Разработка урока химии в 8 классе по теме:Изменения в составе ядер атомов. Изотопы


Разработка урока химии в 8 классе
по теме: «Изменения в составе ядер атомов. Изотопы»
учитель биологии и химии МОАУ Гимназия № 1 Штифанова Ирина Анатольевна
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
Расширить и углубить знания учащихся об элементарном составе атома;
Сформировать представления об изотопах и расширить на этой основе содержание понятия «химический элемент».
Развивающие:
Продолжить развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Формировать умение работать индивидуально и в парах.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию добросовестного отношения к труду: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность.
Способствовать формированию естественно-материалистического мировоззрения, развитию познавательного интереса, расширения кругозора учащихся.
Основные понятия: атом, ядро, элементарные частицы, протон, электрон, нейтрон, заряд атома, изотоп, химический элемент.Оборудование: периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, Химия. 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – М: «Дрофа», 2011.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний учащихся (хим. диктант)
Вариант 1 Вариант 2
1) Укажите «адрес» (номер, периода, группу и подгруппу) для элементов:
азот алюминий
2) Укажите название и химический знак элемента на основании его положения в П.С.:
3 период IIА группа 2 период VIIА группа
3) Определите число протонов для:
кремния цинка
4) Определите число электронов для:
кальция лития
5) Определите число нейтронов для:
фосфора калия
Взаимопроверка с выставлением оценок (критерии на доске).
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
более 2 ошибок – прийти на консультацию
3. Актуализация знаний учащихся
Фронтальная беседа по вопросам:
1) Из каких частей состоит атом?
2) В какой части атомного пространства располагаются электроны?
3) Что вы знаете об электроне?
4) Какими частицами образовано ядро атома? Почему ядро имеет положительный заряд?
5) Что вы знаете о протоне?
6) Что вы знаете о нейтроне?
4. Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока.
Вопросы учащимся: - Число каких элементарных частиц в атоме всегда постоянно?
- Какие частицы определяют положительный заряд ядра атома?
- Какие частицы определяют основную массу ядра атома?
- В какой части атома сосредоточена его основная масса?
Работа с П.С.: какими числами представлены относительные атомные массы элементов?
Вопрос: Если масса атома определяется количеством протонов и нейтронов, массы которых выражены целым числом (единицей), то почему Аr элементов представляют собой дробные величины?
У учащихся недостаточно предметных и межпредметных знаний по этому вопросу, поэтому необходимо их вывести на решение данной проблемы.
Тема урока: Изменения в составе ядер атома. Изотопы. (запись в терадь)
5. Решение учебной проблемы.
Вопросы: - Что получится, если в ядре атома изменить число протонов? Например, в ядро атома кислорода добавить еще один протон. (варианты ответов учащихся)
Получится атомное ядро другого химического элемента – фтора.
- А если из ядра атома кислорода убрать один протон?
Получится атомное ядро химического элемента – азота.
- Чего следует ожидать, если в ядре изменить число других частиц – нейтронов? Можно ли ожидать образование другого химического элемента? (варианты ответов учащихся)
Нет, т.к. заряд ядра, т.е. число протонов в нем, по условию не меняется. Следовательно, мы получим разновидность того же самого химического элемента, но уже с другим значением Аr - изотоп. Очевидно, теперь стало понятным, почему в П.С. приведены не целые, а дробные значения Аr – все дело в изотопах.
Задание уч-ся: Пользуясь учебником, выписать определение «изотопы» в тетрадь.(п.8 с.51)
Физминутка.
Встали. Потянулись. Сбросьте руки вниз –вдоль туловища,
-далее – руки к плечам – круговые движения назад на 4 счета, затем вперед на 4 счета,
-руки на талию – пружинящие наклоны вправо на 2 счета, влево на 2 счета, повторить,
-потянулись, сбросили руки вдоль туловища, улыбнулись, сели, продолжаем занятие.
6. Доказательство и применение найденного решения.
Учащимся предлагается обратиться к элементам аргону и калию (нарушение в расположении элементов по принципу возрастания их атомных масс).
Это объясняется тем, что содержание тяжелых изотопов аргона в природе превышает содержание более легких, а в случае с калием – наоборот. Поэтому средняя арифметическая Аr калия оказывается меньше, чем у аргона.
Задание учащимся (работа в парах): - Определите, каких изотопов – тяжелых или легких – больше содержится в природе для элементов: а) теллура и йода; б) кобальт и никель.
Обсуждение ответов учащихся.
Выводом к этой части урока могут служить два положения: (запись в тетрадь)
1) Химическим элементом называют вид атомов с одинаковым зарядом ядра, т.е. одинаковым числом протонов.
2) В результате изменения числа нейтронов в ядре атома образуются разновидности того же самого элемента, различающихся массовыми числами, - изотопами.
7. Закрепление.
Задание: заполните таблицу для изотопов водорода
Элементарные частицы Изотопы
1Н-протий 2Н- дейтерий 3Н - тритий
р+ n0 е 8. Домашнее задание
п. 8 , термины выучить, зад. 5 с.53 (по желанию)
Выставление оценок за урок. Используемая литература:
1. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия 8 класс/О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова. – М.: Дрофа, 2002.
2. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке, М.: Знание, 1985
3. Конюхов М.Н. О двух вариантах проблемной ситуации//Химия в школе. – 1981. - №4
4. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Проблемно-интегративный подход и методика его реализации в обучении химии// Химия в школе. – 1999. - №3.