Выступление на педсовете на тему Приемы формирования положительной мотивации через актуализацию знаний учащихся на уроках биологии


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Приемы формирования
положительной мотивации
через актуализацию знаний учащихся
на уроках биологии




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




Учитель биологии Т.А. Коботова





Ноябрь, 2012 г.
Что такое мотивация?

- Мотивация – это побуждение к деятельности.

Что такое актуализация знаний?

- Актуализация знаний - этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания.

Все мы знаем особенности наших детей и учитываем их в своей работе.


На начальном этапе урока можно учитывать несколько видов побуждений учащихся:
1. Актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"),
2. Вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"),
3. Усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.


К приемам, которые наиболее часто используются для мотивации, относятся:
связь изучаемого с жизнью, с достижениями науки и техники;
показ недостаточности имеющихся знаний;
создание проблемной ситуации;
использование художественной и научно-популярной литературы, произведения искусства;
экскурсы в историю:
использование сравнений;
привлечение занимательных приемов, опытов, парадоксов;
использование игровых ситуаций и др.









13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415




13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Актуализация знаний чаще всего проходит в виде беседы. При этом важно актуализировать не только знания, полученные на уроках, но и жизненный опыт учащихся, т. к. это обеспечивает мотивацию учения школьников и включение их в совместную деятельность. Известно, что человек осознанно усваивает только те научные знания, которые приобретают личностный смысл. Чтобы такой смысл появился, необходимо обратиться к уже имеющимся личностным смыслам ребёнка в изучаемой теме. Пренебрежение этим этапом приведёт к отсутствию мотивации к учению, а значит, отсутствию интереса, нежеланию ребёнка работать.

А теперь перейду к конкретным примерам.
На уроке в 8 классе при изучении темы «ВНД» предлагаю следующую задачу: «Известный литературный герой Маугли вырос среди зверей. При этом он был высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми человеческими качествами. Оцените реальность описанного Киплингом облика Маугли с позиций современной науки».

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


При изучении темы «Бактерии» в 7 классе я ставлю проблему:

«Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? Ответ учеников - да, так как бактерии встречаются повсюду. Пояснения учителя - в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению».

В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинно-следственных связей (причина – бактерии гниения – разрушители погибших животных и растений, следствие - их благоприятная среда-влага) Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводный, с малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




 9 класс. «Черный ящик»





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415





Древние философы и  поэты отождествляли этот орган с «душой» человека, они полагали, что именно этим органом человек любит, ненавидит, чувствует и переживает. Какой орган имелся в виду, что находится в черном ящике? (модель сердца).



Хорошо, если будут задания для реализации воспитательного потенциала урока.  
Например:
- Может ли человек прожить без сердца? А почему встречаются бессердечные люди?










Следующее задание, которое я вам предлагаю выполнить - «Найди ошибки»:


Картофель – это фруктовое растение из семейства крестоцветных. Он используется в пищу, особенно вкусны его плоды – стручки. Картофель – это многолетнее растение.


Капуста – это фруктовое растение из семейства розоцветных. Она используется в пищу, особенно вкусны её плоды – ягоды. Капуста – однолетнее растение.


___________________________________________________________

«Кто лишний?»

Дождевой червь. Гусеница капустницы. Белая планария.

Ответ обоснуйте.
____________________________________________________________



Можно использовать высказывания знаменитых людей.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Сократ: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».
Объяснить.

Один из уроков в 7-ом классе я начинаю с рассказа легенды о манне небесной. Но после моего рассказа, в результате беседы выясняется, что манную крупу получают из пшеницы. О чем же говорится в легенде?


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


(о съедобном виде лишайников – лихен эскулентус, который перекатывается ветром по пустыням Африки и Малой Азии)


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415









Соберите логическую цепочку из понятий:

- опыление
- цветение
- плодоношение
- оплодотворение

__________________________________________________________________





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




Соберите логическую цепочку – расположите в правильном порядке этапы выращивания капусты:
- высаживание на грядки
- посев семян
- пикирование
- выращивание рассады
- обильный полив, рыхление, подкормка, прополка





Можно использовать мозговой штурм. Например, предположите возможные причины вымирания динозавров.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


_________________________________________________________________

Отгадайте ребус (название отдела растений) и составьте предложение с этим словом.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Ситуация:
Вы пришли к товарищу, а он болен. Какие народные средства для лечения простуды вы посоветуете ему, используя знания о растениях?

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

_________________________________________________________________


Большую помощь в работе оказывают диски, на которых: биологические карты, загадки, лабиринты, тесты, задания с рисунками, анимация, которую можно самостоятельно озвучивать, схемы, таблицы и многие другие интересные задания.


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Каждый учитель, опираясь на свой опыт работы и индивидуальные особенности, использует свое сочетание приемов мотивации, учитывая, что эффективность воздействия приема зависит от учебных возможностей школьников, их интересов и эмоций учителя и ученика. Важно, что яркая познавательная мотивация оказывает воздействие на всех учащихся класса, в том числе и слабоуспевающих.
Класс – это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое «я». И мы должны об этом всегда помнить – только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными!


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415