Выступление на тему: Одаренные дети-какие они?


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АТЕМАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Выступление на секционном семинаре на тему: «Одаренные дети – какие они?»
Подготовил:
учитель начальных классов
Казакова К.В.
«Одарённость человека- это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.»
Сухомлинский Василий Александрович
Эти слова Сухомлинского подтверждают то, что одарённый человек, словно яркая звёздочка, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.Тема моего выступления Какие они- одаренные дети? Одарённые дети-вундеркинды, способные, талантливые, гениальные. Их называют по-разному. Каждый ребёнок уникален и имеет право развиваться в своём темпе по своей образовательной траектории.
Одарённый ребёнок в детском сообществе, такой яркий и не похожий на остальных. Это ребёнок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Одарённость проявляется в опережающем развитии и физических данных.
Опережающее познавательное развитие:
- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.
- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.
- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.
- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики.
- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
Психосоциальная чувствительность:
- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.
- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.
- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.
- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.
- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.
Физические характеристики:
- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.
- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).
Как выделить из группы детей одарённого ребёнка? Выявление одарённых детей возможно различными путями. Самый простой и доступный - это наблюдение. В результате наблюдения выявляются способности ребёнка, его склонности и интересы. Особое внимание нужно обратить на детей, которые задают много вопросов, интересуются окружающим, знают о том, что для их сверстников не представляет никакого интереса. Необходимо выделять детей, которые быстро запоминают прочитанное или рассказанное взрослыми, эмоционально реагируют на всё новое, оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения. Ещё один возможный путь выявления одарённых детей - это тестирование при помощи специальных заданий. Выявление умственно одарённых детей предполагает использование "тестов интеллекта"- методик, направленных на оценку общих умственных способностей детей, " креативных тестов" - методик направленных на оценку познавательной активности. Природная одарённость ребёнка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьётся его творческий потенциал, во многом зависит от работы психологов, педагогов и главным образом семьи. Существует несколько видов одарённости: 
1.Интеллектуальная одарённость- "светлая голова». Ребёнок обладает значительными, глубокими знаниями, умеет самостоятельно их получать, может даже критически отнестись к тем или иным источникам. Дети этого типа одарённости точно и глубоко анализируют различный материал, не редко склонны к философскому осмыслению материала. 
2.Академическая одарённость - особые способности к обучению. Дети этого типа одарённости легко учатся, не просто усваивают материал, но и свободно применяют его в различных учебных и бытовых ситуациях - умеют и любят учиться. 
3.Художественная одарённость- проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности- музыке, танце, скульптуре, сценической деятельности. 
4.Креативная одарённость выражается в нестандартности мышления, в особом, часто не похожем на других взгляде на мир. Не комфортность , нежелание, а подчас просто неумение идти "в ногу" со всеми остальными и являются личностной основой, на которой строится их нестандартное видение мира. Креативность может проявляется широко или лишь в одной сфере.
5.Лидерская, или социальная одарённость характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одарённость предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию. Есть лидеры действия - они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направления движения, ведут за собой.
6.Психомоторная, или спортивная одарённость проявляется в повышенной двигательной активности ребёнка, её разнообразии, в стремлении овладеть сложно координированными движениями.
Что нужно сделать, чтобы талантливый ребёнок не вырос в бездарного взрослого? Прежде всего - пробудить в ребёнке фантазию и развивать её, не просмотреть зачатки тех или иных способностей, особого таланта к каким - то видом творческой деятельности. Первые ростки творчества проявляются в рисовании, лепке, аппликации, если для этого созданы специальные условия условия для развития детских способностей.
Проблемы одарённых детей.
1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появится потому, что учебный план не соответствует их способностям.
2. Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.
3. Конформность. Одарённые дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.
4. Погружение в философские проблемы. Для одарённых детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребёнка.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитаю общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за того им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.
6. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.
7. Ощущение неудовлетворённости. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одарённых детей достичь совершенства во всём, чем они занимаются. Они критически относятся к собственным достижениям, часто неудовлетворенны, отсюда ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
8. Нереалистические цели. Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
9. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими.
10. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
11. Нетерпимость. Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.