Доклад Повышение мотивации по познанию мира, через форму групповой работы.


Повышение мотивации по познанию мира, через форму групповой работы.
В своем ежегодном послании народу "Казахстанский путь — 2050:Единая цель, единые интересы, единое будущее" Президент Н.А. Назарбаев определил семь приоритетных направлений предстоящей работы и одним из них является направление развития образования в Казахстане. «Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке — это активные, образованные и здоровые граждане. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации".[1]
Грядущие перемены, современные инновационные технологии требуют от учителей высокого профессионализма, аналитического мышления и развитых коммуникативных навыков в сфере образования.
Учебный процесс  строится на основе поисковой, исследовательской  деятельности, в ходе которой происходит обмен мнениями между учащимися, разворачиваются дискуссии. Переход урочной системы от фронтальной к групповым формам работы – это требование времени.
Работая с учениками младших школьников, я заметила, что у них в первом и во втором классе очень высокая степень активности на уроках, они старательны, добросовестно относятся к учебе. Начиная с третьего класса, старание угасает и падает интерес к учебе. При переходе в среднее звено, учителя замечают эту же проблему. Понижается качество знания, трудности в запоминании и пересказе текста. Учащиеся не выполняют домашнее задание или выполняют, но не полностью раскрывают их содержание. Как заинтересовать детей в учебной деятельности на уроках познания мира? Как помочь справиться с объемом материала, который изучают дети на уроках познания мира?
Почему познание мира? Потому что этот предмет вызывает тревогу. Есть дети, у которых проблемы в речевом развитии, психологического плана, низкий уровень интеллекта. Все это создает определенные трудности для детей в овладении знаниями. Они избегают учебных ситуаций, часто отвлекаются, а на уроке надо принимать участие. Предмет познание мира, исходя из своей практики, всегда дается нелегко, в понимании этот предмет всегда является сложным. Учащиеся на мой вопрос отвечали «тяжело запомнить организм человека», «большой объем материала», «много заданий».
Проблема развития познавательного интереса учащихся на уроках волнует многих учителей. Меня заинтересовал такой факт, что развитие познавательного интереса учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников, таких как учителя, сверстники, учебники. Не секрет, что контингент учащихся в общеобразовательной школе разный, поэтому учителю приходится сталкиваться в своей практике с такими трудностями, как одним учащимся дается это легко, а другим — нет. Каждый учитель в школе старается решить данную проблему, применяя различные формы и методы работы. Меня, как учителя также волнует вопрос, как научить детей учиться, как их заинтересовать, исходя из этого необходимо применять такие формы работы с учащимися, чтобы способствовать повышению их интереса. Одним из таких подходов для меня является групповая форма работы.
Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах работы. Воспитательная ценность  данного вида работы заключается в сопереживании участников, вызванном решением поставленных задач перед группой и в формировании собственной точки зрения, уверенности. Из собственного опыта групповой работы могу отметить, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что хорошо сказывается на улучшении психологического  климата на уроке.
            Работа в группе позволяет регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, применять  взаимоконтроль, взаимообучение, так же позволяет  формирование  самооценки учащихся за свою работу,  взаимооценки, развивает  интерес к предмету, а использование опорных   таблиц, схем, кластеров рисунков и т. п. облегчит запоминание изучаемого материала.
Групповое обучение способствует развитию социально значимых отношений между учителем и учащимися, так же учащихся между собой. Именно в группе происходит развитие коммуникативной компетенции, учащиеся обучаются  рефлексии, умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что он делает, зачем и почему он это делает и говорит  то или иное, и оценивает свои действия.
Групповая форма работы очень эффективна, так как, работая в группах, учащиеся получают пользу от сотрудничества с разными людьми. Необходимо отметить, что при групповой форме обучения учащиеся развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане, то есть имеют возможность общаться со сверстниками, защищать и представлять свои идеи, обмениваться мнениями, принимать активное участие во взаимооценивании и оценивании самих себя.
Интересным фактом для учителя, в процессе изучения влияние групповой работы на познавательный интерес являются принципы групповой работы, которые выделяет эстонский ученый Х. И. Лийметс:
на несколько групп от 3 до 6 человек;
каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;
внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени»);
процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
Из принципов групповой работы видно, что для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. Одно из важных условий эффективной организации групповой работы – правильное, продуманное комплектование групп.
При комплектовании групп в расчет надо брать два основных признака: уровень учебных достижений учащихся и характер межличностных отношений.
Что касается количественного состава группы, то исходя из опыта работы, могу утверждать, что группа из четырех-пяти  человек в большей мере склонна к обсуждению, чем группа из шести – восьми  человек. Деятельность группы из четырех учащихся более продуктивна, чем работа пары.
Я чаще применяю эту форму работы на познании мира, литературном чтении. Так как именно на  этих предметах обычно имеется достаточно большой объём информации, который необходимо изучить за определённое количество времени. Не всегда бывает возможным обработать данный материал за урок по традиционной системе обучения. Поэтому считаю, применение групповой формы работы актуальной.
Групповые формы работы позволяют создать более близкие контакты между учащимися, чем при традиционных формах обучения. Из опыта работы заметила, что учащиеся обучаются эффективнее при активном участии в процессе обучения, не смотря на предмет, работая в маленьких группах, они больше узнают, нежели ту же самую информацию, представленную в других формах. Именно в группе происходит обучение рефлексии. Обучение в группе позволяет всем учащимся активно участвовать в процессе обучения, быть активными, сотрудничать совместно друг с другом для достижения положительного результата. В процессе обучения ребят в группе увеличивается степень самостоятельности учащихся, развиваются творческие способности каждого, складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления.
Эффективность проведения групповых занятий зависит от подбора учителем заданий в зависимости от степени подготовленности учащихся. При групповой форме обучения меняется роль учителя. Он выступает в качестве организатора познавательной деятельности учеников, следит за соблюдением правил сотрудничества, осуществляет корректировку работы группы. Такими заданиями являются: заполнение кластера, создание постера по теме урока и т. д. Такие задания в группе способствуют развитию у учащихся умению мыслить самостоятельно, настроиться на успех. Учащиеся активно взаимодействуют в группе, обмениваются мнениями, сотрудничают.
Хотелось бы отметить следующее: на традиционных уроках наблюдалось, что учащиеся с низким уровнем мотивации чаще всего не участвовали в процессе обучения, старались быть незамеченными, то при групповой форме работы такие учащиеся становятся более раскрепощенными, так как чувствуют поддержку со стороны своих одногруппников. Также при выполнении более сложных заданий в группе учащиеся добивались положительного результата чаще, чем при выполнении таких заданий индивидуально.
Таким образом, применяя групповую работу на своих уроках, я хотела бы отметить, что повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний, при совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию взаимоуважения, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Сами дети сделали вывод, что работать вместе - это здорово.
1. Послание Президента РК народу Казахстана от 17 января 2014 года
2. Х. И. Лийметс. Групповая работа на уроке. — М. 1975