
3) воспитание чувства патриотизма, толерантности.
Оборудование: презентация, карты России (физическая и политическая), картины природы России, Конституция РФ, выставка литературных произведений народов, проживающих на территории России, выставка рисунков учащихся «Миру – мир!»

Ход мероприятия
I. Вступление.
Учитель:
- Ребята, мы сейчас отправляемся в заочное путешествие по журналу, название которому « Россия – Родина моя!»
-Как, вы, думаете, какими качествами должен обладать путешественник? У вас они есть? Тогда - вперёд!
(звучит отрывок из песни « С чего начинается Родина?» сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера. Учитель читает стихотворение)
- Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовём.
- Разрешите отправиться в полёт?
II.Сообщение темы и цели устного журнала.
Учитель
- Ребята, где вы родились, где росли?
Для всех для вас это маленькая родина. А вот если объединить все маленькие родины, всех ребят, то получится одна большая Родина всех наших людей, наша страна - Россия.
- Сегодня мы вспомним всё, что знаем о нашей многонациональной Родине, её историческом прошлом, об отношениях между людьми, о природе страны.
- Послушайте стихотворение:
Если скажут слово - Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
- А вы, ребята, как понимаете слово Родина?
 
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубомИ душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды –
Звезды мира над Кремлем.
 
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем.
 
- А как называется наша Родина? Наша страна? (Россия)
1 страница нашего журнала – «Российская Федерация».
- Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она.
- На карте России много голубого цвета. Что он обозначает? (реки, моря, озера)
-Наша страна очень красива и богата!
Как велика моя земля,
Как широки ее просторы!
Озера, реки и поля,
Леса и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна.
В другом – снега и вьюга.
Когда глухая ночь у нас
Чернеет за оконцем,
Дальневосточный край в тот час
Уже встречает солнце.
- Действительно, Россия – огромная страна. В нашей стране живут разные народы, разных национальностей.
- Как называют человека, живущего на территории Российской Федерации? (россиянин)
- Кто является главой нашего государства? (президент)
- Кто из вас знает фамилию, имя и отчество нашего президента?
- На территории России находится огромное множество городов.
Я предлагаю вам отгадать названия городов, которые есть в России.(слова рассыпались, их нужно собрать: Тула, Ростов, Новгород, Орел, Калуга, Рязань)
- Как называется главный город Российской Федерации? Столица нашей Родины? (Москва)
- Главная достопримечательность Москвы? (Кремль, Красная площадь)
- Почему ее назвали Красной? (цвет красного кирпича)
2 страница «Государственные символы»
- Каждая страна имеет государственные символы.
- Что такое символ? (Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал)
- Так какие символы нашего государства вы знаете? (герб, флаг и гимн)
- Рассмотрим с вами герб нашей страны. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нем отражена история. Что на нем изображено?
На герб посмотрим: здесь орел,
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну-
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко –
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль все, не шел чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами – короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьем сраженный.
- Так почему у орла две головы?
- Покажите скипетр. (это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями)
- Как выглядит держава? (золотой шар с крестом)
- В давние времена держава, скипетр и корона служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам о историческом прошлом нашей страны и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств.
- На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Кто этот всадник? (Георгий Победоносец. Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. Он на гербе побеждает дракона. Ужасный черный змей –символ зла. Верный конь воина топчет дракона копытами.)
- Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
 
- Составьте флаг России (из полосок цветной бумаги)
 
- А флаг России – триколор,
Полотнище в три цвета.
Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
- День 22 августа отмечается в нашей стране, как день Государственного флага Российской Федерации.
 
- Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия – любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил,
Работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
 
- Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых наиболее важных случаях.
- Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни.
- Кто написал стихи и музыку гимна? (слова – Сергей Владимирович Михалков, а музыку – Александр Васильевич Александров)
 
- Отгадайте загадку. О каком дереве идет речь?
Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (береза)
- 3  страница «Русская березка»
- Почему мы с вами обращаем внимание на это дерево? Разве о деревьях мы сегодня говорим?
- Березку милую, родную, издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы!
 
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я сними жил и рос,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
 
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
 
Ты до того, березонька, красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя не мыслима Россия
И я не мыслим без твоей красы.
 
На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорая березка –
Символ Родины моей!
 
И не найти ее красивей,
На радость нам она цветет.
В ней образ матери – России
Неувядаемый живет.
 
- И где бы ни росла русская березка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она, красавица русского леса. И будет стоять вечно!
 
- А какой зверь является символом России?
Отгадайте загадку: Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой, спит в избушке снеговой! (медведь)
- Почему именно медведь символизирует Россию? (такой же могучий, сильный и справедливый)
 
4 страница «Собери пословицу»
- Наш народ очень любит Родину. О Родине сложено много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц.
 
Родина – мать,                                                  умей за нее постоять.
Нет в мире краше                                              Родины нашей.
Для Родины своей                                            ни сил, ни жизни не жалей.
Родная сторона – мать,                                     чужая – мачеха.
Человек без Родины,                                        что соловей без песни.
 
5 страница «Мини – викторина»
- А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы по теме нашего занятия. Мы посмотрим как вы запомнили все о чем мы говорили сегодня.
1) Как называют человека, живущего на территории Российской Федерации?(россиянин)
2) Кто является главой нашего государства? (президент)
3) Назовите фамилию, имя и отчество нашего президента?
4) Назовите столицу России. (Москва)
5) Какие символы России вы знаете? (герб, гимн и флаг)
6) Как зовут всадника, изображенного на гербе России? (Георгий Победоносец)
7) Какое животное считают символом России? (медведь)
8) Какое дерево также считают символом России? (белоствольную березку)
9) Что значит словосочетание «многонациональная страна»? (здесь живут разные народы, разных национальностей)
10) Какие пословицы о Родине вы запомнили?
 
 
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный зной твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей грозою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою – рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называю
Одним широким словом Русь!
IV.Итог мероприятия
- А сейчас я предлагаю вам проявить свою фантазию и воображение. У каждой группы ребят лежат большие листы, фломастеры, карандаши и картинки. Ваша задача – изобразить природу России. Вы можете использовать картинки, можете рисовать карандашами, фломастерами, а можете использовать и то, и другое вместе.