Выступление на педсовете Одаренные дети


ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ (из опыта работы)
Дети, опережающие свой возраст, обладают чрезвычайной способностью к подражанию, к усвоению того, как говорят и мыслят старшие. Отсюда велика роль старшего, позволяющего ребенку достичь незапланированных высот, т.е. идущего рядом. С ребенком учителя.
Процесс обучения для таких детей предусматривает дифференциацию по помощи, которую будет оказывать взрослый.
В школе определили направления: создать банк данных о детях, составить индивидуальную программу интеллектуального развития, определить статус данного ребенка в детском коллективе и построить воспитательную работу так, чтобы создать комфортные условия для ребенка.
Интеллектуальные возможности детей определялись путем:
а) тестирований;
б) анализа списков победителей турниров разного ранга;
в) наблюдения и сравнения учебных и внеучебных результатов;
г) опроса всех учителей школы о детях, которые проявляют способности не по возрасту;
д) анализа внешкольной занятости детей и ее результативности.
Выяснилось, что детей, занятых одним кругом проблем, в классе немного. Отсюда появилась необходимость создания разновозрастных групп по интересам, во главе которой стоит учитель (специалист) по данному кругу проблем. Это позволяет способным детям найти друзей, снижает уровень дискомфортного общения, позволяет продемонстрировать свои успехи группе заинтересованных людей, а также (может быть, самое главное) поучиться у разных учителей одного профиля, так как в группу по интересам собираются дети от разных преподавателей. Более того, результаты своего труда школьник представляет в виде печатной работы на конференции, где учится публично выступать, выслушивать критику, находить единомышленников и руководителя своей деятельностью.

При формировании групп по интересам представляется возможность отобрать детей:
а) с общими интеллектуальными способностями (которых отмечают учителя самых разных предметов);
б) с конкретными академическими способностями (их отмечают отдельные предметники);
в) с творческими спос
·обностями (их отмечают дети, классные руководители);
г) с лидерскими (руководящими) способностями (их отмечают дети, учителя);
д) с исполнительскими способностями (видны всем во внеурочных мероприятиях);
е) с психомоторными способностями.
При анализе списков отобранных или самозаписавшихся в группу детей видна структура любого класса. Если в классе в центре стоят дети-интеллектуалы, тогда им там комфортно, и процесс учебы и общения носит совсем иной характер, нежели в классе, где в центре стоят дети с очень низким уровнем развития, а способные ребята испытывают на себе все тяготы изгоев.
Такой анализ позволяет корректировать воспитательную работу, с одной стороны, а с другой стороны - позволяет детям со средними способностями, но огромным интересом примыкать к
группе по интересам и добиваться успехов в смотрах и конкурсах.
Формировать группы по интересам начинаем с самозаписи, тем самым открыв возможность всем детям заявить о себе, дальше происходит самоотсев части детей. Остаются действительно заинтересованные ученики. Чем больше групп заявлено, тем большее число детей находит себе место для работы.
После формирования групп проводится тестирование детей для уточнения общего уровня знаний о ребенке. Определяется, к какому типу высшей нервной деятельности он относится, чтобы знать как строить с ним работу дальше, а в группе помочь ему определиться с выбором темы, подбором литературы, в поиске единомышленников, предоставив самостоятельность в работе.
Такой подход позволяет увидеть детей с опережающим развитием, помочь им в личностном становлении, а также открыть большое количество интересных детей, не проявивших себя особыми успехами, но проявляющих постоянный интерес к чему-либо, чтобы помочь им достигнуть желаемого результата. Помимо этого, решаются проблемы взаимоотношений в коллективе детей и учителей и восстанавливаются вертикальные и горизонтальные связи.

15